Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________________

Компоненты системы охлаждения ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Система охлаждения ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.

Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери). Он открывается при давлении 1,1-1,5 кгс/см2.

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе).

Тепловой режим работы двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-21102).

Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.



Рис.23. Система охлаждения двигателя ВАЗ-2110 (с карбюратором)

1 – радиатор отопителя; 2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – термостат; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 – левый бачок радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – правый бачок радиатора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора; 28 – отводящий шланг.

Водяной насос (помпа) ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус помпы – алюминиевый.

Валик вращается в двухрядном подшипнике с неменяемым запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка.

К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе водяного насоса ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства.

На двигателях ВАЗ-21102 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).

При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.

При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Термостат двигателя ВАЗ-21102 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.

Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости.

Бортовая система контроля ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик.

С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя, другая – от радиатора охлаждения двигателя.

Радиатор системы охлаждения ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами.

Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.

Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки. Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.

Снятие термостата ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

При проверке термостата на автомобиле ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 после пуска холодного двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен оставаться холодным, а затем быстро нагреваться, указывая на начало циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу.

Для демонтажа термостата сливаем охлаждающую жидкость.

Работы по снятию термостата для двигателя ВАЗ-21102, ВАЗ-2110:

- Ослабляем хомуты отводящего шланга радиатора, подводящего шланга трубы насоса и шланга, соединяющего термостат с выпускным патрубком.

- Снимаем термостат.

- Для проверки термостата ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 опускаем его в сосуд с охлаждающей жидкостью, подогреваем сосуд и контролируем по термометру начало открытия основного клапана.

- Устанавливаем термостат в обратной последовательности.

Снятие радиатора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- На холодном двигателе сливаем охлаждающую жидкость.

- Снимаем электровентилятор.

- Ослабляем хомуты и снимаем пароотводящий и подводящий шланги радиатора ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.

- Ослабляем хомут и снимаем отводящий шланг радиатора.

- Наклонив радиатор к двигателю ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, снимаем его.

- Внизу радиатор опирается на две резиновые подушки, которые при сборке должны войти в отверстия поперечины.

- Сборку проводим в обратном порядке.

Замена водяной помпы ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Сливаем охлаждающую жидкость.

- Снимаем зубчатый шкив распределительного вала.

- Снимаем натяжной ролик ремня привода ГРМ.

- Отворачиваем гайку и болт крепления задней крышки ремня ГРМ.

- Отворачиваем три болта крепления водяной помпы ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Снимаем заднюю крышку.

- Вынимаем помпу охлаждающей жидкости и снимаем прокладку.

- Перед установкой водяного насоса ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 очищаем от остатков старой прокладки прилегающие плоскости насоса и блока цилиндров.

- Устанавливаем новую прокладку.

- Помпу ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 устанавливается только в одном положении.

- Сборку проводим в обратной последовательности.

Снятие электровентилятора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Отсоединяем разъем электровентилятора.

- Отворачиваем два болта левого крепления электровентилятора, две гайки сверху и одну снизу.

- Вынимаем электровентилятор ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 в сборе с кожухом.

- Отворачиваем три гайки крепления электродвигателя к кожуху.

- Снимаем электродвигатель.

- Отворачиваем гайку и снимаем крыльчатку.

- На новый электродвигатель надеваем крыльчатку, обеспечив попадание штифта вала в паз крыльчатки.

- Дальнейшую сборку ведем в обратной последовательности.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лада Гранта, Калина

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВАЗ-2110

Лада Калина

Лада Гранта

ВАЗ-2110

 

Двигатель ВАЗ-2110

Привод ГРМ и клапаны ВАЗ-2110

Система охлаждения ВАЗ-2110

Топливная система ВАЗ-2110

Карбюратор ВАЗ-2110

Система зажигания ВАЗ-2110

Сцепление ВАЗ-2110

Коробка передач ВАЗ-2110

Ремонт КПП ВАЗ-2110

Передняя подвеска ВАЗ-2110

Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110

Задняя подвеска ВАЗ-2110

Рулевое управление ВАЗ-2110

Тормозная система ВАЗ-2110

Электрооборудование ВАЗ-2110

Приборы салона ВАЗ-2110

Кузов ВАЗ-2110

Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110

 

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис