_____________________________________________________________________________
Замена ремня привода ГРМ ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102
Рис.20. Схема привода распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
1 – зубчатый шкив коленвала; 2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей
жидкости; 3 – натяжной ролик; 4 – задняя защитная крышка; 5 – зубчатый
шкив распредвала; 6 – зубчатый ремень; А – установочный выступ на задней
защитной крышке; В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка
на крышке масляного насоса; D – метка на шкиве коленвала.
Работы по замене ремня автомобилей ГРМ
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Снимаем ремень привода генератора.
- Отворачиваем болты передней крышки ГРМ ВАЗ-21102, ВАЗ-2110: два сбоку
и один в центре.
- Снимаем крышку ГРМ. Снимаем правое колесо и пластиковый щиток
моторного отсека.
- Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления
шкива до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с
установочным усиком на задней крышке привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления, убеждаемся,
что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера
сцепления.
- Так расположена риска на маховике двигателя при снятой коробке передач
и головке блока цилиндров.
- Фиксируем коленчатый вал ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 от проворачивания,
вставив через отверстие в картере сцепления отвертку между зубьями
маховика.
- Отворачиваем болт крепления шкива привода генератора.
- Снимаем шкив привода генератора. Ослабляем гайку крепления натяжного
ролика.
- Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень
будет максимально ослаблен.
- Снимаем ремень ГРМ ВАЗ-21102, ВАЗ-2110. При замене натяжного ролика
отворачиваем гайку его крепления и снимаем ролик со шпильки.
- Под роликом установлена дистанционная шайба.
- Устанавливаем ремень привода ГРМ в обратной последовательности.
- Надеваем ремень на шкив коленчатого вала. Затем, натягивая заднюю
ветвь, надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за
натяжной ролик.
- Надеваем ремень на шкив распредвала.
- Вставив отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм,
установленными в отверстие натяжного ролика, и поворачивая ролик против
часовой стрелки, натягиваем ремень ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.
- Заворачиваем на место болт крепления шкива привода генератора и
проворачиваем за болт коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.
- Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и
распределительного валов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- При снятом шкиве привода генератора положение коленчатого вала удобно
контролировать по совмещению меток на зубчатом шкиве коленчатого вала и
крышке масляного насоса.
- Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.
- Для регулирования натяжения ремня ГРМ ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 поворачиваем
коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве
распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два
зуба.
- При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться
на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0
кгс).
- Чрезмерное натяжение ремня снижает срок его службы, а также
подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика.
Регулировка тепловых зазоров клапанов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Замер и регулировку зазоров клапанов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 проводим на
холодном двигателе.
- Выводим наконечник троса привода дроссельной заслонки из кронштейна.
- Ослабляем хомуты крепления двух отводящих шлангов вентиляции картерных
газов и снимаем шланги со штуцеров клапанной крышки.
- Ослабляем хомут крепления подводящего шланга вентиляции картерных
газов и снимаем шланг.
- Отворачиваем две гайки крепления клапанной крышки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Снимаем клапанную крышку.
- В отверстиях клапанной крышки установлены резиновые уплотнительные
втулки.
- Снимаем прокладку клапанной крышки.
- Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 следующий:
- Поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения
установочных меток на зубчатом шкиве распредвала и задней крышке ремня
привода
ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Затем поворачиваем коленчатый вал еще на 40–50° (2,5–3 зуба на шкиве
распредвала).
- В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого и
третьего кулачков распределительного вала.
- Зазор между кулачками распределительного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и
регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35
мм – для выпускных. - Допуск на зазоры для всех кулачков составляет
±0,05 мм.
- Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников
распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки
клапанов.
- Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была
обращена вперед (по ходу автомобиля).
- Нажимая вниз на рычаг приспособления, утапливаем клыком толкатель
клапана ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и устанавливаем между краем толкателя и
распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении.
- Поднимаем рычаг приспособления в верхнее положение.
- Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу.
- При отсутствии приспособления для регулировки клапанов ВАЗ-21102,
ВАЗ-2110 можно воспользоваться двумя отвертками.
- Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз.
- Вставив ребро другой отвертки (с жалом шириной не менее 10 мм) между
краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель.
- Вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.
- Зазор клапана ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 регулируем подбором толщины
регулировочных шайб. Для этого микрометром замеряем толщину шайбы.
- Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле: Н = В+(А–С),
мм, где А – замеренный зазор; В – толщина снятой шайбы; С – номинальный зазор; Н – толщина новой шайбы.
- Толщина шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.
- Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем
фиксатор.
- Еще раз проверяем зазор клапана ВАЗ-2110, ВАЗ-21102. При правильной
регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с
легким
защемлением.
- Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, регулируем
зазоры остальных клапанов.
Снятие распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Снимаем клапанную крышку головки цилиндров.
- Отворачиваем две гайки и один болт крепления заглушки.
- Снимаем заглушку и ее уплотнительное кольцо.
- На двигателе ВАЗ-2110 снимаем корпус вспомогательных агрегатов.
- Снимаем зубчатый шкив распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Отворачиваем верхнюю гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.
- Отворачиваем десять гаек крепления корпусов подшипников
распределительного вала.
- Снимаем со шпилек передний и задний корпусы подшипников
распределительного вала.
- Немного отведя от головки блока цилиндров заднюю крышку ремня привода
ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, снимаем распределительный вал.
- Снимаем сальник распределительного вала.
- Устанавливаем распределительный вал в следующей последовательности.
- Очищаем сопрягаемые поверхности головки цилиндров и корпусов
подшипников от старого герметика и масла.
- Смазываем моторным маслом опорные шейки и кулачки распредвала
ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.
- Укладываем вал в опоры головки цилиндров таким образом, чтобы кулачки
первого цилиндра были направлены вверх.
- На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами
подшипников в зоне крайних опор, наносим тонкий слой силиконового
герметика.
- Устанавливаем корпуса подшипников двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и
затягиваем гайки их крепления в два приема.
- Предварительно затягиваем гайки в последовательности, указанной на
рис. 21, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке
цилиндров.
- При этом необходимо следить за тем, чтобы установленные втулки
корпусов свободно вошли в свои гнезда.
- Окончательно затягиваем гайки моментом 21,6 Нм (2,2 кг/см) в той же
последовательности.
- После затяжки гаек тщательно удаляем остатки герметика, выдавленного
из зазоров. Проверяем зазоры в клапанном механизме. Запрессовываем новый
сальник распределительного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.
Рис. 21. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников
распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Замена сальника распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Снимаем ремень ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Отворачиваем болт зубчатого шкива распределительного вала.
- Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве
головку с удлинителем и надеваем на гайку крепления задней крышки ремня
привода ГРМ.
- Поддеваем отверткой шкив распределительного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и
снимаем его.
- Чтобы не потерять шпонку шкива, извлекаем ее из паза
распределительного вала.
- Поддеваем отверткой сальник и извлекаем его.
Головка блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Головку блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 снимаем в случае замены
прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также
при
полной разборке двигателя. Работаем на подъемнике или смотровой канаве.
- Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора, сливаем охлаждающую
жидкость из двигателя.
- Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.
- Снимаем карбюратор (ВАЗ-2110), впускной и выпускной коллекторы
(головку можно демонтировать и не снимая коллекторов).
- Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания,
разъемы датчиков указателя давления масла и температуры охлаждающей
жидкости.
- На двигателе ВАЗ-2110 снимаем распределитель зажигания и корпус
вспомогательных агрегатов с топливным насосом.
- Снимаем ремень ГРМ, натяжной ролик с дистанционной шайбой, зубчатый
шкив распределительного вала.
- Отворачиваем гайку крепления задней крышки привода ГРМ к головке блока
цилиндров ВАЗ-21102, ВАЗ-2110. Снимаем крышку головки блока
цилиндров.
- Все вышеперечисленные операции описаны в соответствующих разделах.
- Ослабляем хомуты и снимаем все шланги с выпускного патрубка головки
блока цилиндров.
- Отворачиваем десять болтов крепления головки блока цилиндров ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102. Вынимаем болты с шайбами.
- Снимаем головку блока цилиндров и ее прокладку.
- При разборке клапанного механизма подкладываем под тарелку
рассухариваемого клапана упор (деревянный брусок).
- Рассухариваем клапан и вынимаем его из направляющей втулки головки
блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Отворачиваем две гайки крепления выпускного патрубка. Снимаем патрубок
и его прокладку.
- Сборку и установку головки блока цилиндров проводим в обратной
последовательности. Смазываем моторным маслом стержни клапанов и
направляющих втулок.
- Перед установкой очищаем поверхности блока цилиндров и головки
ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 от остатков старой прокладки, грязи и масла.
- Удаляем из резьбовых крепежных отверстий блока масло и охлаждающую
жидкость.
- Новую прокладку головки и саму головку цилиндров устанавливаем по двум
центрирующим втулкам.
- Устанавливаем болты крепления и затягиваем их в четыре приема.
- Болты крепления головки блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 можно
установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не
более 135,5 мм.
- Если длина больше, заменяем болт новым.
Рис.22. Порядок затягивания болтов головки блока цилиндров ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102
Замена поршневой группы ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Конструкция моторного отсека автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 позволяет
извлечь шатунно-поршневую группу без каких-либо сложных работ по
вывешиванию двигателя.
- Снимаем головку блока цилиндров в сборе с коллекторами.
- Снимаем поддон картера и маслоприемник.
- Отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и
снимаем крышку.
- Упираясь деревянной ручкой молотка в разъем нижней головки шатуна,
проталкиваем его вверх – до выхода поршня из цилиндра и вынимаем поршень
с
шатуном.
- Сборку проводим в обратной последовательности.
Замена сальников коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Замена переднего сальника коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 производится
следующим образом:
- Снимаем ремень привода ГРМ.
- Поддеваем двумя отвертками зубчатый шкив коленвала ВАЗ-21102, ВАЗ-2110
и снимаем его с носка коленчатого вала.
- Поддеваем отверткой сальник и извлекаем его из крышки масляного
насоса.
- Смазываем рабочую кромку нового сальника моторным маслом и
запрессовываем подходящим отрезком трубы.
- Сборку проводим в обратной последовательности.
Замена заднего сальника коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 производится
следующим образом:
- Работу выполняем на подъемнике или смотровой канаве.
- Снимаем коробку передач и сцепление.
- Для наглядности все операции выполнены на демонтированном двигателе.
- Отворачиваем шесть болтов крепления маховика.
- Помечаем положение маховика относительно коленчатого вала ВАЗ-2110,
ВАЗ-21102.
- Снимаем маховик.
- Поддеваем отверткой сальник и извлекаем его из держателя.
- Используя старый сальник коленвала ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 как оправку,
запрессовываем новый сальник.
- Маховик устанавливаем по меткам.
- Смазываем резьбовую часть болтов герметиком.
Замена масляного насоса ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
- Работу проводим на подъемнике или смотровой канаве.
- Снимаем зубчатый шкив коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.
- Снимаем маслоприемник.
- Снимаем датчик положения коленчатого вала.
- Отворачиваем шесть болтов крепления масляного насоса к блоку
цилиндров.
- Поддеваем отверткой масляный насос ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и снимаем его.
- Снимаем прокладку масляного насоса.
- Зажимаем маслонасос в тиски и отворачиваем пробку редукционного
клапана.
- Пробка уплотняется алюминиевым кольцом.
- Извлекаем пружину и поршень редукционного клапана.
- Отворачиваем шесть винтов крепления корпуса насоса к крышке.
- Снимаем корпус масляного насоса ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.
- Вынимаем ведомую и ведущую шестерни.
- Промываем детали масляного насоса и проверяем их техническое состояние
– диаметр гнезда под ведомую шестерню, ширину сегмента на корпусе,
осевые зазоры шестерен.
- Собираем насос в обратной последовательности, предварительно смазав
моторным маслом шестерни, корпус в зоне шестерен и поршень редукционного
клапана.
- Шестерни устанавливаем фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса
насоса.
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110
Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис