_____________________________________________________________________________
Двигатель ЗМЗ-402 (ГАЗ-402)- бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый с
рядным расположением цилиндров и алюминиевым блоком.
Двигатель ЗМЗ-402 широко распространен на автомобилях ГАЗ-3110 Волга,
Газель ГАЗ-2705.
Двигатель ГАЗ-402 простой и неприхотливый, он несложен в техническом
обслуживании и не требует высокой квалификации обслуживающего персонала.
Для снижения загрязнения окружающей среды двигатель оборудован системой рециркуляции
отработавших газов.
Мотор предназначен для установки на грузовые
автомобили малой грузоподъемности.
Сцепление: диафрагменное, электрооборудование: номинальное, напряжение
12V
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель ГАЗ-2705
Количество цилиндров - 4
Рабочий объем, л - 2,445
Степень сжатия - 8,2
Номинальная мощность брутто при частоте вращения коленчатого вала мин1,
кВт (л.с.) - 73,5 (100) 4500
Максимальный крутящий момент брутто при частоте вращения коленчатого
вала мин Л Нм (кг/см) - 182,4(18,6) 2400-2600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт (г/лсч) - 292,4 (215)
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 92x92
Масса, кг - 181
Тип двигателя - Бензиновый карбюраторный
Рис.1 Двигатель ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель
ГАЗ-2705
1 - выпускные трубопроводы; 2 - впускной трубопровод; 3 - карбюратор; 4
- пробка маслоналивного патрубка; 5 – генератор
Блок цилиндров и головка блока ЗМЗ-402
автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель ГАЗ-2705
Блок цилиндров двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель
ГАЗ-2705
отливается из алюминиевого сплава и составляет одно целое с верхней
частью картера.
Блок цилиндров имеет открытую вверх полость водяной рубашки, в
которую вставляются чугунные гильзы с опорой в дно этой полости.
По контуру верхней плоскости блока цилиндров расположены десять бобышек для крепления
головки цилиндров.
Нижняя (картерная) часть блока разделена на четыре отсека поперечными
перегородками, в которые устанавливаются коренные подшипники
коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна; каждая крышка
крепится к блоку цилиндров ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) двумя шпильками
диаметром 12 мм.
В первой крышке торцы обработаны совместно с блоком для установки шайб
упорного подшипника.
Крышки подшипников растачиваются в сборе с
блоком, при ремонте их надо устанавливать на свои места. Для облегчения
установки на всех крышках, кроме первой и пятой, выбиты их порядковые
номера.
К переднему торцу блока на паронитовой прокладке крепится отлитая из
алюминиевого сплава крышка распределительных шестерен с резиновой
манжетой для уплотнения носка коленчатого вала.
К заднему торцу блока цилиндров ГАЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель ГАЗ-2705 шестью болтами крепится отлитый также из алюминиевого
сплава картер сцепления.
Точное расположение картера сцепления, необходимое для правильной работы
коробки передач, обеспечивается двумя установочными штифтами
диаметром 13 мм.
Задний торец картера сцепления и отверстие в нем для установки коробки передач для
обеспечения соосности первичного вала КПП с коленчатым валом
обрабатываются в сборе с блоком и поэтому картеры сцепления не
взаимозаменяемы.
Цилиндры двигателя выполнены в виде легкосъемных мокрых гильз,
отлитых из специального износостойкого чугуна. Гильза цилиндров вставляется в гнездо блока нижней частью.
В плоскости нижнего стыка гильза ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель ГАЗ-2705 уплотнена прокладкой из мягкой меди толщиной 0,3 мм, а по
верхнему торцу - прокладкой головки цилиндров.
Для надлежащего уплотнения верхний торец гильзы выступает над плоскостью
блока на 0,02-0,1 мм. При этом медная прокладка должна быть обжата.
Для надежного уплотнения необходимо, чтобы разница выступания гильз над
плоскостью блока ЗМЗ-402 на одном двигателе была в пределах 0,055
мм.
Это достигается (на заводе) сортировкой гильз цилиндров по высоте (от
нижнего стыка до верхнего торца) и блоков по глубине проточки под гильзу
(от
его верхнего торца) на две группы.
Головка блока цилиндров ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель
ГАЗ-2705
общая для всех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава и
подвергнута термообработке (закалке и старению).
Седла всех клапанов вставные, изготовлены из жаропрочного чугуна высокой
твердости. Направляющие втулки клапанов металлокерамические.
При сборке с головкой седла и втулки клапанов охлаждаются, а головка
нагревается. Дополнительно металл головки вокруг седел обжимается с
помощью оправки. Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются в
сборе с головкой.
Головка блока цилиндров ГАЗ-402 крепится к блоку десятью стальными
шпильками диаметром 12 мм. Под гайки шпилек поставлены плоские стальные
термоупрочненные шайбы.
Между головкой и блоком цилиндров устанавливается прокладка из асбестового полотна,
армированного металлическим каркасом и покрытого графитом. Окна в
прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы
жестью. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм.
Правильное положение головки на блоке обеспечивается двумя установочными
штифтами - втулками, запрессованными в блок цилиндров (в бобышки
шпилек крепления головки).
Головки блока цилиндров двигателей ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.10 различаются
по объему камер сгорания. Увеличение степени сжатия двигателя ГАЗ-402.10 получено за счет дополнительной фрезеровки нижней плоскости
головки на 3,6 мм (высота головки двигателя ГАЗ-402.10 составляет 94,4
мм,
высота головки двигателя ЗМЗ-4021.10 равна 98 мм).
Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой
свече равен 74-77 см3 для двигателя ЗМЗ-402.10 и 94-98 см3 для двигателя
ГАЗ-4021.10. Разница между объемами камер сгорания одной головки блока
не должна превышать 2 см3.
Корпусные детали двигателя ГАЗ-402 (ЗМЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель ГАЗ-2705 - блок и головка цилиндров не требуют обслуживания за
исключением очистки от пыли и грязи и подтяжки резьбовых соединений.
Через каждые 20000 км пробега необходимо проводить подтяжку головки
блока цилиндров, проверку и регулировку зазоров между клапанами и
коромыслами.
Гайки шпилек крепления головки блока цилиндров затягиваются от
середины головки к торцам (переднему и заднему) Затяжку и проверку
затяжки следует делать на холодном двигателе.
Если эту операцию выполнить на горячем двигателе, то после его остывания
затяжка гаек окажется неполной вследствие большой разницы в
коэффициентах линейного расширения материала головки, блока и шпилек.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее устройство АКПП
_____________________________________________________________________________
CVT вариатор Ауди
Коробка автомат Toyota
_____________________________________________________________________________
АКПП Mazda/Mitsubishi
Коробка автомат ZF
Двигатели Mitsubishi
Двигатели Toyota
Двигатели ЗМЗ
ГРМ и головки блока двигателя 4G18/4G15
Блок цилиндров и коленвал двс 4G15/4G18
Характеристика двигателя 4G15/4G18
Системы питания и охлаждения двигателя 4G18/4G15
Блок цилиндров и головка 3S-FE/3S-GE
Техническое обслуживание ГРМ 3S-FE, 3S-GE
Коленвал двигателей 3S-FE, 3S-GE
Технические характеристики двигателя 3S-FE, 3S-GE
Система охлаждения двс 3S-FE и 3S-GE
Параметры двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
Головка и блок цилиндров двигателя 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Дроссельная заслонка 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Вентилятор системы охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
Форсунки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Замена водяного насоса 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Поршневая группа и коленвал двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Диагностика двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
Замена компонентов блока цилиндра 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Система охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Система смазки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Топливная система двигателей 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
Система зажигания 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Термостат и радиатор двс 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
Бензонасос 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Ремень ГРМ двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Снятие головки блока цилиндров двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Регулировки клапанов 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Демонтаж головки блока цилиндров двигателей 4A-GE
Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-GE
Детали двигателей 1AZ-FE / 2AZ-FE
Блок управления и датчики 1AZ-FE и 2AZ-FE
Компоненты рабочих систем двигателя 1AZ-FE, 2AZ-FE
Система управления двигателем 1AZ-FE и 2AZ-FE
Характеристики двигателя ЗМЗ-402
Шатунно-поршневая группа и коленвал ЗМЗ-402
Устройство системы смазки ЗМЗ-402
Детали систем охлаждения и питания ЗМЗ-402
Блока цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-405
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-405
Коленчатый вал и привод ГРМ ЗМЗ-405
Устройство системы охлаждения ЗМЗ-405
Регулировки деталей топливной системы ЗМЗ-405
Блок цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-406
Электронная система управления двигателем ЗМЗ-406
Основные компоненты двигателя ЗМЗ-406
Электрическая система управления ЗМЗ-406
Коленвал и маховик двигателя ЗМЗ-406
Сборочные детали системы охлаждения ЗМЗ-406
Основные механизмы системы смазки ЗМЗ-406
Компоненты топливной системы ЗМЗ-406
Конструкция карбюратора К-151 двигателя ЗМЗ-402
_______________________
Автосигнализации
Ремонт и сервис