Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________________

Детали и запасные части коробки передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

На автомобиле ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 установлена пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей. Первичный вал 29 (рис.2) выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода.

Вторичный вал 25 - полый, со съемной ведущей шестерней 3 главной передачи. На вторичном валу коробки передач ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 расположены ведомые шестерни 16 18, 19, 21, 23 и синхронизаторы 17, 20, 24 передач переднего хода.

Передние подшипники 4, 31 валов - роликовые, задние 22, 28 - шариковые. Под передним подшипником вторичного вала расположен маслосборник 5, направляющий поток масла внутрь вторичного вала и далее под ведомые шестерни.



Рис.2. Коробка передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

1 - подшипник выключения сцепления, 2 - направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления, 3 - шестерня ведущая главной передачи; 4 - роликовый подшипник вторичного вала, 5 - маслосборник; 6 - ось сателлитов; 7 - ведущая шестерня привода спидометра, 8 шестерня полуоси, 9 - коробка дифференциала; 10 сателлит; 11 картер сцепления, 12 - ведомая шестерня главной передачи, 13 - регулировочное кольцо; 14 - роликовый конический подшипник дифференциала; 15 - сальник полуоси; 16 - ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 17 - синхронизатор I и II передач; 18 - ведомая шестерня II передачи вторичного вала, 19 - ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 20 - синхронизатор III и IV передач, 21 - ведомая
шестерня IV передачи вторичного вала; 22 - шариковый подшипник вторичного вала; 23 - ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 24 - синхронизатор V передачи; 25 - вторичный вал; 26 - задняя крышка картера коробки передач; 27 - ведущая шестерня V передачи; 28 шариковый подшипник первичного вала 29 - первичный вал; 30 - картер коробки передач 31 - роликовый подшипник первичного вала; 32 - сальник первичного вала; 33 - сапун

Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 13. К фланцу коробки переключения передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 дифференциала крепится ведомая шестерня 12 главной передачи.



Рис.3. Привод переключения передач КПП ВАЗ-21102, ВАЗ-2110

1 - рычаг штока выбора передач; 2 - рычаг выбора передач; 3 - картер коробки передач; 4 - картер сцепления; 5 - шток выбора передач; 6 - втулка штока, 7 - сальник штока 8 - защитный чехол; 9 - корпус шарнира, 10 - втулка шарнира; 11 - наконечник шарнира; 12 - хомут; 13 - защитный чехол тяги, 14 - тяга привода управления коробки передач, 15 - рычаг переключения передач; 16 - обойма шаровой опоры; 17 - шаровая опора рычага переключения передач, 18 - реактивная тяга

Привод управления коробкой передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 состоит из рычага 15 (рис.3) переключения передач, шаровой опоры 17, тяги 14, штока выбора передач 5 и механизмов выбора и переключения передач.

Чтобы исключить самопроизвольное выключение передач вследствие осевого перемещения силового агрегата на своих опорах при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга 18, один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма 16 шаровой опоры рычага 15 переключения передач.

На внутреннем конце штока коробки переключения передач ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 закреплен рычаг 1, который действует на трехплечий рычаг 2 механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

Рис.4. Механизм выбора передач КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

1 - рычаг выбора передач (переднего хода); 2 - направляющая ось блокировочных скоб; 3 - ось рычага выбора передач; 4,11 - пружина; 5 - стопорное кольцо, 6 - ось вилки заднего хода; 7,12 - блокировочные скобы, 8 - вилка включения заднего хода, 9 - рычаг выбора передач (заднего хода); 10 - корпус механизма выбора передач

В корпусе 10 (рис.4) механизма выбора передач крепятся две оси. На выбора передач, две блокировочные скобы 7 и 12. Другая ось 2 проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания.

Плечо рычага 1 выбора передач служит для включения передач переднего хода, плечо рычага 9 - для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач.

На оси 6 установлена вилка 8 включения заднего хода. В коробку передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 заливается масло, уровень которого должен находиться между контрольными метками указателя уровня масла.



Рис.5. Регулировка положения рычага переключения передач КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

1 - кронштейн блокировки заднего хода; 2 - упор оси; 3 - ось рычага переключения передач; 4 - втулки оси; 5 - рычаг переключения передач; 6 - втулка дистанционная; 7 - шайба сферическая шаровой опоры; 8 - палец сферический рычага переключения передач; 9 - пол кузова; 10 - опора шаровая; 11 -
буфер; 12 - пружина; 13 - шаблон; 14 - накладка кронштейна

Снятие и установка коробки переключения передач ВАЗ-21102, ВАЗ-2110

Установите автомобиль ВАЗ-2110 на подъемник или смотровую канаву. Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении.

Работы по снятию, проводимые изнутри отсека двигателя ВАЗ-2110:

- отсоедините провода от аккумуляторной батареи, от тягового реле стартера и от датчика скорости;

- отсоедините провод «массы» от картера сцепления;

- отсоедините нижнюю часть троса привода сцепления;

- отверните два верхних болта крепления картера сцепления к блоку двигателя и верхнюю гайку крепления стартера, закрепите на левой шпильке крепления выпускного коллектора двигателя скобу (если ее нет) для подъема силового агрегата;

- установите на водосточные желобки поперечину для поддержания двигателя и зацепите ее крючком за скобу, установленную на шпильке выпускного коллектора. При отсутствии поперечины вывесите силовой агрегат талью.

Работы по снятию, проводимые снизу автомобиля ВАЗ-2110:

- снимите брызговик двигателя и нижнюю крышку картера сцепления;

- отверните сливную пробку, слейте масло из коробки передач;

- отсоедините провода от выключателя света заднего хода;

- ослабьте хомут и отсоедините тягу от шарнира штока выбора передач;

- отсоедините реактивную тягу от коробки переключения передач ВАЗ-21102, ВАЗ-2110;

- отсоедините шаровые шарниры рычагов подвески от поворотных кулаков;

- выбейте один шарнир из полуосевой шестерни, затем зафиксируйте полуосевую шестерню технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала (иначе незафиксированная полуосевая шестерня может выпасть в картер коробки передач); после чего выбейте второй шарнир;

- отведите в стороны валы приводов колес;

- выверните болт подушки задней опоры подвески силового агрегата ВАЗ-2110;

- отверните гайку крепления подушки левой опоры подвески силового агрегата;

- отверните нижнюю гайку крепления стартера и снимите его;

- установите под коробку передач специальную подставку с гидравлическим подъемником;

- слегка опустите двигатель, удлинив поддерживающую тягу поперечины или опустив таль, отверните нижний болт и гайку шпильки крепления коробки передач к блоку двигателя и сместите от двигателя коробку передач в сборе с картером сцепления, чтобы разъединить вал коробки передач и ведомый диск сцепления;

- снимите коробку передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102;

Установку коробки передач ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 проводите в порядке, обратном снятию, затягивая болты и гайки моментами, указанными в приложении 1, с учетом следующего:

- перед соединением валов приводов колес с полуосевыми шестернями убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены новыми. Это очень важно, так как при установке старых колец возможно самопроизвольное разъединение приводов колес и полуосевых шестерен при движении автомобиля;

- перед установкой коробки передач промойте уайт-спиритом шлицевой конец первичного вала и нанесите тонкий слой смазки на наружную поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления. При необходимости отцентрируйте ведомый диск сцепления.

После установки коробки переключения передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 отрегулируйте полный ход педали сцепления и привод управления механизмом переключения передач в следующем порядке:

- действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута 12 (см. рис. 3) установите шток 5 в нейтральное положение; проверьте легкость продольного перемещения и проворота тяги 14 относительно наконечника шарнира 11, при необходимости расширьте паз на конце тяги 14;

- действуя в салоне автомобиля, при поднятом декоративном чехле рычага переключения передач, установите в окно накладки 14 (рис.5) кронштейна блокировки заднего хода шаблон. Введите в паз шаблона 13 упор 2 оси рычага 5 и прижмите его к шаблону в поперечном направлении, не вызывая упругой деформации кронштейна 1. Зафиксируйте рычаг 5 в этом положении;

- действуя снизу автомобиля, выберите осевой люфт в направлении назад, воздействуя на фланец наконечника 11 (см. рис. 3), и угловой люфт в направлении против хода часовой стрелки, затяните гайку хомута 12, предварительно установив его на расстоянии 1-3 мм от конца тяги 14.

- Выбор люфтов производите легким движением, чтобы не вызывать перемещений рычагов механизма выбора внутри коробки передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102. Затем залейте в коробку передач масло.

При соединении привода управления с коробкой передач следите, чтобы не произошло перекрутки или заломов гофр защитного чехла 13, а также соскакивания чехла 8 с фланца наконечника 11 шарнира 9.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лада Гранта, Калина

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВАЗ-2110

Лада Калина

Лада Гранта

ВАЗ-2110

 

Двигатель ВАЗ-2110

Привод ГРМ и клапаны ВАЗ-2110

Система охлаждения ВАЗ-2110

Топливная система ВАЗ-2110

Карбюратор ВАЗ-2110

Система зажигания ВАЗ-2110

Сцепление ВАЗ-2110

Коробка передач ВАЗ-2110

Ремонт КПП ВАЗ-2110

Передняя подвеска ВАЗ-2110

Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110

Задняя подвеска ВАЗ-2110

Рулевое управление ВАЗ-2110

Тормозная система ВАЗ-2110

Электрооборудование ВАЗ-2110

Приборы салона ВАЗ-2110

Кузов ВАЗ-2110

Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110

 

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис