_____________________________________________________________________________
Замена шаровой опоры ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102
- Операция проводится при замене шаровой опоры ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 или
ее пыльника. Устанавливаем автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
- Вывешиваем колесо и снимаем его.
- Отворачиваем гайку крепления шаровой опоры к рычагу.
- Съемником выпрессовываем палец шаровой опоры из рычага передней
подвески ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.
- При отсутствии съемника гайку пальца отворачиваем не полностью.
- Создаем натяг монтажной лопаткой и наносим удары молотком по рычагу до
момента распрессовки пальца.
- Отжав монтажной лопаткой подвеску вниз, выводим шаровой палец из
отверстия рычага.
- Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 к
поворотному кулаку.
- Снимаем шаровую опору.
Замена рычага и растяжки передней
подвески ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Рычаг снимаем с автомобиля ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 для замены сайлентблоков
рычага и растяжки или самого рычага. Растяжку снимаем для замены ее
сайлентблоков или при полной разборке передней подвески.
- Снимаем брызговик двигателя.
- Снимаем шаровую опору или отсоединяем ее от рычага.
- Удерживая растяжку рожковым, накидным ключом той же размерности
отворачиваем гайку растяжки.
- Отворачиваем гайку болта крепления стойки стабилизатора поперечной
устойчивости к рычагу ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Выколоткой из мягкого металла выбиваем и вынимаем болт.
- Отворачиваем гайку болта крепления рычага к кузову.
- Вынимаем (или выбиваем) болт и выводим рычаг из кронштейна.
- Снимаем с растяжки шайбу и рычаг передней подвески ВАЗ-21102,
ВАЗ-2110.
- На растяжке за большой шайбой расположены шайбы регулировки угла
продольного наклона оси поворота (в нашем случае их три).
- Для снятия растяжки с поперечины передней подвески ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
двумя ключами отворачиваем гайку, снимаем шайбу и вынимаем растяжку из
сайлентблока.
- На переднем конце растяжки также могут быть установлены шайбы
регулировки угла продольного наклона оси поворота (в нашем случае их
две).
- Для замены сайлентблока рычага выпрессовываем его в тисках подходящими
отрезками труб.
- Новый сайлентблок смачиваем мыльным раствором и запрессовываем в
рычаг.
- Сайлентблок растяжки передней подвески ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 сбиваем
зубилом. Сняв один, аналогично демонтируем второй.
- Новый сайлентблок предварительно запрессовываем в тисках и
окончательно допрессовываем, нанося удары по выколотке диаметром 8 мм
через три окна в слое резины.
- Сборку проводим в обратном порядке, а затяжку резьбовых соединений
всех резинометаллических шарниров – в положении "автомобиль на колесах".
Замена стоек амортизатора передней
подвески ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Снимаем и разбираем стойку амортизатора передней подвески ВАЗ-21102,
ВАЗ-2110 в тех случаях, когда необходима замена верхней опоры, пружины,
телескопической стойки или установка в нее нового амортизаторного
картриджа. Работу выполняем на смотровой канаве или подъемнике, но можно
обойтись и ровной площадкой.
Существуют два варианта демонтажа стойки амортизатора: один позволяет
избежать последующей регулировки углов установки управляемых колес,
второй – быстрее выполнить работу с более компактными узлами, но после
него необходима регулировка углов установки управляемых колес.
Телескопическую стойку ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 заменяем по второму варианту.
В первом варианте стойку снимаем в сборе с поворотным кулаком, не
ослабляя гайки нижнего и верхнего (регулировочного) болтов крепления
стойки к поворотному кулаку.
При этом объем работ больше: дополнительно
отсоединяем тормозной суппорт, привод и шаровую опору.
- Снимаем (для обоих вариантов) резиновую заглушку верхней опоры и
специальным ключом, позволяющим удерживать шток при отворачивании гайки,
ослабляем соединение.
- Действуя по первому варианту, отсоединяем рулевую тягу, снимаем
направляющую тормозных колодок с суппортом и тормозной диск, вынимаем
наружный ШРУС из ступицы.
- Отворачиваем три гайки крепления верхней опоры к кузову и снимаем
стойку амортизатора вместе с поворотным кулаком.
