_____________________________________________________________________________
Рулевое управление ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 – травмобезопасное, с
регулируемой по высоте (углу наклона) рулевой колонкой. Рулевой механизм
– реечного типа.
Рулевая рейка закреплена в моторном отсеке на щитке передка кузова двумя
скобами через резиновые опоры. Болты крепления – приварные, по два с
каждой стороны переднего щитка.
Рис.34. Компоненты рулевого управления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
1 – нижняя часть облицовочного кожуха; 2 – кронштейн крепления вала
рулевого управления; 3 – подшипник вала; 4 – стяжной болт; 5 – распорная
втулка;
6 – верхняя часть облицовочного кожуха; 7 – верхний вал; 8 – рулевое
колесо; 9 – крышка выключателя звукового сигнала; 10 – регулировочная
втулка; 11
– рычаг регулировки положения рулевой колонки; 12 – стопорное кольцо.
Картер механизма рулевой рейки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 (5) – литой, из
алюминиевого сплава. В нем на двух подшипниках установлена приводная
шестерня
26, которая находится в зацеплении с рулевой рейкой 19. Передний
подшипник 25 (на торце вала) – роликовый, задний 27 (ближе к рулевому
валу) –
шариковый.
Осевому перемещению вала препятствует шариковый подшипник – его
внутреннее кольцо удерживается на валу стопорным кольцом 28, а наружное
прижимается в картере механизма рулевой рейки к торцу гнезда подшипника
гайкой 31 на валу приводной шестерни.
В выточке гайки находится уплотнительное кольцо 30, а между гайкой и
стопорным кольцом – защитная шайба 29. Отворачиванию гайки препятствует
зубчатая стопорная шайба.
Гайка закрыта защитным чехлом (пыльником) 16, насаженным на вал
приводной шестерни. На пыльнике и картере рулевого механизма имеются
метки
для установки рейки в среднее положение (при регулировке схождения
колес).
Рулевая рейка ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 поджимается к зубьям приводной
шестерни пружиной 22 через металлокерамический упор 21, уплотненный в
картере
резиновым кольцом 20.
Пружина, в свою очередь, поджимается регулировочной гайкой 23
(внутренний восьмигранник на "17") со стопорным кольцом 24, создающим
сопротивление ее отворачиванию.
Для компенсации теплового расширения деталей между гайкой и упором
рулевой рейки при сборке механизма ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 выставляют зазор
0,12 мм (максимально допустимый зазор в процессе эксплуатации – 0,2 мм),
после чего кернят (обминают) в двух точках резьбу картера (не повреждая
гайку) и наносят краской метки, фиксирующие положение гайки относительно
картера.
Регулировка зазора между шестерней и рулевой рейкой ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
производится после разборки механизма или при появлении стука в
процессе эксплуатации.
Если механизм разбирали, то вначале устанавливаем упор рулевой рейки с
уплотнительным кольцом до касания рейки, затем вкладываем стопорное
кольцо, пружину и наживляем гайку.
Затягиваем гайку моментом 1,12–1,37 кг/см, затем отпускаем ее на два
деления (24°), чем обеспечивается зазор 0,12 мм между гайкой и упором
рулевой
рейки.
Проверяем легкость перемещения рулевой рейки ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 ,
отсутствие стуков и заеданий. Момент сопротивления вращению шестерни
исправного рулевого механизма во всем диапазоне хода должен находиться в
пределах 5,1-20,1 кг/см при частоте вращения 30 мин-1.
С левой стороны на картер рулевого механизма надет защитный колпачок 17,
с правой – напрессована труба с продольным пазом, закрытая защитным
гофрированным чехлом 4.
Через этот паз и отверстия в защитном чехле проходят распорные втулки
резинометаллических шарниров внутренних наконечников рулевых тяг,
перемещающиеся по пазу при работе рулевого механизма ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102.
Тяги крепятся к рейке болтами 13, проходящими через соединительную
пластину и распорные втулки резинометаллических шарниров.
Самопроизвольному отворачиванию болтов препятствует стопорная пластина,
края которой отогнуты на головки болтов.
Для смазки приводной шестерни, рулевой рейки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и
подшипников шестерни применяют ФИОЛ-1 (примерно 20–30 г на весь
механизм),
а полость над гайкой подшипника приводной шестерни (под пыльником)
заполняют смазкой УНИОЛ-1.
Замена и ремонт рулевого механизма ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Рулевой механизм ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 снимаем и разбираем для замены
защитного чехла и деталей рейки. Демонтировать его можно двумя способами
– с рулевыми тягами и без них.
В первом случае выпрессовываем пальцы наружных наконечников рулевых тяг
из поворотных рычагов стоек. Во втором варианте отсоединяем от рейки
внутренние наконечники рулевых тяг.
Операции по замене и ремонту рулевого механизма ВАЗ-21102, ВАЗ-2110:
- В салоне отворачиваем болт нижнего фланца эластичной муфты.
- Отворачиваем гайки крепления скоб рулевого механизма к передку кузова
с правой и левой стороны.
- Сдвигаем вперед рулевой механизм до выхода шлицевого конца шестерни из
отверстия передка кузова и вынимаем его через отверстие в брызговике.
- Зажимаем картер рулевого механизма ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 в тиски с
мягкими губками.
- Снимаем опору и распорное кольцо с правой стороны картера рулевого
механизма.
- Срезаем хомуты крепления защитного чехла (они одноразовые). Снимаем
защитный чехол.
- Снимаем опору и защитный колпачок с левой стороны картера.
- Отворачиваем гайку упора рулевой рейки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и вынимаем
ее. Извлекаем пружину и стопорное кольцо.
- Ударом картера о деревянную подставку выбиваем упор рулевой рейки из
гнезда. В кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное
кольцо.
- Снимаем уплотнитель переднего щитка моторного отсека.
- Поддев отверткой, снимаем пыльник шестерни. Снимаем стопорную шайбу.
- Отворачиваем гайку крепления подшипника шестерни и снимаем ее с
рулевого вала.
- Захватив лыску шестерни ключом и опираясь им о монтажную лопатку,
вынимаем из картера шестерню в сборе с подшипником, а затем рулевую
рейку
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Поддев отверткой опорную втулку, выводим ее выступы из отверстий
картера и вынимаем втулку.
- Перед установкой в картер новой опорной втулки надеваем на нее новые
демпфирующие кольца так, чтобы тонкая их часть находилась против разреза
втулки.
- Устанавливаем втулку, следя за тем, чтобы ее выступы вошли в отверстие
картера рулевого механизма ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.
- Разрезаем резиновые кольца по контуру втулки и удаляем отрезанные
части.
- Снимаем стопорное кольцо с вала шестерни и двухлапым съемником
выпрессовываем шариковый подшипник.
- Для выпрессовки игольчатого подшипника применяем специальный съемник.
- Если такового нет, сверлом диаметром 2 мм в торце картера делаем два
отверстия так, чтобы они выходили на кольцо игольчатого подшипника.
- Через отверстия выбиваем подшипник из картера. Промываем полость
картера рулевого механизма.
- Запрессовываем отрезком трубы игольчатый подшипник.
- Обильно смазав зубья рулевой рейки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, приводной
шестерни и подшипников смазкой, собираем узел в обратной
последовательности.
- Устанавливаем на место защитный чехол и закрепляем его хомутами.
- Отрегулировав зазор рулевой рейки, закерниваем гайку упора, обмяв
резьбу картера.
Вал рулевого управления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 состоит из двух частей,
соединенных карданным шарниром. Нижняя часть вала соединена с приводной
шестерней 26 фланцем с внутренними шлицами и зажимным винтом через
эластичную муфту.
Верхняя часть вала вращается в трубе кронштейна на двух шариковых
подшипниках с эластичными втулками на внутреннем посадочном кольце.
Кронштейн рулевого вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 крепится в четырех точках к
приварному кронштейну кузова: передняя часть – болтами со срезными
головками через две фиксирующие пластины, задняя – на приварных болтах
гайками с пружинными шайбами или самоконтрящимися гайками без шайб.
Кронштейн вала рулевого управления и его труба соединены между собой
шарнирно двумя пластинами через пластмассовые и металлические втулки,
стянутые четырьмя болтами.
Таким образом, труба может перемещаться как в вертикальной плоскости,
так и в продольном направлении относительно кронштейна, позволяя
регулировать положение рулевого колеса.
Перемещение ограничено длиной прорезей в пластинах. Для фиксации трубы
относительно кронштейна служит рычаг регулировки положения рулевой
колонки ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.
Шлицевой ступицей он соединен с регулировочной втулкой и зафиксирован на
ней стопорным кольцом. Втулка навернута на стяжной болт, проходящий
через прорези направляющих пластин трубы и кронштейна. На болте
установлена распорная втулка.
Головка болта зафиксирована от проворачивания специальным выступом. При
повороте рычага вниз втулка отворачивается и усилие затяжки пластин
ослабевает, что позволяет вручную изменить положение рулевой колонки.
Между пластинами и кронштейном установлены пружины, подтягивающие трубу
кронштейна в верхнее положение при ослаблении соединения. После
установки рулевой колонки в требуемое положение рычаг поворачивают вверх
и соединение затягивается, фиксируя колонку.
Рулевой привод ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 включает в себя две составные рулевые
тяги и поворотные рычаги 11, приваренные к телескопическим стойкам
передней подвески.
Каждая тяга, в свою очередь, состоит из двух частей – внутренней 12
(длинной) и наружной 9 (короткой) с разрезными наконечниками с
внутренней
резьбой, а также регулировочной тяги 8 (соединяющей внутреннюю и внешнюю
тяги) с наружной резьбой разного направления на ее концах и
шестигранником посередине.
Длина рулевой тяги ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 меняется при вращении
регулировочной тяги. Для надежного соединения необходимо обеспечить
расстояние
между торцами наконечников и шестигранника: с внутренней стороны в
пределах 10,8-14,2 мм, с наружной – 10,6-16,3 мм.
После завершения регулировки наконечники рулевых тяг стягиваются
болтами. Наружная (короткая) тяга 9 соединена с поворотным рычагом 11
через
шаровой шарнир 10, состоящий из вкладыша, пружины вкладыша и пальца.
Для защиты от грязи шарнир закрыт резиновым защитным чехлом (пыльником).
Шарнир образует с наконечником неразборную конструкцию, поэтому при
выходе его из строя следует заменить наконечник с последующей
регулировкой схождения колес.
Замена рулевой тяги ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и наконечников
Работы по замене рулевой тяги ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 и наконечников:
- Вывешиваем и снимаем колесо.
- Поворачиваем руль до упора в сторону, противоположную снимаемому
наконечнику.
- Вынимаем шплинт и отворачиваем гайку крепления наконечника рулевой
тяги ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 к рычагу стойки.
- Съемником выпрессовываем палец из рычага.
- При отсутствии съемника гайку отворачиваем не до конца, вставляем
монтажную лопатку в распор между рулевой тягой и рычагом стойки и
молотком
наносим удары по торцу рычага стойки.
- Отворачиваем болт наконечника, а затем наконечник, вращая по часовой
стрелке.
- При демонтаже рулевой тяги ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 в сборе расконтриваем
болт ее крепления к рулевой рейке, отгибая край стопорной пластины, и
отворачиваем болт.
- Ослабляем второй болт, отводим соединительную пластину вниз и вынимаем
рулевую тягу из чехла.
- Выводим тягу из моторного отсека через колесную нишу.
- Регулировочная тяга имеет шестигранник, левую резьбу для наружного
наконечника и правую для внутреннего.
- Установка рулевой тяги ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 может вызвать затруднения
из-за того, что втулка внутреннего наконечника рулевой тяги должна войти
в
отверстие резинового защитного чехла рулевого механизма.
- Эту операцию проводим, обильно смазав отверстие в чехле смазкой типа
WD-40.
Рулевая колонка автомобиля ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Операции по замене рулевой колонки ВАЗ-21102, ВАЗ-2110:
- Работу проводим при замене узлов и деталей рулевого управления, а
также при демонтаже панели приборов.
- Снимаем провод минус с аккумуляторной батареи.
- Поддеваем отверткой накладку крышки выключателя сигнала и снимаем ее.
- Отворачиваем два самореза и снимаем крышку.
- Отворачиваем три самореза подвижного контакта звукового сигнала и
снимаем его, отсоединив провод.
- Отворачиваем гайку крепления рулевого колеса, но не до конца.
- Покачивая, тянем на себя и снимаем рулевое колесо.
- Если рулевое колесо сидит очень плотно, помощник тянет рулевое колесо
вверх, а по торцу рулевого вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 наносим удары через
выколотку из мягкого металла.
- При необходимости замены контактного кольца рулевого колеса
отсоединяем провод, отворачиваем три винта и снимаем кольцо.
- Снимаем блок подрулевых переключателей и выключатель зажигания.
- Отворачиваем болт нижнего фланца эластичной муфты (под педалями).
- Два болта переднего крепления кронштейна вала рулевого управления
имеют срезные головки, поэтому отворачиваем их, нанося удары зубилом в
тангенциальном направлении.
- Отворачиваем две гайки заднего крепления и снимаем рулевую колонку
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, стягивая вал со шлицев приводной шестерни.
- На снятой рулевой колонке можно заменить промежуточный вал рулевого
управления.
- Для этого отворачиваем гайку болта, вынимаем болт и сдвигаем вал со
шлицев.
- Для регулировки усилия затяжки фиксатора рулевой колонки ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102 щипцами разводим стопорное кольцо и снимаем его.
- Снимаем рычаг фиксатора со шлицев и переставляем его в необходимое
положение.
- Отрегулировать фиксатор можно, не снимая рулевую колонку, а только
демонтировав облицовочный кожух.
- При установке рулевой колонки необходимо обеспечить совпадение лыски
на шестерне рулевого механизма с пазом на нижнем фланце эластичной
муфты.
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110
Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис