_____________________________________________________________________________
Система зажигания ВАЗ-2110 – бесконтактная или микропроцессорная. В
данном разделе рассматривается бесконтактная система зажигания. Она
состоит из распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей,
выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения.
Рис.28. Схема бесконтактной системы зажигания ВАЗ-2110
1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – штекерный разъем; 4 –
выключатель зажигания; 5 – датчик-распределитель; 6 – коммутатор; 7 –
свечи; 8 – катушка зажигания.
Распределитель зажигания (трамблер) ВАЗ-2110 типа 40.3706 или
40.3706-01, четырех-искровой, неэкранированный, с датчиком управляющих
импульсов (Холла) и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами
опережения зажигания.
Рис.29. Распределитель системы зажигания ВАЗ-2110
а – устройство; б – схема действия центробежного регулятора; 1 – муфта;
2 – корпус; 3 – вакуумный регулятор; 4 – тяга вакуумного регулятора; 5,
7 – крышки вакуумного регулятора; 6, 12 – пружины; 8 – штуцер для
подвода разряжения; 9 – диафрагма; 10 – центробежный регулятор; 11 –
бесконтактный датчик; 13 – ведомая пластина центробежного регулятора с
экраном; 14 – валик с ведущей пластиной центробежного регулятора; 15 –
грузики; 16 –
сальник; 17 – крышка; 18 – ротор; 19 – защитный экран; 20 – держатель
переднего подшипника валика в сборе с опорной пластиной датчика; 21 –
шайба
крепления проводов; 22 – опорная пластина датчика с подшипником.
Трамблер ВАЗ-2110 выполняет две основные функции: во-первых, задает
момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа
оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых,
распределяет импульсы высокого напряжения ("искру") по цилиндрам в
соответствии с
порядком их работы. Для этого служит ротор (бегунок), надетый на валик
датчика распределителя.
Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок и крышка распределителя
зажигания устанавливаются на датчик-распределитель только в одном
положении, так же как и его валик. В бегунке размещен
помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.
Рис.30. Схема проверки датчика Холла на автомобиле ВАЗ-2110
1 - распределитель зажигания; 2 - вольтметр, имеющий предел шкалы не
менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм; 3 - вид на
штепсельный разъем распределителя зажигания.
Проверить работоспособность датчика Холла можно, собрав схему,
показанную на рисунке. Медленно вращая валик трамблера ВАЗ-2110, следим
за
показаниями вольтметра. Напряжение должно резко меняться от минимального
(не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше
напряжения питания).
Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по
легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также
после
частичной разборки распределителя), проверьте осевой люфт валика (не
более 0,35 мм, регулируется подбором шайб) и посадку экрана на валике.
При необходимости замените валик в сборе. Неисправный датчик Холла
ремонту не подлежит (за исключением обрыва проводов между самим датчиком
и
колодкой на корпусе распределителя системы зажигания ВАЗ-2110).
Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на
автомобиле. На заведенном двигателе отсоединяем от штуцера
карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору.
Если теперь создать в шланге разрежение, обороты мотора должны возрасти,
а при снятии разрежения – вновь снизиться. Разрежение должно
сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг.
Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться,
частично разобрав трамблер ВАЗ-2110 и подавая разрежение к впускному
штуцеру регулятора.
При этом пластина с датчиком Холла должна поворачиваться на угол 7±1°, а
при снятии разрежения – без заедания возвращаться обратно. Точную
проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения
зажигания производят на специальных стендах.
В домашних условиях это делать не рекомендуется. При выходе из строя
вакуумного регулятора его следует заменить, при неисправности
центробежного
– заменить распределитель зажигания.
Коммутатор типа 3620.3734 или 76.3734 размыкает цепь питания первичной
обмотки катушки зажигания ВАЗ-2110, преобразуя управляющие импульсы
датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике, он не
ремонтопригоден. Нельзя отсоединять разъем коммутатора при включенном
зажигании – это может вызвать его повреждение (как и других компонентов
системы зажигания).
Катушка зажигания ВАЗ-2110 – типа 3122.3705 – сухая, с замкнутым
магнитопроводом, или типа 8352.12 - маслонаполненная, с разомкнутым
магнитопроводом.
Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25°С –
0,43±0,04 Ом (3122.3705) или 0,42±0,05 Ом (8352.12), вторичной обмотки –
4,08±0,4
кОм (3122.3705) или 5±1 кОм (8352.12).
Сопротивление изоляции на массу – не менее 50 МОм. Свечи зажигания
ВАЗ-2110 – типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные
аналоги (с помехоподавительным сопротивлением 4-10 кОм).
Высоковольтные провода – с распределенным сопротивлением 2550±270 Ом/м.
Не следует прикасаться к высоковольтным проводам на работающем
двигателе – это может привести к электротравме.
Запрещается также запускать двигатель или позволять ему работать с
разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика-прерывателя) – это может привести к прогару изоляции и выходу из строя
электронных компонентов системы зажигания ВАЗ-2110.
Как исключение возможна кратковременная проверка системы зажигания "на
искру", при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен
быть надежно закреплен на расстоянии 5-10 мм от "массы" автомобиля.
Нельзя удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными
ручками).
Рис.31. Схема системы управления электромагнитным клапаном карбюратора
ВАЗ-2110
1 - выключатель зажигания; 2 - катушка зажигания; 3 - блок управления
ЭПХХ ВАЗ-2110; 4 - электромагнитный клапан; 5 - концевой выключатель
карбюратора; А - к источникам питания.
Блок управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ)
ВАЗ-2110 отключает электромагнитный клапан при увеличении частоты
вращения коленчатого вала до 2100 мин-1 и включает при снижении до 1900
мин-1, если концевой выключатель карбюратора замкнут на массу (педаль
газа отпущена).
При нажатой педали "газа" (разомкнутом выключателе)
клапан включен независимо от частоты вращения коленчатого вала.
Питание на блок управления ЭПХХ подается только при включенном
зажигании, поэтому при выключении зажигания одновременно отключается и
клапан
(независимо от положения концевого выключателя карбюратора). Для
проверки работы блока управления ЭПХХ ВАЗ-2110 подключаем вольтметр.
Отсоединяем провод от концевого выключателя карбюратора и замыкаем его
на "массу". Запускаем двигатель и, постепенно увеличивая частоту
вращения коленчатого вала, следим за показаниями вольтметра.
После запуска двигателя он должен показывать не менее 10 В (клапан
открыт), а при частоте вращения коленчатого вала около 2100 мин-1
напряжение
должно резко снизиться до величины не более 0,5 В (клапан должен
закрыться).
После этого медленно понижаем обороты двигателя, при частоте вращения
коленчатого вала около 1900 мин-1 напряжение должно скачкообразно
увеличиться до прежней величины (клапан должен открыться).
Устанавливаем обороты в пределах 2200-2300 мин-1 (клапан закрыт) и
отсоединяем от "массы" провод концевого выключателя карбюратора – клапан
должен открыться.
Снятие блока управления ЭПХХ ВАЗ-2110
- Отключаем "минусовой" провод от аккумулятора.
- Отворачиваем два самореза крепления правого щитка облицовки тоннеля
пола и снимаем щиток.
- Отсоединяем разъем блока управления ЭПХХ ВАЗ-2110.
- Отворачиваем две гайки крепления блока к кронштейну и снимаем блок.
- Таким же образом, сняв левый щиток облицовки тоннеля пола, отсоединяем
от кронштейна коммутатор системы зажигания.
Снятие катушки зажигания ВАЗ-2110
- Работу проводим, выключив зажигание.
- Вынимаем центральный провод.
- Отворачиваем две гайки крепления проводов к катушке зажигания ВАЗ-2110
и снимаем провода.
- Отворачиваем две гайки крепления катушки к кронштейну и снимаем ее.
Замена распределителя зажигания ВАЗ-2110
- Для замены крышки распределителя (трамблера) зажигания и ротора
(бегунка) демонтаж распределителя зажигания не требуется. Вынимаем
высоковольтные провода из крышки.
- Отворачиваем два винта крепления крышки и снимаем ее.
- Крышка устанавливается только в одном положении, а гнездо провода
первого цилиндра помечено цифрой "1".
- Остальные провода устанавливаются в соответствии с порядком работы
цилиндров – 1–3–4–2 (направление вращения бегунка – против часовой
стрелки, глядя со стороны крышки распределителя). Потянув,
снимаем бегунок.
- Установка бегунка производится только в одном положении, когда прорезь
на валу направлена в противоположную от контакта сторону.
- Для демонтажа трамблера ВАЗ-2110 в сборе отсоединяем высоковольтные
провода, шланг от вакуумного регулятора и электрический разъем.
- Отворачиваем гайку верхнего крепления распределителя зажигания и
снимаем держатель высоковольтных проводов.
- Отвернув еще две гайки, снимаем распределитель.
- Распределитель системы зажигания ВАЗ-2110 уплотняется резиновым кольцом,
которое снимаем, поддевая отверткой. Снимаем защитный экран.
- Отворачиваем два винта крепления держателя переднего подшипника и винт
крепления разъема. Снимаем разъем.
- Снимаем стопорную шайбу тяги вакуумного регулятора и отворачиваем два
винта его крепления.
- Снимаем вакуумный регулятор. Снимаем держатель переднего подшипника с
датчиком Холла.
- Отворачиваем два винта и снимаем датчик Холла ВАЗ-2110.
- Дальше разбираем узел для замены центробежного регулятора или
сальника.
- Поддев отверткой, снимаем пружину. Стержнем диаметром 2,5 мм выбиваем
штифт.
- Снимаем муфту и регулировочные шайбы, которые должны обеспечивать
осевой свободный ход валика не более 0,35 мм.
- Вынимаем центробежный регулятор ВАЗ-2110.
- Выбиваем через два отверстия в корпусе сальник.
- Новый сальник запрессовываем отрезком подходящей трубы.
- На сальник устанавливаем шайбу и закерниваем ее в нескольких местах.
- Собираем распределитель в обратной последовательности, смазав кромку
сальника и подшипники.
- Перед установкой распределителя зажигания ВАЗ-2110 надеваем бегунок,
но не закрываем крышку (или снимаем крышку, если ставим новый
распределитель).
- Смазываем моторным маслом резиновое кольцо, надеваем распределитель на
шпильки и, поворачивая вал за бегунок, добиваемся совмещения прорези
распределительного вала с муфтой.
- В этом положении досылаем трамблер ВАЗ-2110 до упора и наживляем
гайки.
- Для удобства регулировки момента зажигания на фланце распределителя
зажигания имеются деления и знаки "+" и "–", а на корпусе
вспомогательных
агрегатов – установочный выступ.
- Одно деление на фланце соответствует восьми градусам поворота
коленчатого вала. Совмещаем выступ на корпусе вспомогательных агрегатов
с
серединой шкалы на распределителе зажигания ВАЗ-2110. Подтягиваем гайки.
- По стробоскопу проверяем и устанавливаем момент зажигания. Для этого
соединяем зажим "+" стробоскопа с клеммой "+" аккумуляторной батареи,
зажим "массы" – с клеммой "-" аккумуляторной батареи, а зажим датчика
стробоскопа присоединяем к проводу высокого напряжения 1-го цилиндра. -
- Запускаем двигатель и направляем мигающий поток света стробоскопа в
люк картера сцепления. Если момент зажигания установлен правильно, то
при
холостом ходе прогретого двигателя метка на маховике должна находиться
напротив прорези щитка картера сцепления.
- Для регулировки момента зажигания останавливаем двигатель ВАЗ-2110,
ослабляем гайки крепления распределителя зажигания и поворачиваем его на
необходимый угол.
- Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя
поворачиваем по часовой стрелке, а для уменьшения – против часовой
стрелки
(если смотреть со стороны крышки распределителя зажигания).
Затягиваем гайки крепления.
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110
Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис