Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________________

Элементы электрооборудования автомобиля ВАЗ-2110

Электрооборудование автомобиля ВАЗ-2110 выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с "массой" – кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть – постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В.

При неработающем двигателе все потребители электрооборудования ВАЗ-2110 питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя – от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.

Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания, пуска двигателя, "генератор - выключатель зажигания - монтажный блок".

Мощные потребители (фары, электродвигатель вентилятора системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле. Большинство предохранителей и реле находятся в монтажном блоке, расположенном в салоне автомобиля левее и выше педального узла.

При выходе из строя монтажного блока системы электрооборудования ВАЗ-2110 возможна замена печатной платы или припайка проводов взамен перегоревших токоведущих дорожек.

Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства.

На автомобилях ВАЗ-2110 устанавливается жгут системы зажигания двигателя. Реле и предохранители системы впрыска находятся возле контроллера, под консолью панели приборов справа.



Рис.36. Расположение реле и предохранителей в монтажном блоке ВАЗ-2110

К1 – реле контроля исправности ламп; К2 – реле очистителя ветрового стекла; К3 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; К4 – реле включения ближнего света фар; К5 – реле включения дальнего света фар; К6 – дополнительное реле; К7 – реле включения обогрева заднего стекла; К8 – резервное реле; F1 - F20 – плавкие предохранители.

Схема генератора ВАЗ-2110

На автомобилях ВАЗ-2110 устанавливают генераторы 94.3701 или 5102.3771. Генератор – синхронная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах.

Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя (демпфера) поликлиновым ремнем.



Рис.37. Генератор 94.3701 автомобилей ВАЗ-2110

1 – кожух; 2 – вывод "В+" для подключения потребителей; 3 – помехоподавительный конденсатор 2,2 мкФ; 4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу "D+" регулятора напряжения); 5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 – положительный диод; 8 – отрицательный диод; 9 – регулятор напряжения; 10 – задняя крышка; 11 – стяжной винт; 12 – передняя крышка; 13 – обмотка статора; 14 – дистанционное кольцо; 15 – передний подшипник вала ротора; 16 – шкив; 17 – гайка; 18 – вал ротора; 19 – конусная шайба; 20 – шайба; 21 – клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 – сердечник статора; 23 – втулка; 24 – обмотка ротора; 25 – задний подшипник ротора; 26 – втулка подшипника; 27 – контактные кольца; 28 – щеткодержатель; 29 – выводы обмотки статора; 30 – дополнительный диод; 31 – вывод "D" (общий вывод дополнительных диодов).

Статор и крышки генератора ВАЗ-2110 стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора.

Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней.

Его внутренняя обойма вместе с дистанционным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом.

В статоре генератора ВАЗ-2110 расположены трехфазные обмотки. Концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) – трех "положительных" и трех "отрицательных".

Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные – на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя.

Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом). Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.

Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора.

Регулятор напряжения генератора ВАЗ-2110 – неразборный, при выходе из строя его заменяют. Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами "положительных" и "отрицательных" вентилей (между "+" и "массой" генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ (±20%), расположенный на выпрямительном блоке.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (выводы "D" генератора 94.3701 и "D+" регулятора или выводы "D+" генератора 5102.3771 и "+" регулятора) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит).

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора ВАЗ-2110 или его цепей.

Детали стартера ВАЗ-2110

На автомобили ВАЗ-2110 устанавливают стартеры 57.3708 или 2110-3708010-02.

Стартер – четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

К стальному корпусу стартера приклеены четыре постоянных магнита (у стартера 2110-3708010-02 – шесть магнитов), изнутри они дополнительно прикреплены развальцованной алюминиевой втулкой. Корпус и крышки редукторного стартера стянуты двумя шпильками.

Вал якоря вращается в двух металлокерамических вкладышах, установленных в крышке и опоре вала (у стартера 2110-3708010-02 в крышке установлен шарикоподшипник).

Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода стартера ВАЗ-2110 через планетарный редуктор, состоящий из центральной шестерни, трех планетарных шестерен, водила и шестерни с внутренним зацеплением (эпициклической).

На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней.



Рис. 38. Стартер 57.3708 в сборе автомобиля ВАЗ-2110

1 – вал якоря; 2 – "положительная" щетка; 3 – щеткодержатель; 4 – скоба; 5 – контактные болты; 6 – тяговое реле; 7 – контактная пластина; 8 – сердечник тягового реле; 9 – шток тягового реле; 10 – удерживающая обмотка; 11 – втягивающая обмотка; 12 – якорь реле; 13 – передняя крышка; 14 – рычаг
привода; 15 – кронштейн рычага; 16 – прокладка; 17 – ось планетарной шестерни; 18 – опора вала привода с вкладышем; 19 – обгонная муфта; 20 – ограничительное кольцо; 21 – втулка передней крышки; 22– вал привода; 23 – кольцо отводящее; 24 – шестерня с внутренними зубьями; 25 – водило; 26 – центральная (ведущая) шестерня; 27 – сателлит; 28 – опора вала якоря с вкладышем; 29 – сердечник якоря; 30 – постоянный магнит; 31 – коллектор; 32 – задняя крышка с втулкой.

Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты редуктора и якоря стартера ВАЗ-2110 от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.

При повороте ключа зажигания в положение "стартер" напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

Напряжение срабатывания реле должно быть не более 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле или приводе имеется неисправность. Исправность привода определяется внешним осмотром после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.

Выключатель зажигания ВАЗ-2110

Выключатель зажигания ВАЗ-2110 типа 2110-3704005 или KZ-881 с противоугонным запорным устройством, блокировкой повторного включения стартера без предварительного выключения зажигания и с подсветкой гнезда.

Если ключ вынуть из замка (он должен выниматься только в положении "0"), выдвигается запорный стержень противоугонного устройства. Если ключ из положения "0" повернуть в положение "I" (зажигание), запорный стержень утапливается, и замыкаются контакты "30" и "15" замка зажигания.

При этом под напряжением оказываются цепи системы зажигания, возбуждения генератора, фар, сигнализаторов поворота, контрольных приборов, очистителей и омывателей ветрового и заднего стекол и фар, системы управления отопителем.

При повороте ключа в положение "II" дополнительно замыкаются контакты "30" и "50", при этом напряжение подается на реле стартера.

Фары автомобиля ВАЗ-2110

На автомобиле ВАЗ-2110 установлены две блок-фары, объединяющие фары ближнего и дальнего света, лампы габаритного (стояночного) света и указатели поворота. Блок-фары различаются по конструкции.

Фара ближнего света - с плоским экраном и линзой между лампой и рассеивателем, рассеиватель блок-фары приклеен к корпусу, лампа габаритного света расположена в фаре дальнего света.

Фара ближнего света Bosch - без линзы, с экраном- колпачком на лампе, лампа габаритного света – в фаре ближнего света.

Указатели поворота у обеих блок-фар ВАЗ-2110 одинаковые, точки крепления совпадают: вверху – болтами к верхней поперечине рамки радиатора, внизу – гайкой к шпильке на кронштейне брызговика и болтом – к стойке рамки радиатора.

В фарах устанавливаются однонитиевые лампы ближнего и дальнего света. При включении ближнего света фар горят лампы ближнего света, а при включении дальнего света – все лампы (и ближнего и дальнего света).

Напряжение на лампы ближнего и дальнего света подается соответственно через реле К4 и К5 типа 904.3747-10, расположенные в монтажном блоке. Напряжение включения реле при температуре 20±5°С – не более 8 В, сопротивление обмотки – 85±8,5 Ом.

Напряжение на обмотки реле подается, если полностью нажата клавиша переключателя наружного освещения (тогда выбор между ближним и дальним светом – в зависимости от положения подрулевого переключателя света фар) или – независимо от положения переключателя – если водитель оттягивает на себя подрулевой переключатель (тогда включается дальний свет фар).

Операции по замене блок-фары ВАЗ-2110:

- Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.

- Отсоединяем два электрических разъема блок-фары.

- Отворачиваем два болта верхнего крепления блок-фары ВАЗ-2110.

- Снимаем решетку радиатора.

- Отворачиваем болт нижнего крепления.

- Аккуратно поддеваем отверткой декоративную накладку.

- Сдвигаем накладку к центру автомобиля и вынимаем ее.

- Отворачиваем гайку крепления блок-фары ВАЗ-2110 к кронштейну.

- Вынимаем блок-фару.

- Поддеваем отверткой фиксатор цилиндра гидрокорректора, поворачиваем его и извлекаем из корпуса фары.

- Отворачиваем два винта крепления указателя поворота и снимаем его и, срезав слой герметика, снимаем стекло. Новое стекло вклеиваем на специальном герметике.

- Заменить лампы блок-фары можно на автомобиле. Для наглядности эти операции проведем на демонтированной фаре.

- Повернув патрон указателя поворота против часовой стрелки, извлекаем его из гнезда вместе с лампой.

- Вдавив лампу внутрь и повернув против часовой стрелки, вынимаем ее из патрона.

- Поворачиваем крышку фары ВАЗ-2110 против часовой стрелки и снимаем ее.

- Отсоединяем провод от лампы ближнего света.

- Сдавив пружинный фиксатор, выводим его усики из пазов. Отводим фиксатор вверх и вынимаем лампу ближнего света.

- Галогенные лампы нельзя брать за стеклянную колбу, чтобы не оставить жировых следов от пальцев. Если это произошло, лампу необходимо обезжирить спиртом.

- Для снятия ламп дальнего и габаритного света снимаем вторую крышку фары ВАЗ-2110.

- Отсоединяем провод от лампы дальнего света.

- Выводим усики пружинного фиксатора из пазов.

- Извлекаем лампу дальнего света.

- Отсоединяем провод от лампы габаритного света.

- Вынимаем патрон с лампой.

- Извлекаем лампу из патрона.

- Сборку и установку блок-фары ВАЗ-2110 проводим в обратной последовательности.

- Направления световых пучков фар регулируют вращением винтов, которые поворачивают оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

_____________________________________________________________________________

Лада Гранта, Калина

_____________________________________________________________________________

ВАЗ-2110

Лада Калина

Лада Гранта

ВАЗ-2110

Двигатель ВАЗ-2110

Привод ГРМ и клапаны ВАЗ-2110

Система охлаждения ВАЗ-2110

Топливная система ВАЗ-2110

Карбюратор ВАЗ-2110

Система зажигания ВАЗ-2110

Сцепление ВАЗ-2110

Коробка передач ВАЗ-2110

Ремонт КПП ВАЗ-2110

Передняя подвеска ВАЗ-2110

Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110

Задняя подвеска ВАЗ-2110

Рулевое управление ВАЗ-2110

Тормозная система ВАЗ-2110

Электрооборудование ВАЗ-2110

Приборы салона ВАЗ-2110

Кузов ВАЗ-2110

Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис