_____________________________________________________________________________
На автомобиле ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 установлена пятиступенчатая коробка передач,
объединенная с дифференциалом и главной передачей. Первичный вал 29
(рис.2) выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в
постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода.
Вторичный вал 25 - полый, со съемной ведущей шестерней 3 главной
передачи. На вторичном валу коробки передач ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 расположены ведомые
шестерни 16 18, 19, 21, 23 и синхронизаторы 17, 20, 24 передач переднего
хода.
Передние подшипники 4, 31 валов - роликовые, задние 22, 28 - шариковые.
Под передним подшипником вторичного вала расположен маслосборник 5,
направляющий поток масла внутрь вторичного вала и далее под ведомые
шестерни.
Рис.2. Коробка передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
1 - подшипник выключения сцепления, 2 - направляющая втулка муфты
подшипника выключения сцепления, 3 - шестерня ведущая главной передачи;
4 - роликовый подшипник вторичного вала, 5 - маслосборник; 6 - ось
сателлитов; 7 - ведущая шестерня привода спидометра, 8 шестерня полуоси,
9 - коробка дифференциала; 10 сателлит; 11 картер сцепления, 12 -
ведомая шестерня главной передачи, 13 - регулировочное кольцо; 14 -
роликовый конический подшипник дифференциала; 15 - сальник полуоси; 16 -
ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 17 - синхронизатор I и II
передач; 18 - ведомая шестерня II передачи вторичного вала, 19 - ведомая
шестерня III передачи вторичного вала; 20 - синхронизатор III и IV
передач, 21 - ведомая
шестерня IV передачи вторичного вала; 22 - шариковый подшипник
вторичного вала; 23 - ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 24 -
синхронизатор V передачи; 25 - вторичный вал; 26 - задняя крышка картера
коробки передач; 27 - ведущая шестерня V передачи; 28 шариковый
подшипник первичного вала 29 - первичный вал; 30 - картер коробки
передач 31 - роликовый подшипник первичного вала; 32 - сальник
первичного вала; 33 - сапун
Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках
дифференциала регулируется подбором толщины кольца 13. К фланцу коробки
переключения передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 дифференциала крепится ведомая шестерня 12
главной передачи.
Рис.3. Привод переключения передач КПП ВАЗ-21102, ВАЗ-2110
1 - рычаг штока выбора передач; 2 - рычаг выбора передач; 3 - картер
коробки передач; 4 - картер сцепления; 5 - шток выбора передач; 6 -
втулка
штока, 7 - сальник штока 8 - защитный чехол; 9 - корпус шарнира, 10 -
втулка шарнира; 11 - наконечник шарнира; 12 - хомут; 13 - защитный чехол
тяги,
14 - тяга привода управления коробки передач, 15 - рычаг переключения
передач; 16 - обойма шаровой опоры; 17 - шаровая опора рычага
переключения
передач, 18 - реактивная тяга
Привод управления коробкой передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 состоит из рычага 15 (рис.3)
переключения передач, шаровой опоры 17, тяги 14, штока выбора
передач 5 и механизмов выбора и переключения передач.
Чтобы исключить самопроизвольное выключение передач вследствие осевого
перемещения силового агрегата на своих опорах при движении
автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга
18, один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу
прикреплена обойма 16 шаровой опоры рычага 15 переключения передач.
На внутреннем конце штока коробки переключения передач ВАЗ-21102,
ВАЗ-2110
закреплен рычаг 1, который действует на трехплечий рычаг 2 механизма
выбора
передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости
картера сцепления.
Рис.4. Механизм выбора передач КПП ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
1 - рычаг выбора передач (переднего хода); 2 - направляющая ось
блокировочных скоб; 3 - ось рычага выбора передач; 4,11 - пружина; 5 -
стопорное
кольцо, 6 - ось вилки заднего хода; 7,12 - блокировочные скобы, 8 -
вилка включения заднего хода, 9 - рычаг выбора передач (заднего хода);
10 -
корпус механизма выбора передач
В корпусе 10 (рис.4) механизма выбора передач крепятся две оси. На
выбора передач, две блокировочные скобы 7 и 12. Другая ось 2 проходит
через
отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания.
Плечо рычага 1 выбора передач служит для включения передач переднего
хода, плечо рычага 9 - для включения заднего хода, а на третье плечо
действует рычаг штока выбора передач.
На оси 6 установлена вилка 8 включения заднего хода. В коробку передач
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 заливается масло, уровень которого должен находиться между
контрольными метками указателя уровня масла.
Рис.5. Регулировка положения рычага переключения передач КПП
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
1 - кронштейн блокировки заднего хода; 2 - упор оси; 3 - ось рычага
переключения передач; 4 - втулки оси; 5 - рычаг переключения передач; 6
- втулка
дистанционная; 7 - шайба сферическая шаровой опоры; 8 - палец
сферический рычага переключения передач; 9 - пол кузова; 10 - опора
шаровая; 11 -
буфер; 12 - пружина; 13 - шаблон; 14 - накладка кронштейна
Снятие и установка коробки переключения передач
ВАЗ-21102, ВАЗ-2110
Установите автомобиль ВАЗ-2110 на подъемник или смотровую канаву.
Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении.
Работы по снятию, проводимые изнутри отсека двигателя ВАЗ-2110:
- отсоедините провода от аккумуляторной батареи, от тягового реле
стартера и от датчика скорости;
- отсоедините провод «массы» от картера сцепления;
- отсоедините нижнюю часть троса привода сцепления;
- отверните два верхних болта крепления картера сцепления к блоку
двигателя и верхнюю гайку крепления стартера, закрепите на левой шпильке
крепления выпускного коллектора двигателя скобу (если ее нет) для
подъема силового агрегата;
- установите на водосточные желобки поперечину для поддержания двигателя
и зацепите ее крючком за скобу, установленную на шпильке
выпускного коллектора. При отсутствии поперечины вывесите силовой
агрегат талью.
Работы по снятию, проводимые снизу автомобиля ВАЗ-2110:
- снимите брызговик двигателя и нижнюю крышку картера сцепления;
- отверните сливную пробку, слейте масло из коробки передач;
- отсоедините провода от выключателя света заднего хода;
- ослабьте хомут и отсоедините тягу от шарнира штока выбора передач;
- отсоедините реактивную тягу от коробки переключения передач ВАЗ-21102,
ВАЗ-2110;
- отсоедините шаровые шарниры рычагов подвески от поворотных кулаков;
- выбейте один шарнир из полуосевой шестерни, затем зафиксируйте
полуосевую шестерню технологической оправкой или заглушкой, применяемой
при транспортировке дифференциала (иначе незафиксированная полуосевая
шестерня может выпасть в картер коробки передач); после чего выбейте
второй шарнир;
- отведите в стороны валы приводов колес;
- выверните болт подушки задней опоры подвески силового агрегата
ВАЗ-2110;
- отверните гайку крепления подушки левой опоры подвески силового
агрегата;
- отверните нижнюю гайку крепления стартера и снимите его;
- установите под коробку передач специальную подставку с гидравлическим
подъемником;
- слегка опустите двигатель, удлинив поддерживающую тягу поперечины или
опустив таль, отверните нижний болт и гайку шпильки крепления
коробки передач к блоку двигателя и сместите от двигателя коробку
передач в сборе с картером сцепления, чтобы разъединить вал коробки
передач
и ведомый диск сцепления;
- снимите коробку передач ВАЗ-2110, ВАЗ-21102;
Установку коробки передач ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 проводите в порядке, обратном снятию,
затягивая болты и гайки моментами, указанными в приложении 1, с
учетом следующего:
- перед соединением валов приводов колес с полуосевыми шестернями
убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены
новыми. Это очень важно, так как при установке старых колец возможно
самопроизвольное разъединение приводов колес и полуосевых шестерен при
движении автомобиля;
- перед установкой коробки передач промойте уайт-спиритом шлицевой конец
первичного вала и нанесите тонкий слой смазки на наружную
поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления.
При необходимости отцентрируйте ведомый диск сцепления.
После установки коробки переключения передач
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 отрегулируйте
полный ход педали сцепления и привод управления механизмом
переключения передач в следующем порядке:
- действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута 12
(см. рис. 3) установите шток 5 в нейтральное положение; проверьте
легкость
продольного перемещения и проворота тяги 14 относительно наконечника
шарнира 11, при необходимости расширьте паз на конце тяги 14;
- действуя в салоне автомобиля, при поднятом декоративном чехле рычага
переключения передач, установите в окно накладки 14 (рис.5) кронштейна блокировки заднего хода шаблон. Введите в паз шаблона 13 упор 2
оси рычага 5 и прижмите его к шаблону в поперечном направлении, не
вызывая упругой деформации кронштейна 1. Зафиксируйте рычаг 5 в этом
положении;
- действуя снизу автомобиля, выберите осевой люфт в направлении назад,
воздействуя на фланец наконечника 11 (см. рис. 3), и угловой люфт в
направлении против хода часовой стрелки, затяните гайку хомута 12,
предварительно установив его на расстоянии 1-3 мм от конца тяги 14.
- Выбор люфтов производите легким движением, чтобы не вызывать
перемещений рычагов механизма выбора внутри коробки передач ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102.
Затем залейте в коробку передач масло.
При соединении привода управления с коробкой передач следите, чтобы не
произошло перекрутки или заломов гофр защитного чехла 13, а также
соскакивания чехла 8 с фланца наконечника 11 шарнира 9.
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110
Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис