_____________________________________________________________________________
Масляный насос АКПП вариатор CVT 01J
Multitronic Audi A4, Audi A6, A8
В коробке-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 передача
крутящего момента зависит как от электропитания, так и от подачи масла.
Без электропитания и достаточной подачи масла коробка передач не смогла
бы работать.
Работа масляного насоса покрывает основные потребности АКПП вариатор CVT
01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 в энергии и определяет ее суммарный
КПД.
Поэтому описанные выше системы имеют конструкцию, позволяющую им
обходиться минимальным количеством масла, подача которого была
организована совершенно по новому.
Чтобы уменьшить количество соединений, масляный насос закреплен
непосредственно на гидроблоке управления. Такая конструкция обеспечивает
компактность, уменьшает потери давления и недорога в изготовлении.
Коробка-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 оборудована
оптимизированным по КПД шестеренчатым насосом. Он нагнетает необходимое
давление при сравнительно небольшом объеме масла в системе.
Эжекционный насос подает дополнительный объем масла под слабым давлением
в гидросистему охлаждения фрикционов.
Шестеренчатый насос встроен в гидроблок управления АКПП вариатор CVT 01J
Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 и приводится непосредственно от
первичного вала через цилиндрическое зубчатое колесо и вал насоса.
Говоря об особенностях масляного насоса, необходимо упомянуть
компенсацию осевого и радиального зазоров. Чтобы при низких оборотах
достичь высокого давления, необходим насос, который бы отличался
внутренней герметичностью.
Обычные масляные насосы для этой цели не годятся, потому что их
внутренние детали не настолько хорошо подогнаны друг к другу.
Осевые
зазоры между шестернями и корпусом и радиальные зазоры между шестернями
и серповидным элементом могут быть больше или меньше.
Чем больше зазоры, тем сильнее падает давление внутри. Сильное падение
давления ведет к уменьшению КПД насоса.
Компенсация осевого зазора
Два упорных диска образуют в насосе коробки-автомат вариатор CVT 01J
Ауди А4, Ауди А6, А8 нагнетательную полость и герметизируют ее по бокам.
Они снабжены специальными уплотнителями и упираются в корпус масляного
насоса и пластину крепления насоса гидравлического блока управления.
Конструкция упорных дисков такова, что давление масла передается в
полости между дисками и корпусом насоса.
Уплотнитель препятствует утечке масла из полости и падению давления в
ней. С ростом давления масла упорные диски сильнее давят на
серповидный элемент и шестерни насоса, компенсируя этим осевой зазор.
Компенсация осевого и радиального зазоров позволяет достичь необходимого
давления масла и вместе с тем высоких значений КПД при компактности
конструкции.
Компенсация радиального зазора
Компенсируется радиальный зазор между серповидным элементом и шестернями
(ведущей и ведомой) АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi
A6, A8. Для этого серповидный элемент состоит из двух частей: внутренний
сегмент и наружный сегмент.
Внутренний сегмент герметизирует зазор ведущей шестерни. Кроме того, он
удерживает наружный сегмент в радиальном направлении. Наружный
сегмент герметизирует зазор ведомой шестерни.
Нагнетаемое насосом коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6,
А8 масло проникает в пространством между сегментами и еще сильнее
прижимает сегменты к ведущей и ведомой шестерням, компенсируя этим
радиальный зазор.
При отсутствии давления пружины обеспечивают исходное прижатие сегментов
и уплотнительного ролика и улучшают засасывание масла насосом.
Благодаря им масло, нагнетаемое насосом, оказывает давление на
внутренние поверхности сегментов и на уплотнительный ролик.
Эжекционный насос АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8
Объем масла, подаваемый шестеренным насосом, недостаточен для
нормального охлаждения фрикционов, особенно в момент трогания с места,
когда
проскальзывающие фрикционы сильно нагреваются.
Для его увеличения в систему охлаждения фрикционов коробки-автомат
вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 встроен эжекционный насос.
Изготовленный из пластмассы эжекционный насос погружен в масляный
картер.
В основе работы эжекционного насоса лежит принцип трубки Вентури.
Масляный насос нагнетает масло для охлаждения фрикционов в эжекционный
насос (эжектирующий поток).
Проходя через трубку Вентури, эжектирующий
поток создает разрежение, за счет которого из масляного картера
увлекается дополнительный объем масла.
Благодаря этому количество масла увеличивается вдвое без дополнительных
затрат мощности масляного насоса.
Обратный клапан препятствует осушению эжекционного насоса и поддерживает
его в состоянии постоянной готовности.
Электронное гидравлическое управление АКПП вариатор CVT 01J Multitronic
Audi A4, Audi A6, A8
Новым является объединение масляного насоса, гидроблока управления
(блока клапанов) и блока управления коробки-автомат вариатор CVT 01J
Ауди А4, Ауди А6, А8 в единый компактный узел.
Внутри гидроблока управления находятся золотник ручного
управления, девять гидравлических клапанов и три электромагнитных
клапана
управления давлением.
Гидравлический и электронный блоки управления напрямую соединены между
собой электрическими разъемами.
Гидроблок управления АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi
A4, Audi A6, A8 выполняет следующие функции:
- управление фрикционами переднего и заднего хода
- регулировка давления в гидросистеме фрикционов
- охлаждение фрикционов
- подача масла для управлением давлением прижима
- управление передаточным отношением
- подача масла в компенсационную полость
Через специальные вращающиеся трубки гидроблок управления
коробкой-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 соединен с
гидросистемами
шкивов 1 и 2. На вращающиеся соединительные трубки установлены
уплотнительные кольца.
Для защиты узлов АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8
клапан ограничения давления DBV1 ограничивает давление масла до 82 бар.
Благодаря клапану давления предварительного управления VSTV на клапаны
управления давлением масло подается под постоянным давлением
величиной 5 бар.
Клапан минимального давления MDV не дает масляному насосу захватить
воздух во время пуска двигателя. При высокой мощности насоса клапан
MDV открывается и направляет масло из обратного маслопровода к насосной
секции, повышая этим КПД насоса.
Клапан предварительного давления VSPV коробки-автомат вариатор CVT 01J
Ауди А4, Ауди А6, А8 поддерживает в главной магистрали давление,
достаточное для выполнения той или иной функции (прижима или
регулировки).
N88, N215 и N216 — это клапаны управления давлением. Они обеспечивают
управляющее давление, пропорциональное проходящему через них
электрическому току.
N88 (электромагнитный клапан 1) выполняет две задачи: он управляет
клапаном охлаждения фрикционов KKV и предохранительным клапаном SIV.
N215 (клапан регулировки давления 1 АКПП) управляет клапаном управления
фрикционами KSV.
N216 (клапан регулировки давления 2 АКПП) управляет клапаном регулировки
передаточного отношения UV.
Как и прежде, АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8
имеет механическую связь (трос) с рычагом селектора, по которой
передается
информация о его положении: P, R, N и D.
Шток выбора передач коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6,
А8 выполняет следующие функции:
- перемещает золотник ручного управления в гидравлическом блоке
управления и тем самым включает режим движения (вперед/назад/нейтраль)
- включает механизм блокировки трансмиссии на стоянке
- воздействует на многофункциональный переключатель для определения
положения рычага селектора
При переводе селектора в положение P тяга привода механизма блокировки
сдвигается в осевом направлении и прижимает собачку к шестерне
механизма, блокируя таким образом трансмиссию. Шестерня блокировки
трансмиссии неподвижно соединена с вал-шестерней.
Картер АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8, система
трубопроводов и уплотнения
Коробка-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 использует новый
тип уплотнительных колец — составные уплотнительные кольца.
Этими
кольцами уплотнены прижимные и регулировочные гидроцилиндры первичного и
вторичного шкивов, а также поршень фрикциона переднего хода.
Кольцо круглого сечения выполняет две задачи: прижимает наружное кольцо
и уплотняет зазор.
Составное уплотнительное кольцо поджимается под действием давления
масла.
Достоинства составных уплотнительных колец АКПП вариатор CVT 01J
Multitronic Audi A4, Audi A6, A8:
- хорошее скольжение
- малое сопротивление при перемещении
- износостойкость
- малая деформация под действием давления
Для уменьшения массы коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6,
А8 ее состоящий из трех частей картер изготавливается из магниевого
сплава AZ91 HP.
Этот очень стойкий к коррозии сплав легко обрабатывается
и по сравнению с обычным алюминиевым сплавом уменьшает массу
картера на 8 кг.
АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 имеет еще одну
особенность — масло в ней передается не по каналам в картере (как у
обычных
гидромеханических КПП), а почти исключительно по трубопроводам.
Для уплотнения соединений трубопроводов используются торцевые
уплотнения. Торцевые уплотнения напорных трубопроводов имеют две рабочие
кромки, которые поджимаются под действием давления масла и обеспечивают
надежную герметизацию.
Такой способ позволяет надежно уплотнить соединения трубопроводов, даже
если они расположены не под прямым углом (например, напорный
трубопровод к фрикциону заднего хода).
Кромки торцевого уплотнения впускного патрубка масляного насоса
коробки-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8 поджимаются за
счет
силы запрессовки.
Двойное манжетное уплотнение вала не позволяет маслу ATF смешиваться с
маслом главной передачи. Оно предотвращает попадание масла ATF в
картер главной передачи и наоборот.
О потере герметичности двойного манжетного уплотнения можно судить по
специальному отверстию в картере.
Рис.27. Схема гидросистемы АКПП вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4,
Audi A6, A8 (Селектор в положении P, двигатель выключен)
DBV1 - клапан ограничения давления 1, DBV2 - клапан ограничения давления
2, DDV1 - клапан перепада давления 1, DDV2 - клапан перепада давления
2, F - фильтр ATF, HS - золотник ручного управления, K - радиатор ATF,
KKV - клапан охлаждения фрикционов, KSV - клапан управления фрикционом,
MDV - клапан минимального давления, MP1 - точка измерения давления
прижима (измеряется датчиком G194), MP2 - точка измерения давления в
магистрали фрикционов (измеряется датчиком G193), N88 - электромагнитный
клапан 1 (охлаждения фрикционов/аварийного отключения), N215 -
клапан регулировки давления -1, коробка-автомат вариатор CVT 01J Ауди
А4, Ауди А6, А8 (фрикцион), N216 - клапан регулировки давления -2, АКПП
вариатор CVT 01J Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 (передаточное
отношение), P - масляный насос, PRND - положения селектора, RK -
фрикцион заднего
хода, S1 - сетчатый фильтр ATF 1, S2 - сетчатый фильтр ATF 2, S3 -
сетчатый фильтр ATF 3, SB 4 - отверстия для смазки/охлаждения шкивов, SF
-
приемный фильтр ATF, SIV - предохранительный клапан, SSP - эжекционный
насос, UV - клапан регулировки передаточного отношения, VK - фрикцион
переднего хода, VSBV - клапан ограничения объемного расхода, VSPV -
клапан предварительного давления, VSTV - клапан давления
предварительного управления
Охлаждение масла ATF
Поступая от шкива 1, масло ATF сначала проходит через радиатор ATF,
затем через фильтр ATF и лишь после этого поступает в гидроблок
управления
коробкой-автомат вариатор CVT 01J Ауди А4, Ауди А6, А8.
Так же, как у ступенчатых АКПП, радиатор ATF встроен в радиатор
двигателя. В нем масло отдает тепло охлаждающей жидкости двигателя
(масляно-водяной теплообменник).
Клапан перепада давления DDV1 защищает радиатор ATF от высокого давления
(при холодном ATF). При холодном ATF возникает высокий перепад
давления в подводящем и обратном трубопроводах.
При определенном перепаде давления клапан DDV АКПП вариатор CVT 01J
Multitronic Audi A4, Audi A6, A8 открывается и соединяет подводящий и
обратный трубопроводы между собой. Это, к тому же, способствует быстрому
прогреву ATF.
Клапан перепада давления DDV2 открывается при высоком сопротивлении току
жидкости в фильтре ATF (если фильтр, например, засорился). Если бы
его не было, то клапан DDV1 открывался бы под действием обратного
напора, что делало бы систему охлаждения ATF неэффективной.
При негерметичном радиаторе ATF в масло ATF попадает охлаждающая
жидкость. Даже незначительное ее количество вызывает неполадки в системе
регулировки фрикционов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее устройство АКПП
_____________________________________________________________________________
CVT вариатор Ауди
Коробка автомат Toyota
_____________________________________________________________________________
АКПП Mazda/Mitsubishi
Коробка автомат ZF
Двигатели Mitsubishi
Двигатели Toyota
Двигатели ЗМЗ
Обслуживание АКПП Aisin Warner 55-50SN/AF33
Регулировки АКПП AW50-40LE, AW50-42LE Aisin Warner
Компоненты АКПП Aisin Warner AW60-40LE, AW60-41SN
Коробка передач CVT 01J вариатор Ауди
Гидросистема коробки-автомат CVT 01J Ауди
Автоматическая коробка передач CVT 01J multitronic Ауди
Электронный блок управления АКПП мультитроник Ауди
Работа вариатора CVT 01J Multitronic Audi
Основные узлы АКПП Тойота U241E/U250E
Коробка-автомат Toyota Aisin U241E/U250E
Обслуживание АКПП Мазда FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
Диагностика АКПП Митсубиси A4AF3 / A4BF3
АКПП Ауди ZF 6HP19/ZF 6HP21 (09L)
Компоненты коробки-автомат Ауди ZF 6HP19/ZF 6HP21
Обслуживание АКПП ZF 4HP20 / ZF 4HP16
Параметры коробки-автомат ZF 5HP19/5HP18
Детали АКПП ZF 5HP19/5HP18 Ауди-Фольксваген
АКПП ZF 6HP26 Ауди (6HP28/6HP32)
Гидроблок мехатроник коробки автомат ZF 6HP26
Гидротрансформатор АКПП ZF 6HP26/6HP28
Планетарная передача АКПП Audi ZF 6HP26
Компоненты переключения передач Audi ZF 6HP26/6HP28
Обзор гидроаккумуляторов и преобразователей применяемых в АКПП
Конструктивные особенности и параметры автоматических коробок передач
Рабочие функции исполнительных устройств АКПП
Основные схемы планетарной коробки-автомат
Модификации клапанов и регуляторов АКПП
Конструкция и элементы коробки автомат
Компоненты редукторов автоматических коробок переключения передач
Методы устранения неисправностей АКПП без демонтажа с двигателя
Рекомендации по замене масла в АКПП
_______________________
Автосигнализации
Ремонт и сервис