_____________________________________________________________________________
Запас топлива находится в баке, расположенном под днищем в районе задних
сидений. Бак топливной системы ВАЗ-2110 – стальной, состоит из двух
сваренных между собой штампованных половин. Через дренажные трубки он
связан с неразборным сепаратором, улавливающим пары бензина.
Последний сообщается с атмосферой через двойной обратный клапан,
препятствующий чрезмерному повышению или понижению давления в топливном
баке. Заливная горловина соединена с баком резиновым бензостойким
шлангом, закрепленным хомутами. Пробка герметична.
Через топливозаборник с сетчатым фильтром бензин из бака топливной
системы ВАЗ-2110 подается по стальным проводам и резиновым бензостойким
шлангам к фильтру тонкой очистки топлива, топливному насосу и далее – к
карбюратору. Бензин засасывается из бака за счет разрежения,
создаваемого
бензонасосом.
Рис.24. Система питания двигателя ВАЗ-2110 с карбюратором
1 – заборник холодного воздуха; 2 – воздухопровод; 3 – терморегулятор; 4
– заборник подогретого воздуха; 5 – шланг слива топлива от карбюратора;
6 –
воздушный фильтр в сборе; 7 – карбюратор; 8 – обратный клапан; 9 –
топливный насос; 10 – шланг подвода топлива к топливному насосу; 11 –
фильтр
тонкой очистки топлива; 12 – трубка слива топлива; 13 – трубка подвода
топлива от бака; 14 – топливный бак; 15 – фланец датчика уровня топлива
и
трубки забора топлива; 16 – шланг наливной трубы; 17 – наливная труба;
18 – шланг сепаратора; 19 – пробка топливного бака; 20 – сепаратор; 21 –
вентиляционный шланг сепаратора.
Фильтр тонкой очистки системы питания ВАЗ-2110 – с бумажным фильтрующим
элементом в пластмассовом корпусе, неразборной конструкции. На
корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с
направлением движения топлива.
Топливный насос (бензонасос) ВАЗ-2110 – диафрагменного типа, с
механическим приводом от эксцентрика распределительного вала, с рычагом
ручной
подкачки. Бензонасос состоит из нижнего корпуса с рычагами привода,
верхнего корпуса с клапанами и патрубками, диафрагменного узла и крышки.
Диафрагменный узел бензонасоса устанавливается между верхним и нижним
корпусами. Сверху устанавливаются две диафрагмы (рабочие), снизу –
одна (предохранительная): она предотвращает попадание бензина в картер
двигателя при разрыве рабочих диафрагм.
В этом случае просочившийся бензин отводится через отверстия в наружной
дистанционной прокладке, находящейся между предохранительной и
рабочими диафрагмами.
Диафрагмы бензонасоса ВАЗ-2110 вместе с внутренней
прокладкой и тарелками (с наружной стороны) собираются на штоке и
крепятся гайкой.
Шток Т-образным хвостовиком вставляется в полость балансира. Между
диафрагменным узлом и нижним корпусом установлена пружина. Верхний
корпус
закрыт крышкой, закрепленной болтом.
Под ней находится сетчатый топливный фильтр. Топливный насос ВАЗ-2110
крепится к двигателю на двух шпильках через теплоизоляционную проставку,
уплотненную с двух сторон картонными прокладками. Прокладки выпускаются
толщиной 0,30, 0,75 и 1,25 мм.
Между теплоизоляционной проставкой и двигателем устанавливают прокладку
0,30 мм, а на внешнюю сторону проставки (обращенную к бензонасосу) -
прокладку 0,75 мм и проверяют минимальное выступание толкателя из
проставки, которое должно составлять 0,8-1,3 мм.
Для этого медленно проворачивают коленчатый вал двигателя, нажимая на
толкатель пальцем и периодически контролируя его выступание над
плоскостью прокладки.
Если минимальное выступание меньше указанного,
внешнюю прокладку заменяют более тонкой, если больше – более толстой.
Часть бензина, подаваемого к карбюратору, сливается обратно в бак через
систему трубопроводов и шлангов – это улучшает охлаждение бензонасоса
ВАЗ-2110 и предотвращает образование паровых пробок в системе питания.
В
сливную магистраль врезан обратный клапан, пропускающий топливо
только в одном направлении – от карбюратора к баку.
В корпус воздушного фильтра может поступать холодный воздух через
заборник возле радиатора или горячий - от заборника, установленного на
выпускном коллекторе. Переключает потоки заслонка, управляемая
терморегулятором.
Встроенный термосиловой элемент открывает заслонку подачи горячего
воздуха при температуре поступающего воздуха ниже 25°С и полностью
перекрывает ее, если воздух нагрет выше 35°С. Таким образом, температура
поступающего воздуха автоматически поддерживается в пределах 25-35°С.
Воздушный фильтр ВАЗ-2110 – сухой, со сменным бумажным фильтрующим
элементом, крепится на шпильках карбюратора через резиновую прокладку и
фиксируется четырьмя самоконтрящимися гайками через металлическую
пластину.
Замена топливного насоса ВАЗ-2110
Операции по замене бензонасоса ВАЗ-2110:
- Для очистки или замены сетчатого фильтра насоса на автомобиле
отворачиваем болт крепления крышки.
- Снимаем крышку насоса и вынимаем фильтр.
- Для снятия бензонасоса ВАЗ-2110 ослабляем хомуты крепления
всасывающего и нагнетательного шлангов и снимаем шланги с патрубков.
- Отворачиваем две гайки крепления насоса к корпусу вспомогательных
агрегатов.
- Cнимаем топливный насос со шпилек. Cнимаем уплотнительную прокладку.
- Вынимаем теплоизоляционную проставку с толкателем.
- Извлекаем толкатель. Cнимаем еще одну уплотнительную прокладку.
- Отворачиваем шесть винтов, соединяющих верхний и нижний корпуса
бензонасоса ВАЗ-2110.
- Разделяем корпуса. Вдавив и повернув на 90° диафрагменный узел,
вынимаем его.
- Отворачиваем гайку крепления штока. Снимаем верхнюю тарелку.
- Вынимаем две рабочие диафрагмы бензонасоса ВАЗ-2110. Снимаем
дистанционные прокладки.
- Снимаем предохранительную прокладку.
- Сборку топливного насоса ВАЗ-2110 проводим в обратной
последовательности.
- При установке диафрагм совмещаем их отверстия с отверстиями нижнего
корпуса насоса.
- На верхней части корпуса бензонасоса ВАЗ-2110 нанесена стрелка,
указывающая направление потока топлива.
- Перед установкой бензонасоса измеряем минимальную величину выступания
толкателя (при проворачивании коленчатого вала) от торцевой плоскости
теплоизоляционной проставки.
- Выступание регулируется подбором уплотнительных прокладок разной
толщины.
Карбюратор ВАЗ-2110
На двигателе ВАЗ-2110 устанавливается карбюратор Солекс 21083-1107010-31
– эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием
дроссельных заслонок (вторая камера начинает открываться после того, как
дроссельная заслонка первой камеры откроется на 2/3 величины). Привод
дроссельных заслонок – механический, тросовый.
Карбюратор Солекс 21083-1107010-31 имеет сбалансированную поплавковую
камеру, систему отсоса картерных газов, подогрев зоны дроссельной
заслонки первой камеры, полуавтоматическое пусковое устройство,
электромагнитный клапан холостого хода.
Рис.25. Внешний вид карбюратора ВАЗ-2110
1 – сектор рычага привода дроссельных заслонок; 2 – регулировочный винт
качества смеси холостого хода; 3 – регулировочный винт количества смеси
холостого хода; 4 – блок подогрева зоны дроссельной заслонки; 5 –
колодка провода датчика-винта ЭПХХ; 6 – крышка пускового устройства; 7 –
рычаг
воздушной заслонки; 8 – корпус жидкостной камеры; 9 – болт крепления
жидкостной камеры; 10 – штуцер подачи топлива; 11 – штуцер отвода
топлива; 12
– крышка карбюратора; 13 – шпилька крепления воздушного фильтра; 14 –
электромагнитный запорный клапан; 15 – штуцер вентиляции картера
двигателя; 16 – крышка экономайзера; 17 – корпус карбюратора.
Топливо подается в карбюратор ВАЗ-2110 через сетчатый фильтр и
игольчатый клапан. Последний поддерживает в поплавковой камере заданный
уровень топлива. Поплавковая камера – двухсекционная (для уменьшения
влияния на работу двигателя колебаний уровня топлива при поворотах и
кренах
автомобиля).
Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры
(первой и второй камер) в эмульсионные колодцы, где смешивается с
воздухом, проходящим через калиброванные отверстия в верхней части
эмульсионных трубок (главные воздушные жиклеры). Через распылители
топливо-воздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры
карбюратора.
Рис.26. Схема устройства и работы карбюратора ВАЗ-2110
I – первая камера; II – вторая камера; 1 – рычаг привода ускорительного
насоса; 2 – пружина диафрагмы пускового устройства; 3 – диафрагма
пускового
устройства; 4 – воздушный канал пускового устройства; 5 –
электромагнитный запорный клапан; 6 – топливный жиклер холостого хода; 7
– главный
воздушный жиклер первой камеры; 8 – воздушный жиклер холостого хода; 9 –
воздушная заслонка; 10 – распылитель главной дозирующей системы
первой камеры; 11 – распылители ускорительного насоса; 12 – распылитель
главной дозирующей системы второй камеры; 13 – распылитель эконостата;
14 – главный воздушный жиклер второй камеры; 15 – воздушный жиклер
переходной системы второй камеры; 16 – канал балансировки поплавковой
камеры; 17 – поплавковая камера; 18 – игольчатый клапан; 19 –
калиброванное отверстие перепуска топлива в бак; 20 – топливный фильтр
карбюратора
21083-1107010-31; 21 – штуцер подачи топлива; 22 – диафрагма
экономайзера мощностных режимов; 23 – топливный жиклер экономайзера
мощностных
режимов; 24 – шариковый клапан экономайзера мощностных режимов; 25 –
поплавок; 26 – топливный жиклер эконостата с трубкой; 27 – топливный
жиклер
переходной системы второй камеры с трубкой; 28 – эмульсионная трубка
второй камеры; 29 – главный топливный жиклер второй камеры; 30 –
выходные
отверстия переходной системы второй камеры; 31, 33 – дроссельные
заслонки; 32 – щель переходной системы первой камеры; 34 – выходное
отверстие
системы холостого хода; 35 – блок подогрева зоны дроссельной заслонки;
36 – регулировочный винт состава (качества) смеси холостого хода; 37 –
штуцер вентиляции картера двигателя; 38 – штуцер для подачи разрежения к
вакуумному регулятору зажигания; 39 – главный топливный жиклер первой
камеры; 40 – эмульсионная трубка первой камеры; 41 – шариковый клапан
ускорительного насоса; 42 – диафрагма ускорительного насоса.
Система холостого хода отбирает топливо из эмульсионного колодца после
главного топливного жиклера первой камеры.
Топливо проходит через жиклер
холостого хода (конструктивно объединенный с электромагнитным клапаном
холостого хода), после чего смешивается с воздухом из канала от
воздушного жиклера холостого хода и из расширяющейся части диффузора
(для устойчивой работы при переходе на режим холостого хода).
Образовавшаяся эмульсия подается под дроссельную заслонку через
отверстие, регулируемое винтом качества. Винтом количества (числа
оборотов)
устанавливается величина открытия дроссельной заслонки первой камеры
карбюратора ВАЗ-2110 на холостом ходу.
При частичном открытии дроссельной заслонки первой камеры (до включения
в работу главных дозирующих систем) топливо-воздушная смесь поступает
в первую камеру через вертикальную щель, находящуюся на уровне
дроссельной заслонки в закрытом положении.
При частичном открытии дроссельной заслонки второй камеры топливо во
вторую камеру поступает через отверстие, находящееся чуть выше
дроссельной заслонки в закрытом положении.
Экономайзер мощностных режимов включается в работу при значительном
открытии дроссельных заслонок. Топливо забирается из поплавковой камеры
карбюратора 21083-1107010-31 через шариковый клапан. Пока диафрагма
экономайзера удерживается разрежением во впускном коллекторе, клапан
закрыт.
Когда дроссельные заслонки значительно открываются, разрежение за ними
падает, и клапан под действием диафрагмы начинает пропускать топливо,
которое поступает через жиклер экономайзера в эмульсионный колодец в
обход главного жиклера, обогащая смесь.
Эконостат включается в работу на режимах максимальной мощности
двигателя, обеспечивая дополнительное поступление топлива
непосредственно из
поплавковой камеры (через жиклер эконостата и систему трубок) во вторую
смесительную камеру.
Ускорительный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом через
профильный кулачок, расположенный на оси дроссельной заслонки первой
камеры карбюратора ВАЗ-2110.
При открытии дроссельной заслонки кулачок воздействует на рычаг,
который, в свою очередь, надавливает на диафрагму. Порция топлива через
распылители впрыскивается в смесительные камеры карбюратора, обогащая
горючую смесь на режимах разгона автомобиля.
Ускорительный насос карбюратора 21083-1107010-31 снабжен двумя
шариковыми клапанами: обратный клапан расположен в канале, связывающем
поплавковую камеру с полостью насоса; он открывается и полость
заполняется топливом при отпущенной педали газа, когда возвратная
пружина отводит
диафрагму насоса назад, и закрывается при нагнетании топлива.
Другой клапан расположен в распылителе; он открывается под давлением
нагнетаемого топлива и закрывается под действием собственного веса, как
только подача топлива прекращается.
Это предотвращает вытекание топлива
из каналов и подсос воздуха. Производительность насоса не регулируется –
она определяется профилем кулачка.
Полуавтоматическое пусковое устройство снижает токсичность отработавших
газов на режимах пуска и прогрева двигателя, а также упрощает
управление автомобилем – отсутствует привод управления воздушной
заслонкой из салона автомобиля (кнопка подсос).
Рис.27. Схема полуавтоматического пускового устройства карбюратора
ВАЗ-2110
1 – дроссельная заслонка первой камеры; 2 – рычаг привода дроссельной
заслонки второй камеры; 3 – пружина диафрагмы; 4 – воздушный канал,
соединенный с задроссельным пространством карбюратора; 5 – диафрагма
пускового устройства; 6 – воздушная заслонка; 7 – тяга привода воздушной
заслонки; 8 – ось пускового устройства; 9 – кулачок; 10 – регулировочный
винт пускового зазора воздушной заслонки; 11 – шток диафрагмы пускового
устройства; 12 – возвратная пружина штока диафрагмы; 13 – рычаг упора;
14 – регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой
камеры;15 – рычаг приоткрывания дроссельной заслонки; 16 – тяга приоткрывания
дроссельной заслонки; 17 – рычаг управления дроссельными заслонками; А –
пусковой зазор у воздушной заслонки; В – пусковой зазор у дроссельной
заслонки.
Основа устройства – плоская спиральная биметаллическая пружина. При
низкой температуре пружина – через систему тяг и рычагов – удерживает
воздушную заслонку в закрытом положении.
После запуска двигателя разрежение в задроссельном пространстве
передается в полость за диафрагмой пускового устройства карбюратора
21083-1107010-31. Диафрагма втягивается, и ее шток приоткрывает воздушную
заслонку на пусковой зазор, устанавливаемый регулировочным винтом.
По мере прогрева двигателя биметаллическая пружина нагревается
охлаждающей жидкос-тью, проходящей через жидкостную камеру, и
распрямляется,
полностью открывая воздушную заслонку.
Биметаллическая пружина
устанавливается на предприятии-изготовителе, и ее дополнительная
регулировка в
эксплуатации не требуется.
Экономайзер принудительного холостого хода карбюратора ВАЗ-2110 состоит
из датчика-винта закрытого положения дроссельной заслонки,
электромагнитного запорного клапана и блока управления.
Электромагнитный
клапан перекрывает подачу топлива в систему холостого хода и
переходную систему первой камеры.
Нормальное состояние клапана (напряжение не подается) – закрытое. Он
открывается при включении зажигания или нажатии педали "газа" при
работающем двигателе, а также при частоте вращения коленчатого вала 1900
мин-1 и ниже.
Клапан закрывается, если педаль газа отпущена (датчик-винт замкнут на
массу) и обороты двигателя превышают 2100 мин-1, а также при выключении
зажигания, что предотвращает вспышки в цилиндрах двигателя (дизелинг).
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110
Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис