Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________________

Комплектующие детали сцепления автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Рис.1. Сцепление ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и его привод

1 – оболочка троса; 2 – нижний наконечник оболочки троса; 3 – кронштейн крепления троса; 4 – защитный чехол троса; 5 – нижний наконечник троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – поводок троса; 9 – вилка выключения сцепления; 10 – кожух сцепления; 11 – болт крепления сцепления к маховику; 12 – ведущий диск (корзина) сцепления; 13 – маховик; 14 – ведомый диск; 15 – первичный вал коробки передач; 16 – нижняя крышка картера сцепления; 17 – картер сцепления; 18 – нажимная пружина; 19 – подшипник выключения сцепления (выжимной подшипник); 20 – фланец муфты подшипника; 21 – втулка муфты подшипника; 22 – уплотнитель; 23 – верхний наконечник оболочки троса; 24 – верхний наконечник троса; 25 – кронштейн педали сцепления; 26 – пружина педали сцепления; 27 – педаль сцепления; 28 – упорная пластина.

Сцепление автомобилей ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 – однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа. Расположено в алюминиевом картере 17, прикрепленном тремя болтами и одной шпилькой к блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач.

Кожух сцепления 10 соединен с маховиком 13 шестью болтами. В маховике имеются три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его.

Тремя парами упругих стальных пластин кожух 10 соединен с ведущим диском (корзиной). Этот узел в сборе балансируют на стенде, поэтому заменять его следует целиком.

Замена козины сцепления и маховика ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 необходима при кольцевом износе лепестков нажимной пружины 18 на глубину более 0,8 мм, а также при уменьшении усилия на педали при выключении сцепления (и, соответственно, увеличении рабочего хода), что указывает на большой износ поверхности ведущего диска или "осадку" пружины.

Ведомый диск сцепления в сборе с пружинно-фрикционным демпфером крутильных колебаний установлен на шлицах первичного вала 15 коробки передач.

Ведомый диск сцепления ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 подлежит замене при биении диска в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также в том случае, если расстояние от поверхности накладки до заклепок составляет менее 0,2 мм.

Привод сцепления ВАЗ-2110 – тросовый, беззазорный (свободный ход педали отсутствует, сцепление постоянно включено). Педаль сцепления 27 установлена на оси в специальном кронштейне 25.

Ее верхний конец соединен с наконечником троса 24, оболочка которого со стороны салона закреплена на кронштейне педали сцепления, а в моторном отсеке – на кронштейне 3 силового агрегата.

Соответствующий поводок троса 8 соединен с вилкой выключения сцепления. Конец троса защищен резиновым чехлом 4, рядом расположены две гайки 6 и 7 для регулировки привода.

После регулировки привода сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 гайки контрят, стянув их вместе. После замены сцепления регулируется ход педали сцепления.

В процессе эксплуатации накладки ведомого диска изнашиваются, и ход педали увеличивается. Максимально допустимый ход педали сцепления не должен превышать 160 мм.

Проверка технического состояния и контроль сцепления ВАЗ-21102, ВАЗ-2110

При проверке состояния ведомого диска сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 фрикционные накладки подлежат замене на новые при появлении растрескиваний, уменьшении расстояния между головкой заклепки и рабочей поверхностью накладки до 0,2 мм, а также при неравномерном износе и односторонних задирах.

При ремонте ведомого диска сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 пользуйтесь приспособлением, состоящим из оправки и кондуктора.

Биение рабочей поверхности фрикционных накладок не должно превышать 0,5 мм. Если оно больше, то ведомый диск сцепления следует выправить или заменить новым.

При проверке состояния ведущей части сцепления закрепите нажимной диск (корзину) в сборе с нажимной пружиной и кожухом на приспособление с промежуточным кольцом толщиной 8,3±0,04 мм. Это приспособление заменяет маховик с ведомым диском.

Произведите контроль, выключив сцепление три раза ходом выключения 8-9 мм, прикладывая нагрузку к лепесткам нажимной пружины на диаметре 34 мм, при этом:

- проверьте, что ходу выключения (8,0±0,1) мм соответствует ход корзины сцепления не менее 1,4 мм;

- разность величин отхода корзины сцепления ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 не более 0,25 мм;

- размер должен быть в пределах (29-31) мм;

- нагрузка на лепестках нажимной пружины на диаметре при ходе (8,0±0,1) мм должна быть не более 1100 Н, пик нагрузки выключения не более 1300Н.

Замерьте глубину кольцевого износа лепестков нажимной пружины в месте контакта с подшипником выключения сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, если величина износа превышает 0,8 мм - замените кожух сцепления в сборе с нажимным диском (корзиной).

При проверке троса привода сцепления прежде всего убедитесь в прочном креплении наконечников троса, а также в том, что трос свободно перемещается внутри оболочки.

Проверьте состояние оболочки троса, защитного чехла. При повреждении оболочки троса и других его элементов, при ослаблении наконечников - замените трос новым. Длина пружины должна быть: под усилием (117,6+5,9) Н [(12±0,6) кгс] - 160 мм, под усилием (12,74±1,2) Н [(1,3±0,2) кгс] - 80 мм.

Замена ведомого диска и корзины сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Снимаем коробку передач. Накидным ключом отворачиваем шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику. Чтобы болты легко отвернулись, простукиваем их головки медным молотком.

Для отворачивания болтов можно также воспользоваться головкой. Болты отворачиваем равномерно, не более чем на один оборот каждый, чтобы не деформировать фланец ведущего диска сцепления.

Снимаем ведомый диск и корзину сцепления ВАЗ-21102, ВАЗ-2110. Устанавливая сцепление, ориентируем ведомый диск сцепления выступающей частью в сторону ведущего диска, и вставляем центрирующую оправку.

Вводим оправку в отверстие коленчатого вала и в этом положении закрепляем ведущий диск сцепления ВАЗ-2110, равномерно (по одному обороту за проход) затягивая болты.

Снятие и регулировка троса сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

В левой части моторного отсека двумя ключами ослабляем гайку крепления нижнего наконечника оболочки троса к кронштейну. Вынимаем трос из гнезда кронштейна. Выводим наконечник троса из вилки выключения сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 (стартер для наглядности снят).

Отсоединить от педали сцепления верхний наконечник троса можно из салона, но удобнее это сделать через отверстие в щитке передка. Для этого снимаем облицовку и накладки ветрового окна, а также обивку моторного отсека.

Крестообразной отверткой отворачиваем саморезы держателей защитного чехла педали сцепления и снимаем чехол. Отверткой поддеваем стопорную скобу пальца педали сцепления и снимаем ее. Снимаем верхний наконечник троса с пальца педали сцепления.

В салоне ключом отворачиваем болт крепления упорной пластины верхнего наконечника оболочки троса. Рулевая колонка для наглядности снята.

Снимаем упорную пластину с тросом. Вынимаем трос привода ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 сцепления в салон через отверстие в щите передка кузова.

Установку троса сцепления проводим в обратной последовательности, предварительно смазав поводок троса смазкой Литол. Ход педали сцепления до упора в коврик пола должен составлять 125±5 мм.

Для регулировки хода педали сцепления автомобиля ВАЗ-2110 двумя ключами ослабляем контргайку нижнего наконечника троса.

Вращением регулировочной гайки (изменяя положение нижнего наконечника троса) устанавливаем требуемый ход педали сцепления, затем несколько раз нажимаем на педаль сцепления до упора в коврик пола, проверяем величину хода, после чего затягиваем контргайку.

Снятие механизмов привода сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Снимаем коробку передач. В картере сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 отверткой отводим концы пружины и снимаем выжимной подшипник. Отводим четыре лепестка пружинного прижимного кольца и снимаем подшипник с муфты.

Выводим пружину из-под вилки выключения сцепления и снимаем ее. Отверткой поддеваем втулку вала вилки выключения сцепления и снимаем ее.

Снимаем резиновый чехол вилки выключения сцепления ВАЗ-21102, ВАЗ-2110. Приподнимаем вилку вверх и выводим ее из картера сцепления. Головкой отворачиваем три болта крепления направляющей втулки выжимного подшипника и снимаем ее.

Устанавливаем детали в обратной последовательности, смазав поверхности трения вилки выключения сцепления и направляющей втулки выжимного подшипника смазкой Литол.

Регулировка привода сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Ход педали сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 до упора в коврик пола должен составлять 120-130 мм. Его регулируют регулировочной гайкой, изменяя положение нижнего наконечника троса.

В процессе эксплуатации автомобиля, вследствие износа накладок ведомого диска сцепления, полный ход педали сцепления увеличивается (педаль поднимается). Максимально допустимый ход педали не должен превышать 160 мм.

Порядок регулировки привода сцепления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102:

- ослабив контргайку, вращением регулировочной гайки 6 установите ход педали сцепления, равный 120-130 мм;

- нажмите на педаль сцепления до упора в коврик пола не менее трех раз и проверьте величину хода педали;

- при необходимости подрегулируйте его гайкой;

- не изменяя положение педали, затяните контргайку и сдвиньте до упора в вилку ограничительную втулку.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лада Гранта, Калина

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВАЗ-2110

Лада Калина

Лада Гранта

ВАЗ-2110

 

Двигатель ВАЗ-2110

Привод ГРМ и клапаны ВАЗ-2110

Система охлаждения ВАЗ-2110

Топливная система ВАЗ-2110

Карбюратор ВАЗ-2110

Система зажигания ВАЗ-2110

Сцепление ВАЗ-2110

Коробка передач ВАЗ-2110

Ремонт КПП ВАЗ-2110

Передняя подвеска ВАЗ-2110

Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110

Задняя подвеска ВАЗ-2110

Рулевое управление ВАЗ-2110

Тормозная система ВАЗ-2110

Электрооборудование ВАЗ-2110

Приборы салона ВАЗ-2110

Кузов ВАЗ-2110

Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110

 

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис