Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________________

Техобслуживание ведущих мостов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Ведущие мосты с колесными редукторами устанавливаются на автомобили УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514. Средняя часть передних и задних мостов (картеры, главные передачи и дифференциалы) имеют одинаковое устройство (рис.1).

Картер моста, разъемный в вертикальной плоскости, состоит из двух частей — картера 18 и крышки 2. В обе половины картера запрессованы и закреплены заклепками кожухи 16 полуосей.



Рис.1. Ведущий мост автомобиля УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514

1 — предохранительный клапан; 2— крышка картера; 3— подшипники дифференциала; 4— регулировочные прокладки; 5 — болт крепления ведомой шестерни; 6 — распорная втулка; 7— сальник; 8— гайка; 9 и 11 — подшипники ведущей шестерни; 10 — регулировочное кольцо и регулировочные прокладки подшипников; 12 — регулировочное кольцо ведущей шестерни; 13— ведущая шестерня; 14 — ось разъемной крестовины; 15 — сателлит; 16 — кожух полуоси; 17 — полуось; 18—картер; 19— шестерня полуоси; 20 — пробка сливного отверстия; 21 — болт; 22 — шайба шестерни полуоси; 23 — ведомая шестерня; 24 — коробка сателлитов

Ведущая шестерня 13 главной передачи редуктора моста УАЗ-469 установлена консольно в горловине картера на двух конических роликовых подшипниках 9 и 11.

Между внутренними кольцами подшипников установлены распорная втулка 6 и регулировочное кольцо с регулировочными прокладками 10.

Между торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом подшипника установлено регулировочное кольцо 12 ведущей шестерни.

Подшипники ведущей шестерни затягиваются гайкой 8. Ведомая шестерня 23 установлена на коробке сателлитов и крепится к ее фланцу болтами.

Дифференциал ведущего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514— конический, с четырьмя сателлитами. Коробка 24 сателлитов — разъемная, состоит из двух
частей, соединенных болтами. Шестерни 19 полуосей имеют сменные упорные шайбы 22.

Дифференциал устанавливается на двух конических роликовых подшипниках 3.

Между внутренними кольцами подшипников дифференциала и торцами коробки сателлитов установлены регулировочные прокладки 4 подшипников дифференциала.



Рис.2. Привод управляемых ведущих колес автомобиля УАЗ-469, УАЗ-31512, 3151

а —к правому; б —к левому; 1 — рычаг тяги рулевой сошки; 2 — штифт; 3 — шпилька крепления рычага; 4 — разжимная втулка; 5 —опорная шайба; 6 — сальник шаровой опоры; 7— прокладка; 8 — шаровая опора; 9 — шарнир равной угловой скорости; 10 — регулировочные прокладки шкворня; 11— пресс масленка; 12 — шкворень; 13 — верхняя накладка шкворня; 14 — корпус шарнира равной угловой скорости; 15 — стакан подшипника; 16 —шариковый подшипник; 17 — крышка картера колесного редуктора; 18 — роликовый подшипник; 19— стопорная гайка; 20 — ведомый вал с шестерней в сборе; 21 — ступица; 22 — ведущий фланец; 23 — подвижная муфта; 24 — фиксатор; 25 — защитный колпак; 26 — болт подвижной муфты; 27 — втулка; 28 — гайка вала редуктора; 29 — металлическая прокладка; 30 — роликовый подшипник; 31 — опорная шайба; 32— ведущая шестерня колесного редуктора; 33— нижняя накладка шкворня; 34 — втулка шкворня; 35 — внутренняя обойма; З6 — кольцо-перегородка; 37 — наружная обойма; 38 — манжет сальника с пружиной в сборе; 39 — войлочное кольцо; 40 — упорная шайба; 41 — кожух полуоси; 42 — тяга рулевой трапеции; 43 — тяга рулевой сошки; — упор- ограничитель поворота колес; 45 — болт-ограничитель поворота колес; I — верхняя часть шарнира равной скорости правого колеса

Особенностью конструкции переднего ведущего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 является наличие поворотных цапф, внутри которых находятся шарниры равных угловых скоростей (рис.2), шаровые опоры 8, которые болтами крепятся к кожухам 41 полуосей.

На шаровых опорах на шкворнях 12 установлены корпусы 14 поворотных цапф, отлитые заодно с картерами колесных редукторов.

Колесный редуктор моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 состоит из одной пары цилиндрических прямозубых шестерен внутреннего зацепления.

Ведущая шестерня 32 переднего редуктора моста установлена на шлицах ведомого кулака шарнира и закреплена вместе с подшипниками гайкой 19, которая после затяжки раскернивается в паз вала.

Ведущая шестерня 6 (рис.3) заднего редуктора моста, картер 3 которого напрессован и закреплен электрозаклепками на кожухе 1 полуоси, установлена на шлицевом конце полуоси 2 между шариковым и роликовым подшипниками.

Ведущие шестерни и шариковые подшипники передних и задних редукторов не взаимозаменяемые.



Рис.3. Редуктор заднего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

1— кожух полуоси; 2— полуось; 3 — картер колесного редуктора; 4 — маслоотражатель, 5, 8 и 14—стопорные кольца; 6 — ведущая шестерня колесного редуктора; 7 —роликовый подшипник полуоси; 9— крышка картера колесного редуктора; 10— тормозной щит; 11— тормозной барабан; 12— сальник ступицы; 13 — ступица; 15 —цапфа; 16 — подшипник ступицы; 17 — упорная шайба; 18 — болт для демонтажа фланца; 19 — ведущий фланец; 20 — втулка; 21 — шпилька; 22 — контргайка; 23 — стопорная шайба; 24 — гайка затяжки подшипников ступицы; 25 — ведомый вал колесного редуктора; 26 — прокладка; 27 — гайка; 28 — подшипник ведомого вала; 29 — ведомая шестерня; 30 — пробка сливного отверстия; 31 — корпус подшипника; 32 — шариковый подшипник полуоси

Ведомая шестерня 29 передних и задних колесных редукторов мостов УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512 центрируется на буртике вала 25 и крепится к его фланцу болтами. Вал ведомой шестерни установлен в роликовом подшипнике 28 и втулке 20.

Роликовый подшипник закреплен на валу гайкой 27, которая после затяжки раскернивается в паз вала.

Валы ведомых шестерен редукторов заднего моста соединены ведущими фланцами 18 со ступицами колес, а на концах валов передних редукторов установлены подвижные муфты 23 (см. рис.2) специального устройства, позволяющего соединять или разъединять по необходимости валы со ступицами колес.

Ведущие мосты с одноступенчатой главной передачей (рис.4) устанавливаются на автомобили УАЗ-469Б.

Средняя часть переднего и заднего ведущих мостов имеет одинаковое устройство, за исключением маслоотгонного кольца сальника ведущей шестерни.



Рис.4. Ведущий мост автомобиля УАЗ-469Б

1 — предохранительный клапан; 2—подшипники дифференциала; 3 и 8—регулировочные прокладки; 4 — роликовый цилиндрический подшипник ведущей шестерни; 5 — регулировочное кольцо; 6 — маслоотгонное кольцо; 7—гайка; 9 — коробка сателлитов; 10— упорная шайба полуосевой шестерни; 11 — прокладки; 12 — маслоотводящий канал; 13—маслоподводящий канал

Маслоотгонное кольцо сальника ведущей шестерни главной передачи переднего моста имеет правую резьбу и отмечено клеймом «П» для отличия от заднего, имеющего левую резьбу. Перестановка колец не допускается.

Ведущая шестерня главной передачи редуктора моста УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 установлена на двух подшипниках: сдвоенном роликовом коническом подшипнике, установленном в горловине картера, и роликовом цилиндрическом, расположенном в приливе картера.

Ведомая шестерня крепится к коробке сателлитов специальными болтами с гайками. Коробка сателлитов разъемная, состоит из двух половин.



Рис.5. Привод управляемых ведущих колес автомобиля УАЗ-469Б

1 — рычаг тяги рулевой сошки; 2 — кожух полуоси; 3 — сальник шаровой опоры; 4 и 15 — прокладки; 5 — шаровая опора; 6 — шарнир равной угловой скорости; 7 — корпус поворотной цапфы; 8 — верхняя накладка; 9 — шкворень; 10 — пресс-масленка; 11— штифт: 12 — упорные кольца подшипников; 13 — цапфа; 14 — ступица; 16 — ведущий фланец; 11 — демонтажный болт; 18 — подвижная муфта; 19 — болт подвижной муфты; 20 — фиксатор; 21 — защитный колпак; 22— гайка и контргайка; 23— стопорная шайба; 24 — подшипники; 25 — упорная шайба; 26 — сальник; 27 — нижняя накладка; 28 — опорная шайба; 29 — втулка шкворня; 30 — регулировочные прокладки; 31 — внутренняя обойма; 32 — кольцо-перегородка; 33 —манжет сальника с пружиной в сборе; 34 — наружная обойма; 35 — войлочное кольцо; 36 — втулка цапфы; 37 — упорные шайбы; 38 — тяга рулевой трапеции; 39 и 41 — стопорные гайки; 40 — регулировочный штуцер; 42 — упор-ограничитель поворота колес; 43 — болт-ограничитель поворота колес; 44 — тяга рулевой сошки

Детали картера, главной передачи и дифференциала, кроме подшипников дифференциала 2 с регулировочными прокладками 5, автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-469Б невзаимозаменяемые.

Поворотные цапфы автомобиля УАЗ-469Б имеют следующие конструктивные особенности (рис.5). На шаровой опоре 5 на шкворнях 9 установлен корпус 7 поворотной цапфы, к которому болтами крепится тормозной щит и цапфа 13.

Устройство для отключения колес устанавливается на конце вала шарнира постоянной угловой скорости.

Техническое обслуживание мостов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 заключается в поддержании необходимого уровня масла в картерах мостов и колесных редукторов, своевременной его смене, проверке уплотнений, своевременном обнаружении и устранении осевых люфтов в шестернях главной передачи, в периодической прочистке предохранительного клапана и подтягивании всех крепежных деталей.

Уровень масла в картерах главной передачи редуктора моста должен быть не ниже нижней кромки маслоналивных отверстий. В картерах редукторов мостов допускается понижение уровня масла на 12—15 мм ниже нижней кромки.

Если при замене обнаружено, что масло в картере сильно загрязнено, то перед заливкой свежего масла картер следует промыть керосином.

Для промывки необходимо залить в картер керосин, поднять мост домкратом и подставить под него подставки, прокрутить за поднятое колесо в течение 2—3 мин, предварительно поставив рычаг коробки передач в нейтральное положение, слить керосин и залить свежее масло.

Осевой люфт ведущей шестерни проверяют за фланец крепления карданного вала. При обнаружении осевого люфта необходимо подтянуть до отказа гайку крепления фланца.

Если осевой люфт при этом не устранится, необходимо уменьшить общую толщину пакета, состоящего из прокладок и регулировочного кольца и после затяжки гайки проверить величину предварительного натяга подшипников.

При техническом обслуживании переднего ведущего моста УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 необходимо дополнительно проверять и при необходимости регулировать затяжку шкворней, схождение колес и максимальные углы поворота колес, промывать и менять смазку в шарнирах равных угловых скоростей, проверять и подтягивать крепление рычага поворотной цапфы.

Первую подтяжку крепления рычага на новом автомобиле или после ремонта необходимо произвести после 500 км пробега и в дальнейшем проверять при каждом ТО-1.

При осмотре шарниров равных угловых скоростей необходимо обращать внимание на исправность упоров-ограничителей поворота колес и регулировочных болтов и надежность их стопорения.

Проверку и регулировку затяжки шкворней на автомобиле УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 без разборки поворотной цапфы производить в следующем порядке:

- затормозить автомобиль ручным тормозом или подставить под задние колеса колодки, поднять домкратом передний мост и поставить на подставки, снять колесо, отвернуть болты крепления сальника шаровой опоры и отодвинуть сальник, проверить осевой люфт шкворней, для чего покачать руками корпус поворотной цапфы вверх и вниз;

- отвернуть гайки шпилек крепления рычага тяги рулевой сошки (справа) или болты крепления верхней накладки (слева) и снять рычаг или верхнюю накладку шкворня, вынуть тонкую регулировочную прокладку и установить рычаг или накладку шкворня на место, снять нижнюю накладку шкворня, вынуть тонкую (0,1 мм) регулировочную прокладку и установить накладку шкворня на место.

Для сохранения соосности шарнира следует вынимать прокладки одинаковой толщины сверху и снизу. Проверить результаты сборки. Если люфт не устранен, повторить регулировку за счет снятия более толстых прокладок (0,15 мм).

Вынутые прокладки сохранить, так как после нескольких регулировок под рычагом и накладками могут остаться только толстые прокладки толщиной 0,4 мм, которые необходимо будет заменить несколькими тонкими.

Помимо износа торцовых поверхностей шкворня УАЗ-469, УАЗ-31512, 3151 и опорных шайб, может появиться износ шкворней и втулок по диаметру. При этом даже правильно отрегулированный натяг подшипников шкворней не устранит углового люфта поворотной цапфы.

Большой износ шкворней и втулок по диаметру вызывает нарушение правильного угла развала колес, виляние их при езде и неравномерный износ шин.

В этом случае необходимо заменить изношенные детали новыми. Величина угла поворота правого колеса вправо, а левого влево должна быть не более 28°.

Угол поворота регулируют на автомобиле УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 болтом 45 (см. рис. 2), на автомобиле УАЗ-469Б болтом 43 (см. рис.5).

Схождение колес регулируют изменением длины тяги рулевой трапеции на автомобиле вращением тяги 42 (см. рис.2), на автомобиле УАЗ-469Б вращением регулировочного штуцера 40 (см. рис.5).

Схождение колес должно быть таким, чтобы размер между внутренними бортами шин спереди был на 1,5—3,0 мм меньше размера сзади. Схождение колес проверяют при помощи раздвижной линейки с делениями.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

УАЗ-469, 31512, 31514

_____________________________________________________________________________

УАЗ-3160 Симбир

УАЗ-3303, 452, 2206, 3909

УАЗ-3962, 3741

УАЗ 31519 Хантер

УАЗ-3163 Патриот

УАЗ-31519 Хантер

УАЗ-3741, 3962

УАЗ-452, 2206, 3909

УАЗ-3303

УАЗ-3160 Симбир

УАЗ-3163 Патриот

УАЗ-469, УАЗ-31512

Автомобиль УАЗ-469

Автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514

Блок цилиндров и ГРМ УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Двигатель УАЗ-469, 31512

Коробка передач УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Ведущие мосты УАЗ-31512, 469

Детали мостов УАЗ-469, 31512

Подвеска УАЗ-31512, 469

Рама и кузов УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512

Раздатка и карданы УАЗ-31514, 469

Рулевое управление УАЗ-469, УАЗ-31512

Сцепление УАЗ-469, 31514

Система охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Система смазки УАЗ-31512, 469

Система зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512

Топливная система УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512

Тормозная система УАЗ-469, УАЗ-31512

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис