Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________

Операции по разборке и сборке двигателя Шевроле Круз

Снимите двигатель F16D3, F16D4 с автомобиля Шевроле Круз. Снимите стартер и генератор. Отсоедините от двигателя коробку передач, вывернув болты ее крепления к двигателю. Снимите сцепление с маховика. Снимите маховик.

Снимите ремень привода газораспределительного механизма и заднюю крышку привода. Снимите головку блока цилиндров. Снимите масляный картер. Поддев отверткой, извлеките из гнезда блока цилиндров задний сальник коленчатого вала.

Снимите маслоприемник, масляный насос и установленную под ним прокладку насоса, а также водяной насос. Снимите масляный фильтр двигателя.

Выверните два болта крепления крышки шатуна любого цилиндра, сдвиньте крышку шатуна с посадочного места легкими ударами молотка через деревянную проставку и снимите крышку с вкладышем.

На крышку и шатун нанесена условная маркировка (значок в виде треугольника и цифра). При сборке двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз цифра и значок должны быть расположены с одной стороны.

Однако шатун и крышка не промаркированы номерами цилиндров. Обязательно промаркируйте их любым доступным способом (например, кернением), чтобы при сборке установить на прежние места, так как крышки шатунов не взаимозаменяемы (шатун обработан вместе с крышкой).

Нажмите деревянным бруском (ручкой молотка) на шатун и выньте поршень с шатуном из цилиндра в сторону верхней плоскости блока цилиндров.

Аналогично снимите поршни и шатуны остальных цилиндров двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз, проворачивая коленчатый вал для доступа к болтам крышек шатунов. Проворачивайте коленчатый вал ключом за лыску на его переднем конце.

Выверните два болта крепления любой крышки коренного подшипника. Отделите крышку от посадочного места легкими ударами молотка через деревянную проставку.

Крышки коренных подшипников предназначены только для одного конкретного блока цилиндров (крышки обрабатывают вместе с блоком).

Между собой крышки не взаимозаменяемы. На крышки нанесены номера, соответствующие порядку их установки, считая от передней части двигателя
(на крышке пятого коренного подшипника номера нет).

Отлитые на крышках литеры «ВК» при установке должны быть направлены к левой стороне двигателя. Снимите крышку с нижним вкладышем.

Выверните болты, снимите остальные крышки коренных подшипников и извлеките коленчатый вал.

ССнимите вкладыши со всех шатунов, с крышек коренных подшипников и со всех постелей в блоке цилиндров двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз.

Вкладыш крышки третьего коренного подшипника увеличенной толщины имеет по боковым торцам буртики, играющие роль упорных полуколец, ограничивающих осевое перемещение коленчатого вала. Аналогичные буртики выполнены и на верхнем вкладыше третьего коренного подшипника.

Разожмите верхнее компрессионное кольцо и снимите его. Аналогично снимите нижнее компрессионное кольцо. Разожмите и снимите верхнее кольцо и нижнее кольцо составного масло-сьемного кольца. Выпрессуйте палец из бобышек поршня и верхней головки шатуна. Не нагревайте шатун перед выпрессовкой пальца.



Рис. 5. Схема измерения цилиндров двигателя Шевроле Круз

А - пояс наибольшего износа; Б - зона измерения после растачивания и хонингования; В - пояс наименьшего износа

 

После разборки тщательно вымойте детали двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз керосином, продуйте и просушите их сжатым воздухом (особенно масляные каналы деталей):

- Осмотрите блок, особенно внимательно опоры коленчатого вала. Трещины в любых местах блока не допускаются.

- Осмотрите цилиндры с обеих сторон. Царапины, задиры и трещины не допускаются.

- Определите фактические диаметры цилиндров. Диаметр цилиндра измеряйте в трех поясах (рис, 5.). В каждом поясе диаметр измеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях (продольном и поперечном).

В зоне над поясом А (на расстоянии 5 мм от плоскости разъема с головкой блока) цилиндры практически не изнашиваются. По разнице размеров в этой зоне и в остальных поясах можно судить об износе цилиндров.

Номинальный размер цилиндра для двигателя F16D3 / F16D4 составляет (79+0,25). Овальность и конусность для двигателя F16D3 не должны превышать 0,0065 мм.

Если максимальное значение износа больше 0,15 мм или овальность превышает указанное значение, расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней (увеличенного на 0,25 или 0,50 мм), оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование.

Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке выбранного ремонтного поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,03 мм. Дефектовку расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих специальным оборудованием.

Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз. Приложите штангенциркуль (или линейку) к плоскостив середине блока; в поперечном и продольном направлениях; по диагоналям плоскости.

В каждом положении плоским щупом определите зазор между штангенциркулем и плоскостью, Это и будет отклонение от плоскостности. Если отклонение больше 0,1 мм, замените блок.

Очистите от нагара днище поршня шабером (можно изготовить из старого напильника). Очистите от нагара канавки под поршневые кольца старым кольцом, вставив его в канавку наружной стороной и перекатывая по канавке. Осмотрите поршни, шатуны, крышки: на них не должно быть трещин.

Осмотрите вкладыши: если на рабочей поверхности обнаружите риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми. Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы.

Измерьте диаметр поршней в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 19 мм от кромки юбки.

Диаметр поршня номинального размера для двигателя двигателя F16D3, F16D4 Шевроле Круз составляет - (78,97±0,15) мм, диаметры ремонтных поршней увеличены на 0,25 и 0,50 мм. По результатам измерений определите зазор между поршнем и цилиндром, при необходимости подберите новые поршни к цилиндрам.

Расчетный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) составляет 0,03 мм. Его определяют промером цилиндров и поршней и обеспечивают установкой поршней номинального или ремонтных размеров.

Максимально допустимый зазор (при износе деталей) 0,15 мм. Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, необходимо подобрать поршни номинального размера к цилиндрам или установить поршни ремонтного размера с расточкой и хонингованием цилиндров: зазор должен быть максимально приближен к расчетному.

Проверьте плоским щупом зазор по высоте между канавками в поршне и кольцами, вставляя кольцо в соответствующую канавку.

Номинальный (расчетный) зазор для обоих компрессионных колец двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз составляет 0,020 мм. Если кольцо велико по высоте и зазор мал, доведите высоту кольца до нужного значения, шлифуя его на наждачной бумаге, уложенной на стеклянную пластину.

Проверьте плоским щупом зазор в замке колец, установив кольцо в цилиндр на глубину около 30 мм. Зазор должен составлять 0,3 мм для обоих компрессионных колец и 0,4-1,4 мм для маслосъемного кольца. Если зазор недостаточен, спилите стыковые поверхности кольца. Если зазор превышает допустимый, замените кольцо.

Все поршни номинального и ремонтного размеров изготовлены с высокой степенью точности и не требуют предварительной сортировки и подбора по массе. При необходимости можно установить в отдельные цилиндры бывшие в употреблении поршни, если они в хорошем состоянии. Балансировка двигателя в этом случае не нарушится.

Проверьте зазоры между вкладышами шатунных подшипников и соответствующими шейками коленвала двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз.

Номинальный расчетный зазор составляет 0,019-0,070 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельного, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены. Если зазор больше предельного, замените вкладыши на этих шейках новыми (номинальной толщины).

Если шейки коленчатого вала двигателя Шевроле Круз изношены и перешлифованы до ремонтного размера, уменьшенного на 0,25 мм, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).

Шейки шлифуют, помимо наличия общего износа, если на них есть забоины и риски или овальность составляет более 0,004 мм, а конусность - более 0,005 мм.

Осмотрите верхние и нижние вкладыши коренных подшипников. Вкладыши центрального (третьего) коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной.

Кроме того, на их боковых торцах выполнены широкие буртики, играющие роль опорных полуколец упорного подшипника коленчатого вала. Если на рабочей поверхности вкладышей появились риски, задиры, отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.

Осмотрите коленвал двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз. Трещины не допускаются. На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не должно быть царапин, забоин, рисок. При обнаружении их замените вал.

Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала по методике, изложенной для шатунных вкладышей.

Если специальной калибровочной проволоки нет, можно воспользоваться механическими измерительными приборами. Для этого измерьте микрометром наружный диаметр коренных шеек.

Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз определяют по методике, изложенной для шатунных вкладышей.

Номинальный расчетный зазор составляет 0,005 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельного, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены. Если зазор больше предельного, замените на этих шейках вкладыши новыми (номинальной толщины).

Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера с уменьшением диаметра на 0,25 мм, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).

Шейки шлифуют, помимо наличия износа, если на них есть забоины и риски или овальность составляет более 0,004 мм, а конусность - более 0,005 мм, уменьшая диаметр на 0,25 мм.

Проверьте параллельность упорных буртиков средней коренной шейки: если они не параллельны, коленчатый вал погнут и должен быть заменен.

Промойте каналы коленвала двигателя автомобиля Шевроле Круз, для чего залейте в радиальные каналы бензин, предварительно затушив их с одной стороны деревянными пробками.

Выдержите не менее 20 мин и промойте каналы бензином, впрыскивая его резиновой грушей, Деревянные заглушки снимите после промывки соединительных каналов. При необходимости повторяйте промывку до вытекания чистого бензина.

Очистите поверхности поршневых пальцев от лаковых отложений, предварительно размягчив их в растворителе. Осмотрите пальцы. Если на них обнаружены трещины, чрезмерный износ в месте контакта с бобышками поршня и следы от проворачивания в верхней головке шатуна, замените пальцы.

Поршневые пальцы и отверстия в бобышках поршней изготовлены с большой точностью. Поэтому поршневые пальцы изготовляют номинальным диаметром 17,990-17,995 мм, обеспечивающим зазор 0,01-0,02 мм между ними и отверстиями в бобышках поршня.

Сопряжение поршневого пальца и поршня проверьте, вставляя предварительно смазанный моторным маслом палец в отверстие бобышки поршня.

При температуре окружающей среды 20 °С палец должен входить в отверстие при нажатии большого пальца руки и не выпадать из бобышки в вертикальном положении поршня с поршневым пальцем.

Сборка двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз

Вставьте шатун в поршень, смажьте поршневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун на том же приспособлении, на котором палец выпрессовывали или с помощью молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца.

Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение.

Установите поршневые кольца в порядке, обратном снятию, расположив их, как показано на рис. 6.


Рис. 6. Порядок расположения поршневых колец на поршне двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз

1 - шатун; 2 - поршень; 3 - нижнее кольцо составного маслосъемного кольца; 4 - расширитель маслосъемного кольца; 5 - верхнее кольцо составного маслосъемного кольца; 6 - нижнее компрессионное кольцо; 7 - верхнее компрессионное кольцо; 8 - метка

Сориентируйте кольца, как показано на рис. 7. Установите кольца на остальные поршни.



Рис. 7. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз

1 - замок расширителя маслосъемного кольца и верхнего компрессионного кольца; 2 - замок верхнего кольца составного маслосъемного кольца; 3 - замок нижнего компрессионного кольца; А - замок нижнего кольца составного маслосъемного кольца

Уложите в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников. Смажьте вкладыши моторным маслом. Установите коленчатый вал в блок цилиндров.

Уложите в крышки коренных подшипников нижние вкладыши, совместив усики вкладышей с выемками на крышках.

Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз могут различаться по расположению отверстия для подвода масла. Вкладыши устанавливайте так, чтобы эти отверстия совпали с отверстиями каналов для подвода масла в постелях опор коренных подшипников.

После установки вкладышей в гнезда их концы немного выступают наружу, поэтому для правильного ориентирования вкладышей при окончательной затяжке болтов крепления крышек подшипников проследите, чтобы выступание обоих концов было одинаковым.

Смажьте моторным маслом коренные шейки коленчатого вала двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз. Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках коренных подшипников коленчатого вала. Установите крышки коренных подшипников согласно порядковым номерам, сориентировав по меткам.

Установите болты крышек, равномерно подтяните болты до отказа, не затягивая окончательно, выверните на один оборот, затяните моментом 50 Нм (5,0 кг/см) и доверните на 50*, а затем еще на 15°.

Проверьте правильность сборки, провернув коленчатый вал рукой на несколько оборотов. Вал должен вращаться свободно и плавно.

Установите вкладыши в шатуны, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне. Смажьте моторным маслом зеркала цилиндров, поршни, поршневые кольца и шатунные вкладыши. Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, заворачивая винт сожмите кольца.

Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в ВМТ. Установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне, нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр.

Аналогично установите поршни в остальные цилиндры. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.

Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленвала двигателя F16D3, F16D4 автомобиля Шевроле Круз. Установите крышку шатуна, соединив ее с шейкой коленчатого вала и совместив метки на шатуне и крышке. Вверните шатунные болты, не затягивая их окончательно.

Затяните шатунные болты до отказа, не затягивая их окончательно; затем отверните их на один оборот, затяните моментом 25 Нм (2,5 кг/см) и доверните на 30", а затем еще на 15°.

Проверьте легкость перемещения шатуна вдоль шатунной шейки. При заедании отверните шатунные болты и повторно затяните их номинальным моментом.

Проверьте боковой зазор шатуна, он должен быть 0,070-0,242 мм. Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипов коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал.

Аналогично закрепите крышки остальных шатунов. Проверьте осевой зазор коленчатого вала, он должен быть 0,07-0,1 мм.

Увеличенный зазор указывает на износ опорных фланцев коленчатого вала или постели среднего коренного подшипника. В этом случае замените коленчатый вал. Если это не приведет к уменьшению осевого зазора, придется заменить блок цилиндров.

Установите задний сальник коленчатого вала. Установите маслоприемник и масляный насос. Установите масляный картер. Установите маховик. Далее собирайте двигатель в порядке, обратном разборке.

После сборки двигателя двигателя F16D3, F16D4 и установки на автомобиль Шевроле Круз рекомендуется провести его обкатку:

- Убедитесь в правильности регулировки привода дроссельной заслонки, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений.

- Во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, обратите внимание на наличие посторонних шумов.

- Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину.

_________________________________________________________________________

Chevrolet Aveo

Chevrolet Captiva

Chevrolet Cruze

Chevrolet Lacetti

Chevrolet Lanos

Chevrolet Niva

Chevrolet Captiva

Chevrolet Lanos

Chevrolet Lacetti

Chevrolet Aveo

Chevrolet Niva

Chevrolet Cruze

Диагностика и сервис АКПП Шевроле Круз

Обзор бензиновых двигателей F16D3, F16D4 автомобилей Шевроле Круз

Обслуживание головки блока цилиндров двигателя Шевроле Круз

Элементы кузова Шевроле Круз

Устройство и техобслуживание МКПП Шевроле Круз

Комплектующие детали передней подвески Шевроле Круз

Коленвал и поршневая группа двигателя Шевроле Круз

Детали приводов передних колес Шевроле Круз

Операции по разборке и сборке двигателя Шевроле Круз

Техобслуживание и ремонт тормозной системы Шевроле Круз

Механизм рулевой рейки и ГУР автомобиля Шевроле Круз

Обслуживание системы рулевого управление Шевроле Круз

Компоненты электронной системы управления двигателем Шевроле Круз

Техническое обслуживание сцепления Шевроле Круз

Конструкция тормозной системы автомобиля Шевроле Круз

Сборочные элементы задней подвески Шевроле Круз

Элементы системы зажигания и электрооборудование автомобиля Шевроле Круз

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис