Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________

Работы по замене деталей мостов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Разборка мостов включает операции по разборке колесных редукторов заднего ведущего моста, главной передачи и дифференциала, привода управляемых ведущих колес переднего моста.

Колесные редукторы заднего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 рекомендуется разбирать в следующей последовательности:

- отвернуть штуцера трубопровода гидропривода тормозов от колесных цилиндров и снять трубопровод, затем отвернуть гайки крепления ведущего фланца, снять шайбы и при помощи демонтажных болтов снять фланец (при этом вывертывать шпильки из ступиц колес не рекомендуется);

- разогнуть ус стопорной шайбы, отвернуть контргайку и снять стопорную шайбу, отвернуть гайку регулировки подшипников и снять упорную шайбу, ступицу с барабаном, подшипниками, сальником и упорной шайбой сальника;

- отвернуть гайки крепления цапфы, снять шайбы, маслоотражатель, прокладку маслоотражателя, цапфу, прокладку цапфы, прокладку пружинную, тормоз в сборе, прокладку щита тормоза;

- отвернуть гайку ведомого вала редуктора УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514, вывернуть болты крепления крышки картера колесного редуктора, снять крышку картера колесного редуктора в сборе с ведомым валом, снять прокладку крышки и выпрессовать ведомый вал редуктора с крышки;

- выправить загнутые края на шайбах болтов крепления ведомой шестерни, вывернуть болты и снять шестерню с вала;

- отметить положение корпуса роликового подшипника на приливе картера, выправить загнутые края замочной шайбы болтов крепления корпуса подшипника, вывернуть болты и снять корпус подшипника, вынуть из картера колесного редуктора стопорное кольцо шарикового подшипника, полуось и маслоотражатель, затем снять с полуоси стопорное кольцо роликового подшипника, роликовый подшипник, ведущую шестерню и шариковый
подшипник.

Главную передачу и дифференциал редуктора заднего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 рекомендуется разбирать в следующей последовательности:

- отвернуть гайки крепления крышки картера и снять шайбы, крышку с кожухом полуоси и прокладки, вынуть из картера дифференциал с ведомой шестерней в сборе, расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца па ведущей шестерне и снять фланец;

- выпрессовать из картера ведущую шестерню с внутренним кольцом большого подшипника, распорной втулкой, регулировочной шайбой и прокладками, вынуть из картера сальник, кольцо упорное и внутреннее кольцо малого подшипника;

- снять с ведущей шестерни редуктора главной передачи прокладки, шайбу регулировочную, распорную втулку, спрессовать внутреннее кольцо подшипника и снять регулировочное кольцо, затем выпрессовать из картера и крышки наружные кольца подшипников, снять внутренние кольца подшипников и регулировочные прокладки с коробки сателлитов;

- выправить усики стопорных шайб, вывернуть болты ведомой шестерни и снять ведомую шестерню, после чего выправить усики стопорных шайб и вывернуть болты крепления половинок коробки сателлитов, отсоединить правую половину коробки сателлитов от левой и вынуть шестерни дифференциала, оси сателлитов и опорные шайбы.



Рисунок 1

Привод управляемых ведущих колес переднего моста УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 разбирать в следующей последовательности:

- отвернуть гайки крепления шаровых пальцев наконечников рулевых тяг и снять рулевые тяги, отвернуть защитный колпак муфты отключения колес и
снять муфту отключения вывертыванием болта 26 (см. рис. 1);

- в соответствии с указаниями по разборке колесных редукторов заднего ведущего моста снять ведущий фланец, ступицу с барабаном и подшипниками, цапфу, тормоз в сборе, крышку колесного редуктора с ведомым валом, вынуть вал из крышки и снять шестерню с вала.

Отвернуть болты крепления шаровой опоры поворотной цапфы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 к кожуху полуоси и снять упоры-ограничители поворота колес и поворотные цапфы в сборе;

- отвернуть гайки со шпилек крепления рычага на левом корпусе поворотной цапфы или болты крепления верхней накладки шкворня на правом, снять рычаг с разжимными втулками (или верхнюю накладку) и комплект регулировочных прокладок, снять нижнюю накладку шкворня и комплект регулировочных прокладок;

- отвернуть болты крепления сальника шаровой опоры и корпуса поворотной цапфы и снять обоймы, войлочное кольцо и манжет сальника с пружиной в сборе;

- вынуть шкворни при помощи съемника и снять корпус поворотной цапфы с шарниром в сборе, выпрессовать сальник из шаровой опоры, вынуть шарнир с ведущей шестерней и подшипниками в сборе. Без особой необходимости отворачивать болты крепления корпуса роликового подшипника и снимать его не рекомендуется;

- отвернуть гайку крепления роликового подшипника на валу шарнира, снять роликовый подшипник, ведущую шестерню, стакан шарикового подшипника и шариковый подшипник.

Шарнир постоянной угловой скорости (ШРУС) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать только в случае необходимости в следующем порядке:

- отметить краской взаимное расположение кулаков шарниров и развести кулаки. Для этого необходимо постучать вилкой короткого кулака об угол деревянной подставки;

- зажать шарнир в тиски за длинный кулак коротким кулаком вверх и повернуть короткий кулак в сторону одного из периферийных шариков. Если при этом противоположный шарик не выйдет из канавок, необходимо нажать или ударить медным молотком по короткому кулаку.

- при этом следует соблюдать осторожность, так как один из шариков может вылететь из шарнира с большой скоростью. После этого вынуть остальные шарики ШРУС УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514.

Разборку мостов УАЗ-469Б выполняют в той же последовательности, что и ведущих мостов УАЗ-469. При этом позиции по разборке колесных редукторов из-за отсутствия опускаются.

Особенностью разборки является выпрессовка ведущей шестерни главной передачи из картера моста. Для этой цели пользуются съемником. Остальные операции при разборке передних к задних ведущих мостов УАЗ-469Б затруднений не вызывают.

После разборки моста и очистки его деталей необходимо проверить их состояние.

При этом следует заменить подшипники, имеющие износ на рабочих поверхностях или на торцах, шестерни с задирами и выкрашиванием на зубьях, оси сателлитов и коробки сателлитов с задирами и сильным износом.

Сателлиты и полуосевые шестерни заменять комплектно. Проверить состояние рабочей кромки сальников, при необходимости сальники заменить новыми. Торцы маслоотгонных колец не должны иметь задиров.

Допускается шлифовка колец до толщины 5 мм. Толщина изношенных опорных шайб полуосевых шестерен должна быть не менее 1,2 мм.

При износе торцов коробки сателлитов допускается установка увеличенных по толщине опорных шайб на 0,1—0,2 мм. Номинальный размер 1,71 мм.

Канавки шарниров постоянной угловой скорости не должны иметь выкрашиваний. Допускается местный износ канавок на глубину 0,6 мм.

Заменять следует также упорные шайбы шарниров в шаровых, опорах, и цапфах с задирами и сильным износом, шкворни и опорные шайбы шкворней с задирами и выкрашиванием и втулки в цапфах с задирами и сильным износом.

Сборку мостов УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 выполнять в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой шпилек сопрягаемые поверхности деталей, подшипники и рабочие кромки сальников смазать трансмиссионным маслом.

При сборке дифференциала совместить порядковые номера правой и левой коробок сателлитов. У собранного дифференциала шестерни полуосей должны проворачиваться с помощью шлицевой оправки от усилия не более 6 кгс, приложенного на радиусе 80 мм.



Рисунок 2

Регулировка подшипников дифференциала УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится подбором толщины пакетов регулировочных прокладок, устанавливаемых между торцами внутренних колец подшипников и коробки сателлитов следующим образом:

- напрессовать внутренние кольца подшипников на шейки собранного дифференциала так, чтобы между торцами коробки сателлитов и торцами внутренних колец подшипников был зазор 3-3,5 мм, затем запрессовать наружные кольца подшипников дифференциала в крышку и картер моста, установить дифференциал в сборе в картер, поставить прокладку и крышку, навернуть ганки на шпильки и, проворачивая дифференциал через отверстие в горловине картера, чтобы ролики заняли правильное положение, равномерно затянуть гайки на шпильках крепления крышки с картером;

- отвернуть гайки, осторожно снять крышку и прокладку, вынуть из картера дифференциал и щупом замерить зазор между торцами коробки сателлитов и внутренних колец подшипников с обеих сторон коробки сателлитов, после чего подобрать пакет прокладок, равный сумме замеренных зазоров, и добавить к этому пакету прокладку толщиной 0,1 мм;

- снять внутренние кольца подшипников с коробки сателлитов, разделить подобранный пакет прокладок пополам и установить на шейки коробки сателлитов, прочесть на ободе ведомой шестерни отклонение монтажного расстояния М (см. рис. 2).

Если отклонение имеет отрицательное значение, то следует переложить из правого пакета в левый пакет прокладки, толщина которых равна величине отклонения. При положительном значении отклонения прокладки переложить из левого пакета в правый.

Положение ведущей шестерни редуктора моста УАЗ-469, УАЗ-3151, 31512 регулировать подбором необходимой толщины кольца 12 следующим образом:

- запрессовать в картер моста наружные кольца подшипников 9 и 11, вставить в наружные кольца подшипников внутренние кольца с роликами и под осевой нагрузкой 10—12 кгс, проворачивая подшипники, пока ролики не займут правильное положение, замерить размер от оси ведомой шестерни до упорного торца внутреннего кольца подшипника 11 и согласно этому размеру подобрать такое регулировочное кольцо, которое обеспечивало бы монтажное расстояние ведущей шестерни, равном 83,485 мм.

Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи редуктора моста производится путем подбора такого регулировочного кольца 10, чтобы при затяжке гайки 8 моментом 17—21 кг/см момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни с установленным сальником находился в пределах 10—20 кг/см для новых подшипников и 4—10 кг/см для приработанных.

Если одним регулировочным кольцом этого получить не удается, допускается установка регулировочных прокладок.

Замер момента сопротивления проворачиванию ведущей шестерни производится при непрерывном вращении шестерни в одну сторону и не менее чем после 10 оборотов прикатки.

При проверке пружинным динамометром, закрепленным за отверстие во фланце, динамометр в момент проворачивания шестерни должен показывать усилие 2,5—5,0 для новых и 1—2,5 кгс для приработанных подшипников.

Отворачивать гайку крепления фланца, чтобы добиться совпадения шплинтового отверстия с прорезью гайки, не допускается.

После регулировки подшипников ведущей шестерни окончательно проверить положение ведомой и ведущей шестерен по пятну контакта. Боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен должен быть 0,2—0,45 мм.

Замер производить на фланце ведущей шестерни на радиусе 40 мм (проверять в четырех положениях ведущей шестерни через каждый оборот).


Рисунок 3

Сборка колесных редукторов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо учитывать следующее.

У переднего колесного редуктора моста гайку 19 (см. рис. 1) после затяжки раскернить в паз на торце вала, у заднего колесного редуктора кольцо 8 (см. рис. 3) после его установки в кольцевую канавку полуоси необходимо обжать.

Края замочных шайб на болтах крепления корпуса подшипника и болтах крепления ведомой шестерни после затяжки болтов загнуть на грани головок болтов, а гайки 28 (см. рис. 1) крепления подшипников ведомых валов и гайки 27 (см. рис. 3) после затяжки раскернить в пазы валов.

Сборка шарниров равных угловых скоростей ШРУС автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

После подбора новых ремонтных шариков увеличенного размера или замене одного из кулаков шарнир ШРУС УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 собирать в следующем порядке:

- зажать в тиски длинный кулак в вертикальном положении и вставить центральный шарик, а затем установить короткий кулак на центральный шарик так, чтобы метки, отмеченные краской, совпадали и, поворачивая его из стороны в сторону, установить поочередно три периферийных шарика;

- разведя кулаки на 10—12 мм и повернув короткий кулак на максимальный угол в сторону от свободных канавок, установить четвертый шарик так, чтобы его закусило в канавках, после чего повернуть короткий кулак в вертикальное положение. При этом допускаются удары медным молотком по стержню короткого кулака.

Предварительный натяг в шариках шарнира должен быть такой, чтобы момент, необходимый для поворота кулака на 10—15° во все стороны от вертикали при зажатом в тисках другом кулаке, равнялся бы 300—600 кг/см.

Разница в моментах поворота кулака в двух взаимно перпендикулярных направлениях одного шарнира не должна превышать 100 кг/см. Диаметр центрального шарика равен 26,988-0,05 мм.

Каждый шарнир должен собираться с шариками одной группы или двух соседних групп. При этом шарики одного размера обязательно располагать диаметрально противоположно один другому.

Разница в диаметрах двух пар шариков одного шарнира допускается не более 0,04 мм. После сборки обкатать шарнир на стенде при изменении угла от 0 до 30° в течение 2 мин при 300 об/мин.

При обкатке шарики и канавки смазать смазкой согласно карте смазки. При сборке привода управляемых ведущих колес передних мостов УАЗ-469 и УАЗ-469Б необходимо учитывать следующее.

В поворотную цапфу автомобиля УАЗ-469 втулка должна быть запрессована с наружного торца цапфы на глубину 18 мм, а в цапфу автомобиля УАЗ-469Б — со стороны фланца цапфы заподлицо с торцом гнезда под упорную шайбу.

После запрессовки втулку развернуть и прогладить брошью до размера 0 32+0,017 мм. Масляные канавки упорных шайб должны быть обращены к шарниру.

Для закрепления шайбы в гнезде допускается раскерновка ее в трех-четырех точках, равномерно расположенных по окружности.

При замене в шаровой опоре втулок шкворней втулки после запрессовки необходимо обрабатывать на проход.

При постановке шарнира заложить шаровую опору смазку согласно карте смазки, а шкворни и втулки шкворней перед сборкой смазать жидкой смазкой.



Рисунок 4. Подбор регулировочных прокладок УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512

М — шаровая опора; 2 — опорные шайбы; 3 — шкворни; 4— регулировочные прокладки; 5 — корпус

Необходимое количество прокладок для получения определенных осевых натягов в упорных подшипниках выбирается в зависимости от размера А (рис. 4) и размера Б. Число прокладок должно быть не меньше пяти.

Размеры замеряют под нагрузкой 160 кгс, приложенной сверху. Размер А должен быть на 0,02—0,10 мм меньше размера Б.

Регулировочные прокладки устанавливать сверху и снизу на торцы корпуса. При четном числе одинаковых по толщине прокладок последние ставить сверху и снизу в одинаковых количествах.

При четном числе прокладок, но разной их толщине, или при нечетном числе прокладок разность между суммарными толщинами верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм.

При сборке и постановке сальника поворотной цапфы войлочное кольцо пропитать в теплом масле для двигателя.

__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

УАЗ-469, 31512, 31514

УАЗ-3160 Симбир

УАЗ-3303, 452, 2206, 3909

УАЗ-3962, 3741

УАЗ 31519 Хантер

УАЗ-3163 Патриот

УАЗ-31519 Хантер

УАЗ-3741, 3962

УАЗ-452, 2206, 3909

УАЗ-3303

УАЗ-3160 Симбир

УАЗ-3163 Патриот

УАЗ-469, УАЗ-31512

Автомобиль УАЗ-469

Автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514

Блок цилиндров и ГРМ УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Двигатель УАЗ-469, 31512

Коробка передач УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Ведущие мосты УАЗ-31512, 469

Детали мостов УАЗ-469, 31512

Подвеска УАЗ-31512, 469

Рама и кузов УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512

Раздатка и карданы УАЗ-31514, 469

Рулевое управление УАЗ-469, УАЗ-31512

Сцепление УАЗ-469, 31514

Система охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Система смазки УАЗ-31512, 469

Система зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512

Топливная система УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512

Тормозная система УАЗ-469, УАЗ-31512

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис