_____________________________________________________________________________
Система смазки двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-31512, УАЗ-3303, 2206 - комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей.
Остальные детали
смазываются масляным туманом.
Рис. 1. Схема системы смазки УМЗ-421, УМЗ-4218
1 – масляный насос; 2 – пробка сливного отверстия картера; 3 –
маслоприемник; 4 – редукционный клапан; 5 – датчик сигнальной лампы
аварийного давления масла; 6 – датчик
указателя давления масла; 7 – кран масляного радиатора; 8 – масляный
радиатор; 9 – полнопоточный фильтр очистки масла
В систему смазки УМЗ-421, УМЗ-4218 автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-31512,
УАЗ-3303, 2206 входят масляный насос 1 (рис.1) с маслоприемником 3 и
редукционным клапаном 4
(установлен внутри масляного насоса), масляные каналы, масляный фильтр 9
с перепускным клапаном, картер, указатель уровня масла, крышка
маслозаливной горловины, датчик
указателя давления масла 6, датчик-сигнализатор аварийного давления
масла 5.
Масло, забираемое насосом из картера, поступает через маслоприемник по
каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.
Далее, пройдя через
фильтрующий элемент фильтра очистки масла 9, масло поступает в полость
второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу в
масляную магистраль - продольный масляный канал.
Из продольного канала системы смазки УМЗ-421, УМЗ-4218 масло по каналам
в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и
в опоры распределительного вала.
Масло, вытекающее из пятой опоры
распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой,
отводится в картер через поперечное отверстие в
шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам от коренных шеек
коленчатого вала.
В ось коромысел масло подводится от задней опоры
распределительного вала, имеющей
кольцевую канавку, которая сообщается через каналы в блоке, головке
цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью оси
коромысел.
Через отверстия в оси коромысел, масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
Через поперечный канал в
первой шейке распределительного вала масло из той же канавки поступает
на упорный фланец распределительного вала.
Шестерни привода масляного насоса УМЗ-421 (УАЗ-3151), УМЗ-4218
(УАЗ-Хантер, УАЗ-3909, 2206) смазываются струей масла, выбрасываемой из
канала в блоке (отверстия канала
1,5мм), соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также
имеющей кольцевую канавку.
Стенки цилиндров смазываются струей масла,
выбрасываемого из отверстия (1,5мм) в нижней головке шатуна при
совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также
маслом, вытекающим из подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали (клапан - его стержень и торец, валик привода
масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки
распределительного вала) смазываются маслом,
вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися
деталями двигателя. Емкость системы смазки 5,8 л.
Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную
на крышке коромысел и
закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой.
Уровень масла
контролируется меткам "П" и "О" на стержне указателя уровня. Уровень
масла следует поддерживать между метками "П" и "О".
Давление в системе смазки двигателя при температуре
масла в масленом картере в зоне приемника масляного насоса плюс 80°С при
отключенном масляном
радиаторе не должно быть менее 127 кПа (1,3 кгс/см2) при частоте
вращения коленчатого вала 750 мин-1 и 340 кПа (3,4кгс/см2) при частоте
вращения коленчатого вала 2000 мин-1 в
зоне установки датчиков давления и аварийного давления масла.
Максимальное давление в системе смазки должно быть не более 588 кПа (6,0
кгс/см2).
При включенном масляном радиаторе и той же температуре масла давление
должно быть не менее 78 кПа (0,8 кгс/см2) при 750 мин-1 и 245 кПа (2,5
кгс/см2) при 2000 мин-1.
Запрещается эксплуатировать двигатель с горящим сигнализатором
аварийного давления на щитке приборов автомобиля.
Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1,0
кгс/см2) и при малой частоте вращения ниже 40 кПа (0,4 кгс/см2)
свидетельствует о неисправностях в
системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и
распределительного валов.
Давление масла в системе смазки УМЗ-421, УМЗ-4218 определяется
указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в блок цилиндров с
правой стороны.
роме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик, который ввернут в отверстие в передней части блока.
Сигнальная лампа находится
на панели приборов и светится при понижении давления в системе ниже
40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).
Масляный насос двигателя УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218
(УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206)
Масляный насос УМЗ-421, УМЗ-4218 (рис. 2) шестеренчатого типа установлен
внутри масляного картера.
Насос прикреплен двумя болтами к третьей
крышке коренного подшипника. Корпус насоса 3 отлит из алюминиевого
сплава, шестерни 4 и 5 имеют прямые зубья и изготовлены из
металлокерамики (спеченного металлопорошка).
Ведущая шестерня 4 закреплена на валике 2 штифтом. На верхнем конце
валика сделан паз, в который входит пластина привода масляного насоса.
Ведомая шестерня 5 свободно
вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Рис.2. Масляный насос УМЗ-421, УМЗ-4218
1 – направляющая втулка; 2 – валик в сборе; 3 – корпус; 4 – ведущая
шестерня; 5 – ведомая шестерня; 6 – пластина масляного насоса; 9 –
стопорная пластина; 10 – болт; 11 – сетка с
каркасом; 12 – болт; 13 – редукционный клапан; 14 – пружина
редукционного клапана
Пластина масляного насоса УМЗ-421, УМЗ-4218 изготовлена из стали или
чугуна и крепиться к корпусу насоса. Крышка 8 насоса изготовлена из
алюминиевого сплава и крепится к
насосу четырьмя болтами.
Между крышкой, пластиной и корпусом насоса
установлены паронитовые прокладки 7 толщиной 0,3 мм. К крышке насоса
болтом (М8) 12 прикреплена
приемная сетка с каркасом 11.
Производительность масляного насоса значительно выше,
чем это требуется для двигателя. Запас производительности необходим для
обеспечения
соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы
двигателя.
Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости
насоса через редукционный клапан 13
обратно во всасывающую полость.
При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель
изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но
через редукционный клапан
обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Редукционный клапан 13 тарельчатого типа расположен в корпусе масляного
насоса двигателя УМЗ-421 (УАЗ-31514), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3909,
2206).
На торец тарелки 13 действует давление масла, под влиянием которого тарелка, преодолевая усилие пружины 14, перемещается.
При достижении определенного давления
тарелка открывает отверстие
сливного канала, пропуская излишнее масло в приемную полость насоса.
Редукционный клапан не регулируется. Необходимая характеристика по
давлению обеспечивается характеристикой пружины: для сжатия пружины до
длины 24 мм необходимо усилие в пределах 5,4±0,245 Н (5,5±0,25 кгс).
Привод масляного насоса и датчика распределителя зажигания
УМЗ-421, УМЗ-4218
Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания УМЗ-421,
УМЗ-4218 (рис.3) осуществляется от распределительного вала парой
винтовых шестерен. Ведущая
шестерня 6 - стальная, залита в тело чугунного распределительного вала.
Ведомая шестерня 5 стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом 4 на
валике 10, вращающемся в
чугунном корпусе.
Верхний конец валика снабжен втулкой 13, имеющей прорезь (смещена на
1,15мм от оси валика) для привода датчика-распределителя зажигания 12.
Втулка на валике закреплена
штифтом.
С нижним концом валика шарнирно соединена пластина привода
масляного насоса 3, нижний конец которой входит в паз валика масляного
насоса 1.
Рис. 3. Привод масляного насоса и датчика распределителя
зажигания УМЗ-421, УМЗ-4218
положение прорези валика: А - на приводе, установленном на двигателе; Б
- на приводе перед его установкой на двигатель; В - на валике масляного
насоса перед установкой привода на двигатель; 1 -валик масляного насоса;
2 -втулка; 3 –пластина привода масляного насоса; 4 -штифт; 5 -шестерня
привода; 6 -шестерня распределительного вала; 7 -упорная шайба; 8 -блок
цилиндров; 9 -прокладка; 10 -валик привода; 11 - корпус привода; 12
-привод распределителя зажигания.
При вращении шестерня 5 через упорную шайбу 7 прижимается к торцу
чугунного корпуса привода.
Смазка этого узла, а также валика в корпусе привода производится маслом, разбрызгиваемым шестернями привода маслонасоса и стекающим по стенкам блока.
Стекающее по
стенкам масло попадает в прорезь на нижнем торце корпуса привода и далее
через отверстие - на поверхность валика.
В отверстие для валика в корпусе привода масляного насоса и датчика
распределителя зажигания УМЗ-421, УМЗ-4218 нарезана спиральная канавка,
по которой масло при вращении
валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине.
Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в
картер по сливному отверстию в
корпусе.
Правильное положение датчика-распределителя зажигания на двигателе
обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент
нахождения поршня первого
цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается
параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Фильтр очистки масла УМЗ-421, УМЗ-4218
На двигателях УМЗ-421, УМЗ-4218 устанавливаются полнопоточные
неразборные масляные фильтры 2101-1012005 и 2101С-1012055-НК-2.
Применение масляных фильтров других
марок, в т.ч. зарубежных, не предусмотрено. Через фильтр проходит все
масло, нагнетаемое насосом в систему.
Масляный фильтр работает следующим образом (рис. 4).
Масло под давлением через входные отверстия в крышке , а затем через отверстие во фланце попадает для очистки в полость между наружной поверхностью фильтрующего элемента 5 и корпусом 4, проходит через фильтрующий элемент 5, очищается и попадает через центральное отверстие болта в систему смазки двигателя.
При пуске холодного
двигателя или когда фильтрующий элемент 5 загрязнен, очистка и подача
масла происходит с помощью
фильтрующего элемента 2 и перепускного клапана 3.
Рис. 4. Масляный фильтр УМЗ-421, УМЗ-4218
1 – пружина; 2 – фильтрующий элемент перепускного клапана; 3 –
перепускной клапан; 4 – корпус; 5 –фильтрующий элемент; 6 –
противодренажный клапан; 7 – крышка; 8 и 9 –
прокладки
Перепускной клапан открывается при перепаде давлений на входе масла в
фильтр и на выходе из фильтра 58-73 кПА(0,6-0,75 кгс/см2).
Вытекание
масла из фильтра при неработающем двигателе предотвращается с помощью
противодренажного клапана 6 и прокладки 9.
При установке масляного фильтра необходимо смазать
прокладку 9 маслом, применяемым для двигателя; завернуть фильтр на блок
цилиндров до касания
прокладкой 9 его поверхностей, после чего довернуть на 3/4 оборота.
После установки фильтра и заправки двигателя маслом следует запустить
двигатель на 30-40с и остановить.
Убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки 9 и проверить уровень масла.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
Регулировки переднего моста УАЗ-3303
Обслуживание подвески и рамы УАЗ-3303
Система рулевого управления УАЗ-3303
Регулировки сцепления УАЗ-3303
Обслуживание заднего моста УАЗ-3303
Характеристика двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218
Детали двигателя УМЗ-4218, УМЗ-421
ГРМ и клапаны УМЗ-421, УМЗ-4218
Коленвал двигателей УМЗ-421, 4218
Система охлаждения УМЗ-4218, 421
Система смазки двигателя УМЗ-421
Топливная система УМЗ-421, 4218
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис