_____________________________________________________________________________
Рис.18. Передняя подвеска ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 в сборе
1 - телескопическая стойка амортизатора; 2 - гайка; 3 - эксцентриковым
болт, 4 - гайка; 5 - поворотный кулак; 6 - вал привода переднего колеса;
7 - защитный чехол шарнира, 8 - наружный шарнир вала, 9 - нижний рычаг;
10 шаровая опора; 11 - декоративный диск (колпак) колеса, 12 - ступица,
13 - тормозной диск, 14 - защитный кожух; 15 - поворотный рычаг; 16 -
нижняя опорная чашка, 17 - пружина подвески, 18 - защитный чехол
телескопической стойки, 19 - буфер хода сжатия- 20 - верхняя опорная
чашка, 21 подшипник верхней опоры, 22 - верхняя опора стойки; А -
контрольный размер
Передняя подвеска ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 - независимая, телескопическая, с
гидравлическими амортизаторными стойками, с винтовыми цилиндрическими
пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором
поперечной устойчивости.
Основным элементом передней подвески является телескопическая,
гидравлическая стойка амортизатора 1 (рис.18), нижняя часть которой
соединяется с поворотным кулаком 5 двумя болтами.
Верхний болт 3, проходящий через овальное отверстие кронштейна стойки
амортизатора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, имеет эксцентриковый поясок и эксцентриковую
шайбу. При повороте верхнего болта изменяется развал переднего колеса.
На телескопической стойке амортизатора установлены: витая цилиндрическая
пружина 17, пенополиуретановый буфер 19 хода сжатия, а также верхняя
опора 22 стойки в сборе с подшипником 21.
Верхняя опора стойки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 крепится тремя самоконтрящимися гайками к
стойке брызговика кузова. За счет своей эластичности опора обеспечивает
«качание» стойки при ходах подвески и гасит высокочастотные вибрации.
Вмонтированный в нее подшипник дает возможность стойке поворачиваться
вместе с управляемыми колесами. В корпусе стойки смонтированы детали
телескопического гидравлического амортизатора, показанного на рис.19.
Рис.19. Телескопическая стойка амортизатора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
1 - корпус клапана сжатия; 2 - диски клапана сжатия, 3 - дроссельный
диск клапана сжатия; 4 - тарелка клапана сжатия; 5 - пружина клапана
сжатия, 6
- обойма клапана сжатия; 7 -гайка клапана отдачи; 8 - пружина клапана
отдачи; 9 - тарелка клапана отдачи; 10 - диск клапана отдачи; 11 -
дроссельный
диск клапана отдачи; 12 - поршень; 13 - тарелка перепускного клапана; 14
- пружина перепускного клапана; 15 - плунжер; 16 - пружина плунжера; 17
-
направляющая втулка штока с фторопластовым слоем; 18 - обойма
направляющей втулки; 19 - уплотнительное кольцо корпуса стойки; 20 -
сальник
штока; 21 - обойма сальника; 22 - прокладка защитного кольца штока; 23 -
защитное кольцо штока; 24 - гайка корпуса стойки; 25 - опора буфера
сжатия; 26 - шток; 27 - чашка пружины; 28 - поворотный рычаг; 29 -
ограничительная втулка штока; 30 - корпус стойки; 31 - цилиндр; 32 -
сливная трубка
В верхней части цилиндра установлен гидравлический буфер хода отдачи,
состоящий из плунжера 15 и пружины 16. Он ограничивает перемещение
штока при ходе отдачи.
Нижняя часть поворотного кулака 5 (см. рис.18) соединяется шаровой
опорой 10 с нижним рычагом 9 подвески. Тормозные и тяговые силы
воспринимаются продольными растяжками, которые через резинометаллические
шарниры соединяются с нижними рычагами и с передними опорами
поперечины передней подвески ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.
В местах соединения растяжки с рычагом и передней опорой устанавливаются
регулировочные шайбы, которыми регулируется угол продольного
наклона оси поворота.
В поворотном кулаке ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 крепится двухрядный радиально-упорный
подшипник закрытого типа, на внутренних кольцах которого установлена с
натягом ступица колеса.
Подшипник затягивается гайкой на хвостовике корпуса наружного шарнира
привода колес и не регулируется. Все гайки крепления передних и задних
ступиц колес одинаковые и имеют правую резьбу.
Стабилизатор поперечной устойчивости ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 представляет собой штангу,
колена которой через стойки с резиновыми и резинометаллическими
шарнирами соединены с нижними рычагами подвески. Средняя (торсионная)
часть штанги крепится к кузову кронштейнами через резиновые подушки.
Снятие и установка передней подвески
ВАЗ-21102, ВАЗ-2110
Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву и затормозите
его стояночным тормозом, снимите колпак ступицы, ослабьте болты
крепления переднего колеса и отверните гайку крепления ступицы.
Подняв переднюю часть автомобиля ВАЗ-2110, снимите переднее колесо.
Выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага
стойки передней подвески.
Отсоедините стойку стабилизатора поперечной устойчивости от рычага
подвески и отверните гайку крепления растяжки к опоре поперечины.
Отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака.
Отметьте количество регулировочных шайб на переднем конце растяжки,
отсоедините рычаг 9 (см. рис.18) передней подвески ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 от
кронштейна кузова и снимите рычаг в сборе с растяжкой.
Отверните болты крепления направляющей колодок к поворотному кулаку 5,
суппорт в сборе с колодками подвесьте на технологическом крючке к
кузову так, чтобы не нагружался шланг.
Отводя в сторону и поворачивая стойку 1, при помощи приспособления,
выпрессуйте из ступицы колеса шлицевой хвостовик шарнира равных
угловых скоростей (ШРУС) ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
Со стороны отсека двигателя отверните гайки крепления телескопической
стойки к брызговику кузова и снимите стойку передней подвески в сборе с
поворотным кулаком и ступицей колеса. Выполняя указанные операции,
снимите другую стойку передней подвески.
Затем снимите со штанги стойки, отверните гайки крепления стабилизатора
поперечной устойчивости к кузову и осторожно выведите штангу
стабилизатора из-под приемной трубы глушителя. Отвернув болты крепления,
снимите поперечину передней подвески с передними шарнирами
растяжек.
Установку узлов и деталей передней подвески
ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 проводите в
последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
- передние гайки растяжек, гайки болтов крепления рычагов подвески к
кронштейнам кузова, гайки крепления стоек стабилизатора к поперечным
рычагам передней подвески и гайки крепления штанги стабилизатора к кузову
предварительно затяните до выбора зазоров в сочленениях;
- все гайки, крепящие резинометаллические шарниры, резиновые втулки и
подушки, окончательно затягивайте моментами, указанными в приложении,
при статической нагрузке 3136 Н (320 кгс) (четыре человека и 392 Н
(40кг) груза в багажнике);
- при установке стабилизатора поперечной устойчивости не допускайте
продольного смещения подушек на штанге, так как они должны занимать
строго определенное положение.
Определение технического состояния деталей передней подвески
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
При каждом техническом обслуживании, а также при ремонте следует
обязательно проверять состояние защитных чехлов шаровых шарниров
подвески, обращая особое внимание на отсутствие механических повреждений
чехлов.
Выясните, нет ли на деталях передней подвески ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 трещин или следов
задевания о дорожные препятствия или кузов, деформаций рычагов,
растяжек, штанги стабилизатора и ее стоек и деталей передка кузова в
местах крепления узлов и деталей подвески.
Деформация деталей подвески и прежде всего растяжек и деталей передка
кузова нарушает углы установки колес и приводит к невозможности их
регулировки.
Проверьте состояние резинометаллических шарниров, резиновых подушек,
шаровых шарниров ШРУС ВАЗ-2110, а также состояние (осадку) верхних
опор телескопических стоек подвески.
Резинометаллические шарниры и резиновые подушки подлежат замене при
разрывах и одностороннем «выпучивании» резины и при подрезании их
торцевых поверхностей. Для проверки состояния шарового шарнира подвески
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 снимите колесо и замерьте расстояние «А» между нижним
рычагом 9 (см. рис.18) и тормозным диском 13.
Если при покачивании подвески это расстояние меняется более чем на 0,8
мм, шаровой шарнир замените. Для замера зазора в шаровом шарнире на
автомобиле пользуйтесь специальным приспособлением.
Проверка и регулировка углов установки колес
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Проверка и регулировка углов установки колес ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 выполняется на
специальных стендах согласно инструкции на стенд. Проверка углов
установки колес обязательна, если проводится замена или ремонт деталей
подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки
колес.
У нового обкатанного автомобиля ВАЗ-2110 в снаряженном состоянии и с
полезной нагрузкой 3136 Н (4 человека и 392 Н груза в багажнике) углы
установки колес должны иметь следующие значения:
- развал - 0°±30'
- схождение - (0±1) мм
- угол наклона оси поворота: продольный - 1°30'±30'
Перед регулировкой углов установки колес автомобиля ВАЗ-2110 проверьте:
- давление воздуха в шинах;
- радиальное и осевое биение дисков колес: оно не должно превышать для
осевого - 1 мм, для радиального - 0,7 мм;
- свободный ход рулевого колеса;
- свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;
- техническое состояние деталей и узлов передней подвески ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102
(отсутствие деформаций, разрушения и износа резинометаллических
шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески);
- замеченные неисправности устраните.
После установки автомобиля ВАЗ-2110 на стенд, непосредственно перед
контролем углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза
усилие в 392-490 Н (40-50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на
задний бампер, а потом - на передний.
При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной
оси автомобиля. При проверке и регулировке углов установки колес
сначала проверяйте и регулируйте угол продольного наклона оси поворота,
затем угол развала колес и в последнюю очередь - схождение колес.
Если величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените
количество регулировочных шайб, установленных на обоих концах
растяжек передней подвески ВАЗ-21102, ВАЗ-2110. Для увеличения угла продольного
наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней
или задней ее части.
И, наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в
задней части растяжки, так как спереди это выполнить не всегда возможно
из-за короткой резьбовой части растяжки. При изменении количества шайб
на растяжке следите за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в
сторону упорного торца растяжки.
Это же правило соблюдайте при установке внутренней упорной шайбы
резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные
шайбы. При несоблюдении этих требований возможно ослабление затяжки гаек
крепления растяжек.
Количество регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух
штук спереди, четырех-сзади.
Для того, чтобы не изменилось положение
растяжки относительно рычага подвески ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 при регулировке
продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным
приспособлением,
которое фиксирует растяжку относительно рычага, то есть не допускает
поворачивание растяжки от воздействия усилий при заворачивании гайки
крепления растяжки к рычагу.
Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного
износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на
которые опираются концы растяжки.
При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного
наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19'. Если угол
развала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 отличается от нормы, то отрегулируйте его.
Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая
верхний регулировочный болт 3 (см. рис.18), установите необходимый угол
развала колес. По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Нм
(9 кг/см).
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110
Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис