Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________________

Техобслуживание системы смазки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

В двигателях Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина используется система смазки с полнопоточной очисткой масла и с подачей масла под давлением к основным движущимся деталям и узлам двигателя.

Система смазки двс Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina включает в себя: масляный поддон, масляный насос, масляный фильтр и различные элементы, которые обеспечивают подачу масла к различным движущимся деталям двигателя.



Рис.20. Схема расположения элементов системы смазки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE

1 - масляный насос, 2 - маслоприемник, 3 - редукционный клапан, 4 - масляный фильтр, 5 - масляный радиатор.

Масло из поддона через маслоприемник масляным насосом нагнетается в масляный фильтр. Часть масла сразу после масляного насоса направляется в масляный радиатор.



Рис.21. Схема расположения элементов системы смазки двигателя Toyota 4A-GE

1 - масляный насос, 2 - маслоприемник, 3 - масляный фильтр, 4 - форсунка для подачи масла на днище поршня и стенки цилиндров, 5 - масляный радиатор.

После прохождения масляного фильтра часть масла по различным каналам в блоке цилиндров Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE и через отверстия подается к коренным подшипникам коленчатого вала. По сверлениям в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам коленчатого вала.

Смазывание стенок цилиндров и нижней части днища поршней (кроме двигателя 4A-GE) осуществляется в основном разбрызгиванием. Для смазыванияпоршневого пальца в поршневой головке шатуна и во втулке поршневого пальца предусмотрено специальное отверстие.

Часть масла после прохождения масляного фильтра по сверлениям в блоке цилиндров направляется в головку блока цилиндров для смазывания:

- ведомой шестерни распределительного вала впускных клапанов (кроме 4A-GE);

- опорных шеек распределительных валов;

- кулачков;

- толкателей клапанов и стержней клапанов;

- ведущей шестерни распределительного вала выпускных клапанов (кроме 4A-GE).

После выполнения своих функций масло под действием силы тяжести (самотеком) возвращается в поддон. Для контроля уровня масла в картерена одной стороне корпуса масляного насоса двигателя Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE устанавливается измерительный щуп.

Система смазки двигателя Тойота 4A-GE в основном аналогична системе смазки двигателей 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE. Ее отличия от системы смазки этих двигателей связаны:

- с отсутствием в двигателе 4A-GE синхронизирующих шестерен распределительных валов впускных и выпускных клапанов, в связи с чем отпадает необходимость в подаче масла к этим узлам трения;

- с принудительной периодической (пульсирующей) подачей масла на нижнюю часть днища поршней и на стенки цилиндров через соответствующие клапаны и форсунки

Масляный насос двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Масляный насос двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина через маслоприемник забирает масло из поддона двигателя и подает его под давлением к различным узлам трения.

Маслоприемник с сетчатым фильтром располагается перед входным патрубком масляного насоса.

Сам масляный насос относится к насосам трохоидного типа. Внутри его расположены ведущий и ведомый роторы (шестерни) с внутренним зацеплением, которые вращаются в одном направлении.

Поскольку оси ведущего и ведомого роторов (шестерен) смещены друг относительно друга, пространство между обоими роторами изменяется по мере их поворота. Масло засасывается в насос, когда пространство между роторами расширяется, и нагнетается, когда пространство между роторами сужается.

Регулятор давления масла (редукционный клапан) двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

На высоких частотах вращения количество масла, подаваемого маслонасосом, избыточно по сравнению с его количеством, необходимым для смазывания трущихся пар.

Регулятор давления масла двигателей Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina (редукционный клапан) предотвращает избыточную подачу масла. На низких частотах вращения клапан регулятора под действием пружины перекрывает перепускной (байпасный) канал.

Но на высоких частотах вращения давление масла резко возрастает, сила давления масла преодолевает усилие пружины, и клапан регулятора открывается. Избыточное масло через клапан возвращается в поддон.

Масляный фильтр двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Масляный фильтр двигателей Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina - полнопоточного типа со сменным бумажным фильтрующим элементом.

Частицы металла (продукты износа), частицы грязи, находящиеся в воздухе, частицы нагара и другие виды загрязнения могут попадать в масло в процессе его использования, что приводит к увеличению износа двигателя или к засорению (сужению каналов) маслопроводов, препятствуя циркуляции масла.

Масляный фильтр, установленный в масляной магистрали, позволяет задерживать эти частицы при прохождении масла через него. Фильтр установлен на внешней стороне двигателя, что позволяет сравнительно просто заменять фильтрующий элемент.

Перед фильтрующим элементом установлен перепускной клапан, который открывается при увеличении давления перед фильтром, возникающим в случае засорения фильтрующего элемента загрязняющими частицами.

Перепускной клапан двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина открывается, когда сила давления масла превысит усилие пружины клапана.

В этом случае масло проходит через обводной (байпасный) канал, минуя масляный фильтр, и направляется прямо в главную масляную магистраль двигателя.

Проверка давления масла двигателей Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Проверьте качество моторного масла, визуально оценив его состояние: наличие воды, обесцвечивание, загрязнение, разжижение. При плохом качествезамените масло.

Проверьте уровень масла, который должен быть между метками "L" и "F".

Отверните датчик аварийного давления масла (4A-FE, 5A-F, 5A-FE и 7A-FE) или датчик давления масла (4A-GE) и установите на его место манометр.

Для двигателей Тойота 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180)

Предварительно снимите генератор и кронштейн генератора, а после установки манометра верните их на место.

Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.

Убедитесь, что давление масла на холостом ходу составляет:

- при минимальной частоте вращения не ниже 29 кПа (0,3 кгс/см2)
- при 3000 мин -1 245 - 490 кПа (2,5 - 5,0 кгс/см2)

Снимите манометр и установите датчик аварийного давления масла (4A-FE, 5A-FE и 7A-FE) или датчик давления масла (4A-GE).

Применяйте клей типа Loctite 242 или эквивалент, нанеся его на 2-3 последних витка резьбы.

Для двигателей Тойота 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180)

Предварительно снимите генератор и кронштейн генератора, а после установки датчика аварийного давления масла установите их на место.

Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии подтекания масла.

Замена масла и фильтра двигателя Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina

Слейте масло, сняв пробку маслозаливной горловины и вывернув сливную пробку из масляного поддона.

Замените масляный фильтр.

- специальным ключом отверните фильтр;
- очистите контактную поверхность под фильтр и смажьте уплотнительное кольцо на фильтре свежим моторным маслом;

- наверните фильтр рукой до момента контакта между уплотнительным кольцом фильтра и поверхностью блока;
- подходящим ключом доверните фильтр еще на 3/4 оборота,

Залейте в двигатель моторное масло, предварительно очистив и установив на место сливную пробку с новой прокладкой.

Момент затяжки:

4A-FE, 4A-GE и 7A-FE - 34 Нм
5A-FE - 44 Нм

Заправочная емкость:

- При замене масла и фильтра:
4A-GE:
с масляным радиатором ....3,7 л
без масляного радиатора....3,3 л
4A-FE..... 3,3 л
5A-FE 3,0 л
7A-FE 3,7 л
4A-GE 3,7 л

- Сухой двигатель:
4A-GE:
с масляным радиатором ....4,1 л
без масляного радиатора....3,7 л
4A-FE:
с масляным радиатором ....3,9 л
без масляного радиатора....3,5 л
5A-FE 3,5 л
7A-FE:
- с масляным радиатором ....4,7 л
- без масляного радиатора....4,3 л

Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек.

проверьте уровень масла.

Масляный насос двигателя Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Снятие

Внимание: при снятии для ремонта масляного насоса масляный поддон и фильтр маслозаборника должны быть также сняты и очищены.

Слейте масло из двигателя.

Снимите следующие детали ГРМ:

- Зубчатый ремень ГРМ.
- Натяжной ролик и натяжную пружину.
- Зубчатый шкив коленчатого вала.

Снимите узел маслоизмерительного щупа (в сборе с направляющей).

Снимите масляный поддон и масляный насос.

Разборка и проверка масляного насоса двигателей Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Снимите редукционный клапан, удалив кольцо-защелку, сняв упор пружины и пружину.

Снимите ведущий и ведомый роторы, отвернув винты и сняв крышку корпуса и уплотнительное кольцо.

Проверьте редукционный клапан.

Смазав поверхность клапана свежим моторным маслом, установите его в посадочное отверстие и убедитесь, что клапан опускается под собственным весом. Если это не выполняется, замените клапан или весь масляный насос.

Проверьте ведущий и ведомый роторы.

Проверьте величину следующих зазоров:

Радиальный зазор между ведомым ротором и корпусом:

- номинальный:
4A-FE и 7A-FE 0,080 - 0,180 мм
5A-FE 0,100 - 0,180 мм
4A-GE:
AE92.AW11 и АТ160 0,100 - 0,190 мм
АЕ101, АЕ111.... 0,080 - 0,191 мм

- максимально допустимый... 0,20 мм

Радиальный зазор между выступами ведущего и ведомого роторов:

Примечание: для некоторых двигателей 4A-GE применяются масляные насосы с шестернями вместо роторов; в этом случае указанный зазор измеряется между вершинами зубьев ведущей или ведомой шестерен и стенкой серповидного выступа в корпусе масляного насоса, номинальный:

4A-GE (с роторами), 4A-FE и 5A-FE 0,060 - 0,180 мм
4A-GE (с шестернями):
- ведущей 0,107 -0,248 мм
- ведомой 0,058 - 0,310 мм
7A-FE - 0,025-0,085 мм
- максимально допустимый:
4A-GE (AE101,AE111) 0,25 мм
остальные 0,35 мм

Торцевой зазор между роторами и стенкой корпуса:

- номинальный:
4A-GE (AE101, АЕ111) 0,025 - 0,065 мм
4A-FE, 5A-FE и 4A-GE (АЕ92, AW11 и AT160) 0,025 - 0,075 мм
7A-FE 0,025 - 0,085 мм
- максимально допустимый... 0,10 мм

Если величина любого из зазоров больше максимального значения, замените оба ротора (обе шестерни). В случае необходимости замените весь насос.

Сборка масляного насоса Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина


Рис.22. Масляный насос Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina

1 - передний сальник коленчатого вала, 2 - ведомый ротор, 3 - ведущий ротор, 4 - корпус насоса, 5 - крышка насоса, 6 - редукционный клапан, 7 - пружина редукционного клапана, 8 - седло пружины, 9 - стопорное кольцо.

Установите ведущий и ведомый роторы. Расположите ведущий и ведомый роторы метками в сторону крышки корпуса. Установите крышку корпуса насоса и закрепите ее винтами, затянув их. Момент затяжки 10 Нм

Установите редукционный клапан в порядке, обратном его снятию.

Установка насоса двигателя Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Установите насос.

Установите узел маслоизмерительного щупа в сборе с направляющей. Установите новое уплотнительное кольцо, предварительно смазав его мыльным раствором. Затем установите узел маслоизмерительного щупа и закрепите его болтом (МЗ = 9,3 Нм).

Установите масляный поддон. Установите зубчатый шкив коленчатого вала для привода ГРМ.

Установите (не затягивая) натяжной ролик и натяжную пружину ремня привода ГРМ.

Установите ремень привода ГРМ. Заполните систему маслом.

Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии подтекания масла. Проверьте уровень масла.

Масляный радиатор и редукционный клапан Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина

Снятие и установка масляного радиатора двигателя Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina



Рис.23. Масляный радиатор 4A-GЕ (АТ160) и 4A-FE (АТ171)

1 - масляный радиатор, 2, 3, 4 - масляные шланги, 5 - масляный трубопровод, 6 - соединительный штуцер, 7 - болт соединительного штуцера (МЗ = 25 Нм), 8 - прокладка, 9 - масляный фильтр, 10 - болт-штуцер масляного фильтра (МЗ = 54 Нм), 11 -соединительный штуцер, 12 - болт соединительного штуцера (МЗ = 37 Нм), 13 - кольцевая прокладка-уплотнение, 14 - кронштейн масляного фильтра, 15 - редукционный клапан, 16 - пружина
редукционного клапана, 17 - заглушка редукционного клапана.

При снятии и установке масляного радиатора руководствуйтесь сборочными рисунками.



Рис.24: 1 - масляный радиатор, 2 - штуцер, 3 - болт штуцера (МЗ = 34 Нм), 4 - прокладки, 5 - масляный трубопровод, 6 - кольцевая прокладка, 7 - болт штуцера (МЗ = 29 Нм), 8 - масляный фильтр, 9 - болт-штуцер масляного фильтра (МЗ = 54 Нм), 10 - плоская шайба, 11 - направляющий болт, 12 - кронштейн масляного фильтра, 13 - редукционный клапан, 14 - пружина редукционного клапана, 15 -заглушка редукционного клапана (МЗ = 37 Нм).

Снятие редукционного клапана Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina

Снимите штуцерную (соединительную) трубку, отвернув штуцерный болт и сняв обе прокладки.

Отверните масляный фильтр, используя походящее приспособление.

Снимите кронштейн масляного фильтра с уплотнительным кольцом, отвернув штуцерный болт.

Отвернув заглушку на кронштейне масляного фильтра, извлеките детали редукционного клапана (прокладку, пружину и сам клапан).

Проверка редукционного клапана

Нанесите на клапан тонкий слой моторного масла и плавно опустите его в отверстие кронштейна. Клапан должен легко опуститься под действием собственного веса.

В противном случае замените клапан или весь кронштейн.

Сборка редукционного клапана Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Кариб, Тойота Селика, Спринтер, Калдина

Установите редукционный клапан в кронштейн масляного фильтра, завернув заглушку (МЗ = 37 Нм).

Установите кронштейн масляного фильтра, использовав новую кольцевую прокладку и затянув штуцерный (перепускной) болт (МЗ = 44 Нм).

Установите масляный фильтр.

Установите соединительный маслопровод с новыми прокладками, развернув его и затянув штуцерный болт (МЗ = 29 Нм).

Заполните масляную систему моторным маслом.

Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии подтеканий масла.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общее устройство АКПП

_____________________________________________________________________________

CVT вариатор Ауди

Коробка автомат Toyota

_____________________________________________________________________________

АКПП Mazda/Mitsubishi

Коробка автомат ZF

Двигатели Mitsubishi

Двигатели Toyota

Двигатели ЗМЗ

Двигатели Mitsubishi

ГРМ и головки блока двигателя 4G18/4G15

Блок цилиндров и коленвал двс 4G15/4G18

Характеристика двигателя 4G15/4G18

Системы питания и охлаждения двигателя 4G18/4G15

Двигатели Toyota

Блок цилиндров и головка 3S-FE/3S-GE

Техническое обслуживание ГРМ 3S-FE, 3S-GE

Коленвал двигателей 3S-FE, 3S-GE

Технические характеристики двигателя 3S-FE, 3S-GE

Распредвалы 3S-FE и 3S-GE

Система охлаждения двс 3S-FE и 3S-GE

Топливная систем 3S-FE, 3S-GE

Параметры двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE

Головка и блок цилиндров двигателя 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Дроссельная заслонка 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Вентилятор системы охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE

Форсунки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Замена водяного насоса 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Поршневая группа и коленвал двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Диагностика двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE

Замена компонентов блока цилиндра 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Система охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Система смазки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Топливная система двигателей 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE

Система зажигания 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Термостат и радиатор двс 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE

Бензонасос 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Ремень ГРМ двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Снятие головки блока цилиндров двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Регулировки клапанов 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Замена ремня ГРМ 4A-GE

Демонтаж головки блока цилиндров двигателей 4A-GE

Настройки клапанов 4A-GE

Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-GE

Детали двигателей 1AZ-FE / 2AZ-FE

Блок управления и датчики 1AZ-FE и 2AZ-FE

Компоненты рабочих систем двигателя 1AZ-FE, 2AZ-FE

Система управления двигателем 1AZ-FE и 2AZ-FE

Двигатели ЗМЗ

Характеристики двигателя ЗМЗ-402

ГРМ двигателя ГАЗ-402

Шатунно-поршневая группа и коленвал ЗМЗ-402

Устройство системы смазки ЗМЗ-402

Детали систем охлаждения и питания ЗМЗ-402

Блока цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-405

Технические характеристики двигателя ЗМЗ-405

Коленчатый вал и привод ГРМ ЗМЗ-405

Устройство системы охлаждения ЗМЗ-405

Система смазки двс ЗМЗ-405

Регулировки деталей топливной системы ЗМЗ-405

Блок цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-406

Электронная система управления двигателем ЗМЗ-406

Основные компоненты двигателя ЗМЗ-406

Электрическая система управления ЗМЗ-406

Система ГРМ двигателя ЗМЗ-406

Коленвал и маховик двигателя ЗМЗ-406

Сборочные детали системы охлаждения ЗМЗ-406

Основные механизмы системы смазки ЗМЗ-406

Компоненты топливной системы ЗМЗ-406

Конструкция карбюратора К-151 двигателя ЗМЗ-402

_______________________

Автосигнализации

Ремонт и сервис