- Для снятия стойки амортизатора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 вторым способом
отсоединяем рулевую тягу.
- Краской помечаем расположение регулировочного болта.
- Этот способ не позволяет при сборке добиться точной установки угла
развала колеса, но отклонение от первоначального значения будет
небольшим.
- Отворачиваем гайку верхнего болта и выбиваем его выколоткой из мягкого
металла. Аналогично снимаем нижний болт.
- Отводим поворотный кулак от стойки, стараясь не натягивать тормозной
шланг.
- Отвернув гайки крепления верхней опоры, снимаем стойку амортизатора
передней подвески ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Устанавливаем две стяжки пружин диаметрально противоположно друг другу
так, чтобы они зацепляли пять витков пружины равномерно вращая винты,
сжимаем пружину.
- После того как пружина перестанет давить на опорные чашки,
отворачиваем специальным ключом гайку штока и снимаем с телескопической
стойки
верхнюю опору, верхнюю опорную чашку, пружину со стяжками, буфер хода
сжатия и защитный чехол.
- Зубилом сбиваем опору буфера сжатия. Отворачиваем гайку корпуса
стойки.
- Снимаем ее и вынимаем шток с рабочим цилиндром. Сливаем амортизаторную
жидкость.
- Промыв полость корпуса, устанавливаем в него неразборный масляный либо
газовый картридж амортизатора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Гайки корпуса стойки часто продаются в комплекте с картриджем, поэтому
отворачивать штатные можно и зубилом.
- Собираем стойку в обратной последовательности, работая со сжатой
пружиной максимально осторожно.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102
- Снимаем стабилизатор поперечной устойчивости передней подвески
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 для замены его подушек.
- Снимаем брызговик двигателя.
- Отворачиваем болты крепления стоек стабилизатора поперечной
устойчивости к рычагам.
- Отворачиваем гайки крепления скоб подушек и снимаем скобы.
- Выводим стабилизатор поперечной устойчивости ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 из
пространства между системой выпуска и днищем кузова.
- Снимаем стойку стабилизатора поперечной устойчивости, а затем подушки.
- Новые подушки и стойки устанавливаем на очищенную и смазанную мыльным
раствором штангу стабилизатора.
Замена сайлентблока передней подвески ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Работу проводим на подъемнике, не снимая поперечины с автомобиля.
- Снимаем брызговик двигателя. Снимаем растяжку.
- Болтом и подходящими отрезками труб с шайбами выпрессовываем
сайлентблок в сторону передней части автомобиля ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- При затруднениях в выпрессовке сайлентблока срезаем буртик со стороны
меньшего диаметра.
- Очищаем гнездо от грязи и продуктов коррозии и обильно смачиваем его и
новый сайлентблок мыльным раствором.
- Запрессовку сайлентблок передней подвески ВАЗ-21102, ВАЗ-2110
производим болтом с шайбами и отрезками труб.
- При этом меньший буртик сайлентблока должен полностью выйти из
отверстия поперечины.
Привод передних колес ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Привод колеса ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 состоит из двух шарниров равных
угловых скоростей (ШРУС), соединенных между собой валом. Валы не
взаимозаменяемы: левый выполнен из стального прутка и короче правого,
изготовленного из трубы.
Соединение вала с шарнирами – шлицевое, от
продольного перемещения вал зафиксирован в шарнирах упорным 6 и
стопорным 3 кольцами.
Шлицевой хвостовик наружного ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 соединен со
ступицей и закреплен гайкой подшипника, а внутреннего – с шестерней
привода в
коробке передач и зафиксирован стопорным кольцом.
Рис.32. Привод переднего колеса ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
1 – стопорное кольцо корпуса внутреннего шарнира; 2 – корпус внутреннего
шарнира; 3 – стопорное кольцо; 4 – обойма; 5 – шарик; 6 – упорное
кольцо; 7 –
сепаратор; 8 – наружный хомут; 9 – фиксатор внутреннего шарнира; 10 –
защитный чехол; 11 – внутренний хомут; 12 – вал привода колеса; 13 –
корпус
наружного шарнира; 14 – буфер вала; А – контрольный размер.
Шарнир ШРУС ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 состоит из корпуса 2, 13, сепаратора 7,
обоймы 4 и шести шариков 5, которые размещены в канавках корпуса и
обоймы. В наружном шарнире эти канавки выполнены по радиусу, что
обеспечивает угол его поворота до 42°.
В корпусе внутреннего ШРУС канавки прямые, что позволяет деталям
перемещаться в продольном направлении, "удлиняя" или "укорачивая" привод
(это
необходимо для компенсации взаимных перемещений подвески и силового
агрегата).
Внутри обоймы имеется шлицевое отверстие для соединения с валом привода.
Детали ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 изготовлены с высокой точностью,
шарики одной сортировочной группы подбираются индивидуально для каждого
шарнира. Поэтому изношенный шарнир заменяют в сборе.
В наружный шарнир перед сборкой закладывается 40 см3, во внутренний – 80
см3 смазки ШРУС-4. Герметичность шарнира – непременное условие его
надежной работы - обеспечивается защитными резиновыми чехлами 10.
Чехол своими концами надет на корпус ШРУС и вал привода и закреплен
хомутами 8 и 11. Допускается использовать только специальные хомуты с
гладкой внутренней поверхностью и без выступающих частей.
Снятие привода колес ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Сливаем масло из коробки передач. Снимаем брызговик двигателя.
- Отворачиваем гайку подшипника передней ступицы.
- Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Отводим поворотный кулак со стойкой в сторону и выводим привод из
ступицы.
- Расположив привод на растяжке и опираясь монтажной лопаткой на прилив
картера сцепления, выталкиваем корпус внутреннего шарнира из коробки
передач. Снимаем правый привод колеса ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.
- Поддеваем отверткой стопорное кольцо, с помощью которого привод
фиксируется в коробке передач и снимаем его со шлицевого конца корпуса
внутреннего шарнира.
- Если нужно демонтировать второй привод или снять коробку передач,
необходимо в отверстие установить заглушку, приблизительно повторяющую
форму хвостовика корпуса внутреннего ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Для этого можно применить деревянную заглушку.
- Левый привод демонтируем аналогично правому при этом монтажную лопатку
удобно опереть о болт крепления колеса, вставленный в углубление
картера коробки передач.
- Выпрессовываем корпус внутреннего ШРУС и снимаем левый привод
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- При установке привода стопорное кольцо на хвостовике корпуса
внутреннего шарнира желательно заменить новым.
- Вводим хвостовик корпуса внутреннего шарнира в отверстие коробки
передач и досылаем до места, протолкнув весь привод либо постукивая
медным
молотком по торцу наружного шарнира.
Замена наружнего ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Работу проводим при замене наружнего ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 или его
чехла. Снимаем привод с автомобиля.
- При замене чехла очищаем шарнир снаружи и зажимаем вал в тиски с
мягкими губками.
- Пассатижами сжимаем за выступы большой хомут и, поддевая отверткой,
разъединяем его.
- Аналогично разъединяем малый хомут. Сдвигаем чехол по валу.
- Очищаем и протираем торцевую часть наружнего ШРУС ВАЗ-21102, ВАЗ-2110
от старой смазки.
- Через выколотку из мягкого металла сбиваем шарнир, нанося удары по
торцу обоймы. Снимаем шарнир.
- Шарнир на валу крепится стопорным кольцом, расположенным в проточке на
конце вала.
- Поддеваем стопорное кольцо отверткой и снимаем его.
- Упорное кольцо, ограничивающее перемещение наружнего ШРУС ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102 к середине вала, снимаем только в случае его замены.
- Разжимаем его щипцами и снимаем. Снимаем чехол.
- Очищаем вал от старой смазки, наносим на него тонкий слой новой
(ШРУС-4) и надеваем новый чехол.
- Если по результатам диагностики шарнира на автомобиле ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102 и на демонтированном приводе принято решение оставить старый
шарнир, то удаляем из него максимально возможное количество старой
смазки (не занося грязь), осматриваем шарики, сепаратор, обойму и
корпус, не
разбирая их.
- Следы коррозии, задиры и вмятины на дорожках не допускаются.
- Вкладываем в полость наружнего ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 (нового или
очищенного) 40 см3 смазки.
- Устанавливаем на вал новое стопорное кольцо и через выколотку из
мягкого металла напрессовываем шарнир на вал.
Замена внутреннего ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Работа аналогична снятию наружного шарнира.
- При замене чехла внутреннего ШРУС ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 надфилем
помечаем взаимное положение корпуса, обоймы и сепаратора шарнира для
того,
чтобы при сборке они заняли прежние места.
- Отверткой поддеваем фиксатор внутреннего шарнира и вынимаем фиксатор.
- Сдвигаем корпус шарнира по валу и снимаем его.
- Нанося удары в торец обоймы внутреннего ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 через
выколотку из мягкого металла снимаем обойму с сепаратором и шариками.
- Выколотка не должна передавать усилие на сепаратор и шарики во
избежание их повреждения.
- Поддев отверткой вынимаем стопорное кольцо из проточки вала.
- Снимаем защитный чехол внутреннего ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 с вала.
Осматриваем детали шарнира.
- Задиры, вмятины, трещины, следы коррозии не допускаются — такой шарнир
заменяем.
- Очищаем вал от старой смазки и наносим на него тонкий слой новой.
- Надеваем на вал новый чехол внутреннего ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и
устанавливаем в проточку вала новое стопорное кольцо. Напрессовываем
молотком с пластмассовым бойком обойму в сборе с сепаратором и шариками
на шлицевую часть вала.
- Вкладываем в полости корпуса шарнира и чехла 80 г смазки ШРУС–4.
- Надеваем корпус шарнира на внутреннюю часть шарнира по меткам и
устанавливаем фиксатор.
- Проверяем подвижность корпуса — он должен перемещаться без заеданий.
- Надеваем чехол на корпус внутреннего ШРУС ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 и
устанавливаем малый хомут.
- Устанавливаем корпус шарнира приблизительно в среднее положение от его
продольного перемещения относительно вала.
- Отверткой с тонким лезвием отводим край чехла от корпуса внутреннего
ШРУС ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, чтобы уравнять давление воздуха внутри и
снаружи чехла.
- Закрепляем чехол большим хомутом.
Замена подшипников ступицы переднего колеса ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- При другом способе демонтажа ступицы вначале отсоединяем шаровую опору
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и выводим из ступицы ШРУС.
- Проворачивая ступицу, через выколотку из мягкого металла выбиваем ее
из поворотного кулака. Щипцами снимаем стопорное кольцо.
- Съемником выпрессовываем подшипник в чашку, расположенную снаружи
поворотного кулака, при этом болт давит на внутреннее кольцо подшипника
через шайбу изнутри кулака.
- Практически всегда при выпрессовке ступицы переднего колеса ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102 на ней остается кольцо подшипника, которое трудно снять из-за
плотной посадки на ступице.
- Можно воспользоваться съемником, если его лапы войдут в две небольшие
проточки на ступице.
- Если съемник не обеспечивает необходимого усилия, то поддеваем
отверткой и снимаем грязезащитное кольцо и зубилом сдвигаем кольцо
подшипника.
- Снимаем кольцо и при необходимости надфилем зачищаем забоины на
ступице переднего колеса ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.
- Устанавливаем грязезащитное кольцо и закерниваем его на ступице.
- Очищаем и смазываем внутреннюю поверхность поворотного кулака.
- Съемником запрессовываем новый подшипник в поворотный кулак ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102.
- При этом большая шайба съемника опирается изнутри на поворотный кулак
так, чтобы не повредить его грязезащитные кольца, а на новый подшипник
при запрессовке можно нажимать через старый подшипник, который будет
передавать усилие только через наружное кольцо.
- Устанавливаем стопорное кольцо. Съемником запрессовываем ступицу
переднего колеса ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 в подшипник.
- Теперь шайбы съемника упираются во внутреннее кольцо подшипника и
ступицу.
- Дальнейшую сборку производим в обратной последовательности, затягиваем
гайку подшипника предписанным моментом и обязательно стопорим
замятием буртика.
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110
Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис