_____________________________________________________________________________
Система охлаждения ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 – жидкостная, закрытого типа, с
принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается
впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным)
давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура
кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери). Он
открывается при давлении 1,1-1,5 кгс/см2.
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе
относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем
двигателе).
Тепловой режим работы двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 поддерживается
термостатом и электровентилятором радиатора.
Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на
двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока
управления двигателем (на двигателях ВАЗ-21102).
Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при
температуре 94±2°С.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров
двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 ввернут датчик, связанный с указателем
температуры на приборной панели.
Рис.23. Система охлаждения двигателя ВАЗ-2110 (с карбюратором)
1 – радиатор отопителя; 2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 –
шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры
охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы
насоса; 7 – термостат; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка расширительного
бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 –
расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера
пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 –
подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 –
левый бачок
радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 –
электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 –
правый бачок
радиатора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 –
зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка
насоса
охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости;
27 – подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства
карбюратора; 28 – отводящий шланг.
Водяной насос (помпа) ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 – лопастной, центробежного
типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода
газораспределительного механизма. Корпус помпы – алюминиевый.
Валик вращается в двухрядном подшипнике с неменяемым запасом
пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На
передний
конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка.
К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей
композиции, под которым находится сальник. При выходе водяного насоса
ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102 из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном
двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к
радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через
байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.
На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной
коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру
полуавтоматического пускового устройства.
На двигателях ВАЗ-21102 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку
подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не
предусмотрен).
При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает
перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости
циркулирует по
большому кругу, через радиатор.
При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся
жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен
составлять не менее 8 мм.
Термостат двигателя ВАЗ-21102 имеет повышенное сопротивление байпасного
клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток
жидкости через радиатор отопителя.
Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он
изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально
контролировать уровень жидкости.
Бортовая система контроля ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 также сообщает о падении
уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик.
С бачком
также соединены две пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя,
другая – от радиатора охлаждения двигателя.
Радиатор системы охлаждения ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 состоит из двух
вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух
горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными
охлаждающими пластинами.
Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость
подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.
Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной
трубки. Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения:
горячая
вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
Снятие термостата ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
При проверке термостата на автомобиле ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 после пуска
холодного двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время
должен оставаться холодным, а затем быстро нагреваться, указывая на
начало циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу.
Для демонтажа
термостата сливаем охлаждающую жидкость.
Работы по снятию термостата для двигателя ВАЗ-21102, ВАЗ-2110:
- Ослабляем хомуты отводящего шланга радиатора, подводящего шланга трубы
насоса и шланга, соединяющего термостат с выпускным патрубком.
- Снимаем термостат.
- Для проверки термостата ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 опускаем его в сосуд с
охлаждающей жидкостью, подогреваем сосуд и контролируем по термометру
начало открытия основного клапана.
- Устанавливаем термостат в обратной последовательности.
Снятие радиатора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- На холодном двигателе сливаем охлаждающую жидкость.
- Снимаем электровентилятор.
- Ослабляем хомуты и снимаем пароотводящий и подводящий шланги радиатора
ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.
- Ослабляем хомут и снимаем отводящий шланг радиатора.
- Наклонив радиатор к двигателю ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, снимаем его.
- Внизу радиатор опирается на две резиновые подушки, которые при сборке
должны войти в отверстия поперечины.
- Сборку проводим в обратном порядке.
Замена водяной помпы ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Сливаем охлаждающую жидкость.
- Снимаем зубчатый шкив распределительного вала.
- Снимаем натяжной ролик ремня привода ГРМ.
- Отворачиваем гайку и болт крепления задней крышки ремня ГРМ.
- Отворачиваем три болта крепления водяной помпы ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Снимаем заднюю крышку.
- Вынимаем помпу охлаждающей жидкости и снимаем прокладку.
- Перед установкой водяного насоса ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 очищаем от
остатков старой прокладки прилегающие плоскости насоса и блока
цилиндров.
- Устанавливаем новую прокладку.
- Помпу ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 устанавливается только в одном положении.
- Сборку проводим в обратной последовательности.
Снятие электровентилятора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Отсоединяем разъем электровентилятора.
- Отворачиваем два болта левого крепления электровентилятора, две гайки
сверху и одну снизу.
- Вынимаем электровентилятор ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 в сборе с кожухом.
- Отворачиваем три гайки крепления электродвигателя к кожуху.
- Снимаем электродвигатель.
- Отворачиваем гайку и снимаем крыльчатку.
- На новый электродвигатель надеваем крыльчатку, обеспечив попадание
штифта вала в паз крыльчатки.
- Дальнейшую сборку ведем в обратной последовательности.
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110
Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис