Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________

Оборудование и рабочие системы двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741

На автомобилях УАЗ-3962, УАЗ-3741 устанавливается четырехцилиндровый, четырехтактный, верхнеклапанный, карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением.

В зависимости от года выпуска и комплектации могут быть установлены двигатели моделей УМЗ-417, УАЗ-4178, 4218.

Блок цилиндров двигателя УАЗ-3741, УАЗ-3962

Блок цилиндров двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 и выполненная за одно целое с ним верхняя часть картера двигателя отлиты из алюминиевого сплава высокой прочности.

Цилиндры - легкосъемные с мокрыми гильзами, отлиты из специального ванадиевого чугуна.

Верхняя часть гильзы уплотнена в результате зажима верхнего фланца гильзы между блоком и головкой блока через прокладку, а нижняя часть - благодаря кольцевой прокладке из маслостойкой резины.

Верхний торец гильзы заканчивается фланцем с наружным диаметром 112,5 мм и высотой 5 мм, входящим в проточку в верхней плоскости блока и через прокладку зажимаемым головкой цилиндров.

Высота фланца гильзы больше глубины проточки под фланец в блоке на 0,010 . . . 0,065 мм, что обеспечивает надежное уплотнение торца гильзы.

В картерной части блока расположены пять постелей коренных подшипников коленвала и пять опор шеек распредвала.

Головка блока цилиндров УАЗ-3962, УАЗ-3741 отлита из алюминиевого сплава со вставными седлами и направляющими втулками клапанов.

Между блоком и головкой установлена прокладка из асбестового полотна, пропитанного графитом и армированного o металлическим каркасом. Толщина прокладки (в сжатом состоянии) 1,5 мм.

Чтобы избежать прилипания к блоку и головке, прокладку перед установкой на место натирают с обеих сторон порошком графита. Прокладка симметрична, поэтому безразлично, какой стороной ее ставить к блоку.

От осевого перемещения втулка впускного клапана удерживается стопорным кольцом, входящим в канавку во втулке, а втулка выпускного клапана удерживается в головке в результате натяга.

Оси плоскоовальных камер сгорания несколько смещены вправо относительно оси цилиндров, что обеспечивает завихрение рабочей смеси в камерах при такте сжатия и лучшее ее сгорание.

Поршни и шатуны двигателя УАЗ-3741, УАЗ-3962

Поршни двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 отлиты из алюминиевого сплава и покрыты слоем олова толщиной 0,004 - 0,006 мм.

На цилиндрической колонке поршня имеется три канавки: две верхних служат для установки в них компрессионных колец, а нижняя - для установки маслосьемного разборного кольца.

Поверхность канавки верхнего компрессионного кольца упрочнена лазером на глубину (2,5±0,5) мм до твердости 120 - 130НВ. В средней части поршень имеет две бобышки с отверстиями диаметром 25 -0,01 мм для поршневого пальца.

Ось этих отверстий смещена на 1,5 мм в правую сторону (по ходу автомобиля) от средней плоскости поршня. Юбка поршня овальной формы.

Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Овальность юбки (0,362±0,005) мм.

На поршень двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 устанавливают поршневые кольца: два компрессионных и одно маслосъемное. Компрессионные поршневые кольца изготавливают из серого чугуна по индивидуальным моделям.

Высота компрессионных колец 2,0-0,012 мм. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта пористым хромом.

Толщина покрытия 0,08-0,13 мм. Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца луженая. Толщина слоя олова 0,005-0,010 мм.

Покрытие верхнего кольца хромом увеличивает срок службы этого кольца в 3-4 раза, в результате чего также увеличивается срок службы остальных колец и зеркала цилиндров.

На внутренней цилиндрической поверхности обоих компрессионных колец предусмотрена коническая фаска, за счет которой кольца после установки их в рабочее положение несколько вывертываются.

Это улучшает и ускоряет их приработку к цилиндрам. Кольца необходимо устанавливать на поршень фасками вверх, в сторону днища.

Маслосъемное кольцо разборное, стальное, имеет два кольцевых диска, радиальный и осевой расширители.

Два кольцевых диска снимают с зеркала цилиндра лишнее масло, которое через отверстия в поршне отводится в картер двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741.

Рабочая цилиндрическая поверхность стальных дисков покрывается твердым хромом толщиной (0,1±0,025) мм.

Замок колец прямой. После установки колец в цилиндр монтажный зазор в замке должен быть 0,3...0,5 мм.

Поршневые пальцы плавающего типа, пустотелые, изготовлены из углеродистой стали. Наружная поверхность пальцев закалена токами высокой частоты на глубину 1,0...1,5 мм.

Наружный диаметр пальца 25 мм, длина 66 мм. Стопорные кольца, удерживаюющие палец от осевого перемещения в бобышках изготавливают из пружинной проволоки диаметром 2 мм.

Шатуны двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 двутаврового сечения, стальные, кованые. В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные втулки из оловянистой бронзы.

Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна имеется вырез, а во втулке - отверстие, совпадающее с вырезом в шатуне.

В месте перехода нижних головок шатуна в стержни имеются отверстия. Через эти отверстия при совпадении их с масляными каналами в шейках коленвала разбрызгивается масло для смазки стенок цилиндров и кулачков распредвала.

Коленвал двигателя УАЗ-3741, УАЗ-3962

Коленвал двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 - пятиопорный, отлит из магниевого чугуна. Передний конец коленчатого вала уплотняется самоподжимной резиновой манжетой, запрессованной в крышку распределительных шестерен.

Осевые усилия коленчатого вала воспринимаются передним упорным подшипником через две упорные шайбы, изготовленные из стальной, залитой баббитом ленты.

Осевой зазор 0,075...0,175 мм в упорном подшипнике достигается подбором упорных шайб соответствующей толщины.

Коренные и шатунные шейки отлиты полыми. Полости шатунных шеек герметически закрыты резьбовыми пробками.

Задний конец коленвала УАЗ-3962, УАЗ-3741 уплотняется сальником, состоящим из двух полуколец, изготовленных из пропитанного графитом асбестового шнура.

Полукольца заложены в обоймы и работают, непосредственно соприкасаясь с полированной поверхностью шейки коленчатого вала.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленвала изготовлены из малоуглеродистой стальной ленты, залитой антифрикционным высокооловянистым алюминиевым сплавом.

Общая толщина вкладыша коренных подшипников 2,25 -0,010 -0,017 и шатунных 1,75 -0,005 -0,012 мм.

В каждый подшипник коленвала УАЗ-3962, УАЗ-3741 устанавливается по два вкладыша. На одном из стыков каждого вкладыша имеется выступ, который, входя в пазы постели блока или шатуна, препятствует осевому перемещению и проворачиванию вкладышей.

Маховик отлит из серого чугуна и имеет напрессованный зубчатый венец для пуска двигателя стартером. Зубья обода закалены токами высокой частоты.

Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя УАЗ-3741, УАЗ-3962

Привод ГРМ клапанов двигателей автомобилей УАЗ-3962, УАЗ-3741 осуществляется от распределительного вала через толкатели, штанги толкателей и коромысла.

Распредвал стальной, кованый, имеет пять опорных шеек, кулачки привода клапанов, шестерню привода масляного насоса и эксцентрик привода топливного насоса.

Опорные шейки вала в блоке цилиндров на подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом (на двигателях модели УМЗ-4178 с декабря 1995 г. и на модели УМЗ-4218 втулки не устанавливаются).

Привод распредвала двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 осуществляется от коленвала парой шестерен с косыми зубьями.

Шестерня на коленчатом валу чугунная, а на распределительном валу - пластмассовый венец с чугунной ступицей. Обе шестерни имеют по два резьбовых отверстия для съемника.

Правильность фаз распределения обеспечивается установкой шестерен по меткам. Метка "О" на шестерне коленчатого вала должна быть против риски у впадины зуба на шестерне распределительного вала.

Осевое перемещение распредвала ограничивается стальным упорным фланцем, находящимся между торцом шейки распределительного вала и ступицей шестерни.

Рабочий зазор 0,1-0,2 мм между ступицей шестерни и упорным фланцем обеспечивается тем, что распорное кольцо, зажатое между шестерней и шейкой распределительного вала, толще упорного фланца.

ГРМ двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 нуждается в периодической регулировке зазоров между коромыслами и клапанами, которую следует выполнять на холодном двигателе после пробега 16000 км или при появлении признаков нарушения зазоров (стук клапанов, уменьшение мощности двигателя, вспышки в карбюраторе, "выстрелы" и глушителе) в следующем порядке:

- снимете трубку вакуум-регулятора;

- осторожно снимите крышку коромысел, избегая повреждения ее прокладки;

- установите поршень первого цилиндра по метке на шкиве коленчатого вала в в.м.т. при такте сжатия и щупом проверьте зазор между коромыслами и клапанами первого цилиндра.

- При неправильном зазоре отверните контргайку регулировочного винта и, поворачивая отверткой регулировочный винт, установите зазор по щупу, после чего, удерживая отверткой регулировочный винт, затяните контргайку и проверьте еще раз правильность установленных зазоров;

- после регулировки зазоров очередного цилиндра проверните коленчатый вал на пол-оборота и отрегулируйте зазоры для остальных цилиндров согласно порядку их работы: 1-2-4-3.

Система смазки двигателя УАЗ-3741, УАЗ-3962

Давление масла в смазочной системе прогретого двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 при малой частоте вращения коленчатого вала (550-650 об/мин) - для двигателей моделей 414, 417; 700-750 об/мин - для двигателей модели УАЗ-4218) на холостом ходу при открытом кранике масляного радиатора должно быть не менее 39 кПа (0,4 кгс/см2); на непрогретом двигателе давление может достигать 441-490 кПа (4,5-5,0 кгс/см2); при скорости автомобиля 45 км/ч давление должно быть 196-392 кПа (2,0-4.0 кгс/см2), а в жаркую летнюю погоду не менее 147 кПа (1,5 кгс/см2).

Давление в смазочной системе менее указанных величин свидетельствует о неисправности в двигателе. Работа двигателя при этом должна быть прекращена до устранения неисправности.

Для охлаждения масла в системе смазки двигателя УАЗ-3741, УАЗ-3962 установлен масляный радиатор, который включают, открывая кран, при температуре воздуха выше 20 град.

При более низких температурах радиатор должен быть отключен. Однако, независимо от температуры воздуха, при движении в тяжелых условиях (с большой нагрузкой и высокой частотой вращения коленвала) также необходимо открывать кран масляного радиатора.

Уровень масла в картере двигателя поддерживайте вблизи метки "П" маслоизмерительного стержня. Замеряйте уровень масла через 2-3 мин после остановки прогретого двигателя.

Не наливайте масло выше метки "П", так как это приведет к увеличению разбрызгивания масла и, как следствие, к закоксовыванию колец, нагарообразованию в камере сгорания головки блока цилиндров и на днищах поршней, течи масла через сальники и прокладки. Понижение уровня масла ниже метки "0" может вывести из строя подшипники двигателя.

Меняйте масло в картере двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 согласно указаниям или при перепаде давления масла 58-73 кПа (0,6-0,7 кгс/см2) до фильтра и после него. Для замены фильтра снимите его вращением против часовой стрелки.

При установке нового фильтра следите, чтобы уплотнительная резинка находилась в пазу корпуса фильтра.

При эксплуатации автомобиля следите за работой датчиков давления масла. Датчик аварийного давления масла срабатывает при падении давления в системе до 39- 8 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).

При включении зажигания лампа аварийного давления масла загорается, а после пуска двигателя гаснет. Горение лампы на рабочих режимах указывает на неисправность датчика или системы смазки двигателя.

При повышенном расходе масла (и отсутствии течи) проверьте исправность системы вентиляции картера и состояние уплотнительных колпачков, клапанов и цилиндро-поршневой группы.

Система питания двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741

От состояния системы питания (топливной системы) в значительной степени зависит надежность и долговечность работы двигателя, а также динамические показатели и
экономичность автомобиля в целом.

Обслуживание привода управления дроссельной заслонкой двигателя автомобилей УАЗ-3741:

- Отсоедините конец пружины от рычага валика.

- Отпустите стопорную гайку.

- Отведите назад рычаг валика до положения полного закрытия дроссельной заслонки (насколько позволит винт холостого хода) и, придерживая его в этом положении, установите педаль вместе с валиком в такое положение, чтобы расстояние от пола до верхнего конца педали было 120±5 мм.

- Затяните в этом положении стопорную гайку и зацепите за рычаг валика пружину.

Если привод отрегулирован правильно, то при отпущенной педали и полностью вдвинутой ручке ручного управления дроссельная заслонка должна быть закрыта, а при нажатии на педаль до отказа - полностью открыта.

Система охлаждения двигателя УАЗ-3741, УАЗ-3962

Избегайте попадания охлаждающей жидкости при снятии головки или по иным причинам в масло, так как это вызывает осмоление масла, что может привести к закоксовыванию и потере подвижности толкателей, отложению смол и перекрытию малых отверстий, подводящих смазку к трущимся поверхностям.

Обслуживание системы охлаждения двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 заключается в удалении из нее накипи и осадков, в регулировке натяжения ремня вентилятора и смазывании подшипников насоса системы охлаждения, а также в промывке радиатора снаружи. Систему охлаждения промывайте раз в год перед летним сезоном эксплуатации.

Удаление из системы охлаждения накипи произведите промывкой сильной струей чистой воды. Двигатель промывайте отдельно от радиатора, чтобы ржавчина, накипь и осадки из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор.

Перед промывкой двигателя УАЗ-3962, УАЗ-3741 выньте термостат из патрубка и отсоедините шланги от радиатора.

Натяжение ремня вентилятора регулируйте поворотом генератора. Нормальный прогиб ремня должен быть 8-14 мм при нажатии на него с усилием примерно 4 кгс.

Работу термостата проверяйте одновременно с промывкой системы охлаждения, а также в случае систематического перегрева двигателя (при исправной работе систем питания и зажигания).

Смазывайте подшипники водяного насоса (помпы) через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия. Лишнюю смазку уберите, так как она может попасть на ремень вентилятора и вывести его из строя.

При обслуживании системы охлаждения двигателя УАЗ-3741, УАЗ-3962 модели УМЗ-4218 необходимо учитывать его конструктивные особенности. Подача охлаждающей жидкости производится в рубашку охлаждения блока цилиндров (в двигателе модели 4178 - в головку блока).

Вместо двух шариковых подшипников в водяном насосе (помпе) системы охлаждения установлен один ролико-шариковый, заполняемый смазкой при сборке и не требующий добавления ее в процессе эксплуатации.

Датчик контроля температуры охлаждающей жидкости ввернут в корпус термостата (на двигателе УМЗ-4178 - в полость насоса системы охлаждения). Термостат двухклапанный, с параллельной схемой включения в систему охлаждения.

Эксплуатация двигателя без термостата не допускается. Следует иметь в вицу, что насос с ролико-шариковым подшипником может быть установлен и на двигатель УМЗ-4178.

На двигатели УАЗ-3962, УАЗ-3741 моделей УМЗ-4218 и УМЗ-4178 может устанавливаться вязкостная муфта привода вентилятора, позволяющая снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, а также способствующая прогреву холодного двигателя и поддержанию теплового режима двигателя в оптимальных пределах.

Наружную поверхность муфты следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе работы муфты, и нормальной работы биметаллической пружины клапана. Включение и выключение муфты происходит автоматически.

Жидкость из системы охлаждения двигателя сливайте через два краника Один из них расположен на нижнем бачке радиатора, другой - на блоке цилиндров. При сливе снимайте пробку радиатора.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

УАЗ-469, 31512, 31514

УАЗ-3160 Симбир

УАЗ-3303, 452, 2206, 3909

УАЗ-3962, 3741

УАЗ 31519 Хантер

УАЗ-3163 Патриот

УАЗ-31519 Хантер

УАЗ-3303

УАЗ-469, УАЗ-31512

УАЗ-452, 2206, 3909

УАЗ-3160 Симбир

УАЗ-3163 Патриот

УАЗ-3962, 3741

Автомобили УАЗ-3741, УАЗ-3962

Системы двигателя УАЗ-3962, 3741

Карданная передача и подвеска УАЗ-3741, 3962

КПП УАЗ-3962, 3741

Передний мост УАЗ-3962, УАЗ-3741

Ремонт раздаточной коробки УАЗ-3741, 3962

Рулевое управление УАЗ-3962, 3741

Сцепление УАЗ-3962, УАЗ-3741

Тормоза УАЗ-3741, 3962

Задний мост УАЗ-3962, 3741

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис