_____________________________________________________________________________
Разборка коробки передач ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102
Промойте ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, не допуская попадания воды в картер, и установите
ее на стенд для разборки. Снимите кронштейн подвески силового агрегата и
кронштейн крепления троса выключения сцепления.
Отвернув гайки, снимите заднюю крышку картера коробки передач.
Застопорите первичный вал и отверните гайки с первичного 29 (см. рис.2)
и вторичного 25 валов.
Отверните болт крепления вилки V передачи на штоке и снимите со шлиц
вторичного вала КПП ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 синхронизатор V передачи в сборе с
шестерней 23 и вилкой V передачи. Затем спрессуйте шестерню 27 с
первичного вала.
Отверните винты крепления упорной пластины и снимите установочные кольца
с подшипников 22 и 28 первичного и вторичного валов. Отверните пробки
фиксаторов и выньте из гнезд пружины и шарики фиксаторов.
Отверните болт и гайки крепления картера МКПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 к картеру
сцепления и снимите картер со шпилек. Отвернув болты крепления вилок на
штоках переключения передач, снимите штоки и вилки. Выньте ось и снимите
промежуточную шестерню заднего хода.
Выньте одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников
картера сцепления, а затем снимите дифференциал. Выпрессуйте наружные
кольца подшипников валов и дифференциала из картера сцепления. Отверните
болты крепления механизма выбора передач и снимите его.
Отверните винт крепления рычага штока выбора передач КПП ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102,
снимите его со штока, а шток выньте из картера сцепления. Без
необходимости не снимайте со штока выбора передач шарнир, так как
конический винт крепления установлен на специальном клее.
Рис.6. Детали вторичного вала КПП ВАЗ-21102, ВАЗ-2110
1 - гайка; 2 - упорная пластина; 3 - скользящая муфта синхронизатора V
передачи, 4 - ступица скользящей муфты; 5 - блокирующее кольцо
синхронизатора, 6 - шестерня V передачи; 7 - втулка шестерни 8 - упорная
шайба; 9 - шариковый подшипник; 10 - упорная шайба; 11 - шестерня IV
передачи; 12 - стопорное кольцо ступицы синхронизатора 13 - скользящая
муфта синхронизатора III и IV передач; 14 - ступица скользящей муфты, 15
-
шестерня III передачи; 16 - шестерня II передачи; 17 - скользящая муфта
синхронизатора I и II передач с зубчатым венцом заднего хода; 18 -
ступица
скользящей муфты синхронизатора I и II передав; 19 - пружина
синхронизатора; 20 - сухарь; 21 - фиксатор; 22 - шестерня I передачи; 23
- шестерня
ведущая главной передачи; 24 - стопорное кольцо, 25 - роликовый
цилиндрический подшипник
При необходимости разборки вторичного вала КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 зажмите его в
тиски с накладками из мягкого материала и универсальным съемником
спрессуйте шариковый подшипник 9 (рис.6) с втулкой ведомой шестерни V
передачи, прикладывая усилие на внутреннее кольцо подшипника.
Аналогично спрессовывается подшипник с первичного вала. Затем снимите с
вторичного вала ведомую шестерню IV передачи, стопорное кольцо,
синхронизатор III и IV передачи и шестерню III передачи. Ступицу муфты
синхронизатора спрессовывайте на прессе или съемником.
Затем переверните вал в тисках, снимите стопорное кольцо ведущей
шестерни главной передачи МКПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и специальным съемником
спрессуйте внутреннее кольцо роликового подшипника одновременно с
ведущей шестерней главной передачи. Снимите ведомые шестерни I и II
передач и детали синхронизатора аналогично снятию шестерней и
синхронизатора III и IV передач.
Рис.7. Дифференциал ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 в сборе
1 - ось сателлитов; 2 - полуосевые шестерни, 3 - ведущая шестерня привода
спидометра; 4 коробка дифференциала; 5 - сателлит; 6 - ведомая шестерня
главной передачи
Разберите дифференциал ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 в следующем порядке:
- при необходимости замены ведомой шестерни отверните болты ее крепления
и спрессуйте шестерню 6 (рис.7) с коробки 4 дифференциала;
- снимите стопорное кольцо с оси сателлитов и выпрессуйте ось;
- выньте из коробки дифференциала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 полуосевые шестерни 2 (см.
рис.7) и сателлиты 5;
- если необходимо, то спрессуйте подшипники с коробки дифференциала.
При необходимости разберите механизм выбора передач, для чего отверните
винт крепления оси 3 (см. рис.4) рычага выбора передач и снимитестопорные кольца с оси 6 вилки заднего хода и с оси 2 блокировочных
скоб, снимите вилку 8 заднего хода, рычаг 1 выбора передач в сборе с
блокировочными скобами 7 и 12, ось 3 рычага и пружины 4, 11.
При необходимости снимите привод спидометра, для чего отверните датчик
скорости и гайку крепления привода и, поддерживая валик ведомой
шестерни, выньте привод спидометра.
Сборка КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Сборку КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 проводите в последовательности, обратной разборке.
При этом учитывайте следующее:
- прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг выбора к штоку выбора передач,
обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и в ступице рычага, а
также винты крепления, нанесите на резьбу винтов специальный клей и
затяните их.
Винты крепления рычага и шарнира имеют разную длину, покрытие и моменты
затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета) длиной
19.5 мм, момент его затяжки 33,6 Нм (3,4 кг/см), а винт крепления
шарнира - кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, момент его
затяжки 19,1
Нм (1,95 кг/см).
- перед установкой сальников первичного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, сальников
полуосей и штока выбора передач, а также вала вилки выключения
сцепления смажьте тонким слоем смазки рабочую поверхность сальников и
смазкой втулки вала вилки выключения сцепления;
- после установки штока выбора передач в картер сцепления, проверьте,
чтобы фланец наконечника шарнира входил внутрь канавки чехла по всему
периметру;
- заложите смазку в шаровую опору рычага переключения передач КПП
ВАЗ-21102, ВАЗ-2110;
- крепежные детали затягивайте моментами, указанными в приложении;
- вторичный вал собирайте в последовательности, обратной разборке,
заменив стопорные кольца синхронизаторов новыми. После запрессовки
ведущей шестерни главной передачи установите стопорное кольцо и
убедитесь, что оно полностью разместилось в канавке. Внутреннее кольцо
подшипника вторичного вала запрессуйте до упора в стопорное кольцо.
При сборке синхронизатора КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 блокирующие кольца устанавливайте
так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов
расположились выступы меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки
не будут переключаться передачи.
Для облегчения установки фиксатора на его шарик нанесите немного
консистентной смазки, вложите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в
сторону его гнезда, установите на место сухарь в сборе с шариком.
При этом напротив шарика должно быть расположено гнездо (наибольшей
глубины) в скользящей муфте. Сборку дифференциала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
проводите в последовательности обратной разборке, предварительно смазав
маслом полуосевые шестерни и сателлиты.
Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,4 мм, а момент
сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать
10,0 Нм (1,0 кг/см).
При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей
дифференциала, замените изношенные детали новыми. Оправкой напрессуйте
на
коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно
установив ведущую шестерню привода спидометра.
Установив картер сцепления на стенд для сборки МКПП ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 оправкой
запрессуйте в гнездо сальник штока, а затем вставьте в отверстие
картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг штока.
В отверстие под передний подшипник вторичного вала установите
маслосборник и запрессуйте в гнезда картера сцепления наружные кольца
роликовых подшипников первичного и вторичного валов в сборе с
сепараторами. На первичный вал напрессуйте внутреннее кольцо переднего
подшипника.
Наружные кольца подшипников дифференциала запрессовывайте оправкой.
Установите механизм выбора передач КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 убедившись, что
рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно
рычага механизма выбора передач. Закрепите механизм выбора
передач.
Запрессуйте сальники полуосей, при этом обратите внимание, что для
правой полуоси, т.е. в картере сцепления, сальник должен быть с правой
насечкой, а в картере коробки передач для левой полуоси - сальник с
левой насечкой и направление стрелок на корпусах сальников должно
совпадать с направлением вращения привода колес при переднем ходе
автомобиля.
Запрессуйте сальник первичного вала КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 в картер сцепления,
выдержав размер (4,2±0 2) мм так, чтобы рабочая кромка сальника
расположилась на полированном пояске вала. Установите в картер
дифференциал.
Чтобы полуосевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест,
зафиксируйте одну из них со стороны картера сцепления технологической
оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке коробки передач.
Напрессуйте на первичный и вторичный валы шариковые подшипники и
установите в картер сцепления одновременно первичный и вторичный валы в
сборе с шестернями.
После чего установите ось с шестерней заднего хода КПП ВАЗ-21102,
ВАЗ-2110, при
этом следите, чтобы вилка заднего хода вошла в паз промежуточной
шестерни. Затем установите штоки переключения передач и закрепите вилки
на штоках. Установите в гнездо картера магнит.
Подберите регулировочное кольцо подшипников дифференциала. Установите в
гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное кольцо
и запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника
дифференциала. Установите на место привод спидометра.
Перед установкой картера КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 на картер сцепления нанесите по
периметру герметик непрерывным валиком диаметром 2 мм.
Установите на
картер сцепления картер коробки передач и закрепите его болтом и
гайками. Установите в канавки подшипников первичного и вторичного валов
установочные кольца.
Установите упорную пластину и заверните винты, заменив при этом
разрезные шайбы на новые. На первичный вал установите ведущую шестерню V
передачи, на вторичный вал - шайбу, втулку, шестерню ведомую V передачи,
блокирующее кольцо, синхронизатор и вилку V передачи, упорную
пластину сухарей синхронизатора.
Наверните гайки и затяните их динамометрическим ключом, после чего
зачеканьте гайки. Длина зачеканки должна быть 3,5-4 мм и не должна
переходить на резьбу вала. При заворачивании гаек на валах застопорите
первичный вал приспособлением.
Установите на место фиксаторы штоков и вилки заднего хода КПП ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102,
заверните пробки фиксаторов. Заверните болт крепления вилки V
передачи. На картер нанесите герметик непрерывным валиком диаметром 2
мм, установите заднюю крышку и закрепите ее гайками.
Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала. Подшипники
дифференциала должны монтироваться с предварительным натягом 0,25
мм (для контроля 0,15-0,35 мм).
Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца 13 (см.
рис.2), устанавливаемого в гнезде картера КПП ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 под наружным
кольцом подшипника дифференциала.
Подбор толщины регулировочного кольца проводите при замене одной из
следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала
и картеров сцепления или коробки передач.
Определяют толщину регулировочного кольца МКПП
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 в следующей
последовательности:
- запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника 3 вместе
с установочным кольцом в картер коробки передач;
- запрессуйте наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер
сцепления. При этом следите, чтобы не перепутать наружные кольца
подшипников дифференциала;
- установите дифференциал в картер КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и, закрыв его картером
сцепления, затяните не менее трех гаек, равноудаленных друг от друга,
крепящих картер коробки к картеру сцепления (момент затяжки 24,5 Нм (2,5
кг/см)). После чего проверните дифференциал для самоустановки
подшипников на 2 -3 оборота;
- установите опорную оправку на коробку дифференциала и закрепите при
помощи универсальной державки индикатор 1 с удлинителем. Ножку
индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом,
равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, а стрелку его
установите на нуль;
- перемещайте снизу дифференциал ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и следите за показанием
индикатора;
При измерении осевого перемещения дифференциала не поворачивайте его,
чтобы не исказить результаты измерения. По формуле S = А + В + С
подсчитайте толщину регулировочного кольца подшипников дифференциала,
где: S - толщина регулировочного кольца; А - величина осевого
перемещения дифференциала; В - величина предварительного натяга
подшипников дифференциала; С - толщина установочного кольца
(величина постоянная).
После определения толщины регулировочного кольца разъедините картера
сцепления и коробки передач, снимите дифференциал, выпрессуйте
наружное кольцо подшипника из картера коробки передач ВАЗ-21102,
ВАЗ-2110 и вместо
установочного кольца установите подобранное регулировочное кольцо.
Запрессуйте оправкой наружное кольцо подшипника дифференциала и
установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером
сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.
Проверьте динамометром момент сопротивления проворачиванию
дифференциала. Для чего пропустите наконечник динамометра через
отверстие
коробки дифференциала (для вала привода колеса) до обхвата им оси
сателлитов.
Проверните рукоятку динамометра на несколько оборотов по часовой стрелке
и по шкале определите момент сопротивления проворачиванию. Он
должен быть: для новых подшипников 147-343 Нсм (15-35 кгс/см), для
приработанных подшипников как минимум 30 Нсм (3 кг/см).
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110
Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис