_____________________________________________________________________________
Система смазки двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот,
УАЗ Хантер) - комбинированная с подачей масла к трущимся поверхностям
под давлением и разбрызгиванием.
Система смазки ЗМЗ-409 включает: масляный
картер 1, масляный насос 2 с приемным патрубком и редукционным клапаном,
привод масляного насоса, масляные каналы в блоке, головке цилиндров и
коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр 3, стержневой указатель
уровня масла 5, крышку маслозаливной горловины 4, датчики давления масла
6 и 7.
На указателе уровня масла имеются метки: верхнего уровня -"П" и нижнего
уровня -"0". Уровень масла должен находиться между этими метками.
Циркуляция масла происходит следующим образом. Насос засасывает масло из
картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру.
После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль двигателя
ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-3163) и через каналы в блоке смазывает
коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник
валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи
первой ступени привода распределительных валов.
От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала
смазывает шатунные подшипники и от них через отверстия в шатунах
смазываются поршневые пальцы.
От верхнего подшипника валика привода масляного насоса двигателя ЗМЗ-409
(УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) масло через поперечные сверления и внутреннюю
полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной
поверхности ведомой шестерни привода.
Шестерни привода смазываются струей масла через
сверление в главной масляной магистрали. Для охлаждения поршня масло
через отверстие в верхней головке шатуна брызгает на днище поршня.
Из главной масляной магистрали двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ
Хантер) масло через канал в блоке поступает в головку цилиндров,
смазывает опоры распределительных валов и подводится к гидронатяжителю
цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидротолкателям и
к датчикам давления масла.
Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки цилиндров,
масло смазывает цепи, рычаги натяжного устройства и звездочки привода
распределительных валов.
Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления 6 и
указателем на щитке приборов.
Кроме того, система снабжена датчиком аварийного давления масла 7 и
сигнализатором аварийного давления масла.
Сигнализатор аварийного
давления масла загорается при 40...80 кПа (0,4...0,8 кгс/см2). Датчики
давления ввернуты в штуцер, установленный в масляный канал головки
цилиндров.
Схема смазки двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот,
УАЗ-3163)
1 - масляный картер; 2 - масляный насос; 3 - масляный фильтр; 4 - крышка
маслозаливной горловины; 5 - указатель уровня масла; 6 - датчик
указателя давления масла; 7 - датчик сигнализатора аварийного давления
масла
Масляный насос ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) - шестеренчатого типа,
установлен внутри масляного картера и крепится к блоку цилиндров двумя
болтами и держателем масляного насоса.
Ведущая шестерня 1 неподвижно закреплена на валике 3 с помощью штифта, а
ведомая 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпусе 2
насоса.
Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава,
перегородка 6 - из чугуна, шестерни - из металлокерамики. К корпусу
тремя винтами крепится литой из алюминиевого сплава приемный патрубок 7
с сеткой.
Масляный насос ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер)
1 - ведущая шестерня; 2 - корпус; 3 - валик; 4 - ось; 5 - ведомая
шестерня; 6 - перегородка; 7 -приемный патрубок с сеткой и редукционным
клапаном.
Привод масляного насоса осуществляется парой
винтовых шестерен от промежуточного вала 1 привода распределительных
валов.
Промежуточный вал вращается во втулках, запрессованных в расточки
блока цилиндров.
На валу с помощью шпонки 3 установлена и закреплена фланцевой гайкой
ведущая шестерня 2, находящаяся в зацеплении с ведомой шестерней 7,
напрессованной на валик 8, вращающийся в расточках блока цилиндров.
В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована втулка 6, имеющая
внутреннее шестигранное отверстие.
В отверстие втулки вставляется
шестигранный валик 9, нижний конец которого входит в шестигранное
отверстие валика масляного насоса.
Привод масляного насоса ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер)
1 - промежуточный вал; 2 - ведущая шестерня; 3 - шпонка; 4 - крышка; 5 -
прокладка; 6 - втулка; 7 - ведомая шестерня; 8 - валик: 9 - шестигранный
валик привода масляного насоса
Редукционный клапан плунжерного типа, расположен в корпусе
маслоприемника.
Редукционный клапан отрегулирован на заводе установкой тарированной пружины.
Менять регулировку клапана в эксплуатации не
рекомендуется.
Редукционный клапан
1 - плунжер; 2 - пружина; 3 - шайба; 4 - шплинт.
Масляный фильтр ЗМЗ-409
На двигатель устанавливается масляный
фильтр 2105-1012005-НК-2 однократного использования. Устройство фильтра
приведено на рисунке.
Масляный фильтр ЗМЗ-409 со сменными фильтрующими элементами
1 – пружина; 2 – корпус; 3 – фильтрующий элемент перепускного клапана; 4
– перепускной клапан; 5 – фильтрующий элемент; 6 – противодренажный
клапан; 7 – крышка; 8 – прокладка
Масло под давлением через входное отверстие в крышке 7 попадает в
полость между наружной поверхностью фильтрующего элемента 5 и корпусом
2, проходит через фильтрующую штору элемента 5, очищается и попадает
через центральное отверстие крышки 7 в главную масляную магистраль.
При пуске холодного двигателя автомобиля УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер или
предельном загрязнении фильтрующего элемента 5 очистка и подача масла
происходит через фильтрующий элемент 3 и перепускной клапан 4.
При этом на фильтрующем элементе 3 происходит отложение механических
примесей как поступающих с маслом из масляного картера, так и смываемых
потоком масла с фильтрующей шторы элемента 5.
Вытекание масла из фильтра
при неработающем двигателе предотвращается противодренажным
клапаном 6.
Масляный насос двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ
Хантер
Порядок разборки маслонасоса ЗМЗ-409:
- отогнуть усы каркаса сетки, снять каркас и сетку;
- отвернуть три винта, снять приемный патрубок и перегородку;
- вынуть из корпуса ведомую шестерню и валик с ведущей шестерней в
сборе;
- вынуть шайбу, пружину и плунжер редукционного клапана из приемного
патрубка, предварительно сняв шплинт;
- промыть детали и продуть сжатым воздухом.
Сборка масляного насоса ЗМЗ-409:
- установить плунжер, пружину, шайбу редукционного клапана в отверстие в
приемном патрубке и закрепить шплинтом;
- установить в корпус масляного насоса валик в сборе с ведущей шестерней
и проверить легкость его вращения;
- установить в корпус ведомую шестерню и проверить легкость вращения
обеих шестерен;
- установить перегородку, приемный патрубок и привернуть к корпусу тремя
винтами с шайбами.
- Если на плоскости перегородки имеется значительная
выработка от шестерен, необходимо прошлифовать ее до устранения следов
выработки;
- установить сетку, каркас сетки и завальцевать усы каркаса на края приемника масляного насоса.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
Обзор автомобиля УАЗ-Патриот (УАЗ-3163)
Коробка передач УАЗ-3163 Патриот
Раздаточная коробка УАЗ-Патриот
Рулевое управление УАЗ-3163 Патриот
Тормозная система УАЗ-3163 Патриот
Передний мост Спайсер автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер
Характеристики двигателя ЗМЗ-409
Устройство деталей ГРМ ЗМЗ-409
Системы питания и охлаждения ЗМЗ-409
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис