_____________________________________________________________________________
Рис.33. Рабочая тормозная система Лада Калина/Гранта
ВАЗ-2190
1 — тормозной механизм переднего левого колеса; 2, 6, 12, 17 —
тормозные шланги; 3, 7, 11, 18 — тормозные трубки; 4 — главный
тормозной цилиндр; 5 — тормозной механизм переднего правого колеса;
8 — бачок главного тормозного цилиндра; 9 — вакуумный усилитель; 10
— педаль тормоза; 13 — тормозной механизм заднего правого колеса; 14
— регулятор давления жидкости в тормозных механизмах задних колес;
15 — рычаг регулятора давления жидкости в тормозных механизмах
задних колес; 16 — тормозной механизм заднего левого колеса
Примечание. Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС
(антиблокировочная система).
Автомобиль Лада Гранта/Калина оборудован двумя тормозными системами
— рабочей и стояночной.
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости
движения автомобиля, вплоть до его полной остановки и
кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
Рабочая тормозная система Лада Гранта/Калина двухконтурная,
диагональная, с гидравлическим приводом, состоит из главного
тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех колесных
тормозных механизмов и регулятора давления жидкости в задних
тормозных механизмах.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, невентилируемые, задних
— барабанные.
Каждый из контуров автомобиля включает в себя тормозные механизмы
двух колес: одного переднего и одного заднего, расположенные на
автомобиле по диагонали.
В один контур входят тормозные механизмы переднего правого и заднего
левого колес, а во второй — тормозные механизмы переднего левого и
заднего правого колес. При выходе из строя одного из контуров второй
контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку
автомобиля.
Регулятор давления жидкости ограничивает поступление жидкости в
задние тормозные механизмы при недостаточной нагрузке на заднюю ось,
тем самым
предотвращая блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля
Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 при резком торможении.
В корпусе регулятора имеется контрольное отверстие, закрытое
пластмассовой заглушкой. Подтекание жидкости из этого отверстия
свидетельствует о
негерметичности колеи регулятора.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, в
приводе тормозной системы установлен вакуумный усилитель, работающий
за
счет разрежения, образующегося во впускном трубопроводе работающего
двигателя. Не выключайте двигатель до полной остановки автомобиля.
На корпусе главного тормозного цилиндра установлен бачок с тормозной
жидкостью, в крышку бачка встроен датчик недостаточного уровня
тормозной
жидкости. При опасном падении уровня жидкости в бачке датчик
включает контрольную лампу на щитке приборов.
Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС
(антиблокировочная система).
Замена передних тормозных колодок Лада Гранта/Калина
Передний тормозной механизм дисковый, невентилируемый, с плавающей
скобой и одним рабочим цилиндром. Тормозной диск чугунный, его
минимально
допустимая толщина при износе составляет 17,8 мм.
Зазор между тормозными колодками и диском поддерживается за счет
упругости резинового уплотнительного кольца, установленного в
проточке стенки
рабочего цилиндра. В зависимости от комплектации, возможна установка
внутренней тормозной колодки с датчиком износа.
Для замены передних тормозных колодок Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 с
датчиками износа отсоединяем наконечник провода датчика от колодки
жгута
проводов.
- Снимаем передние колеса.
- Очищаем от грязи бачок главного тормозного цилиндра. Снимаем
крышку бачка.
- Очищаем тормозной механизм от грязи.
- Через смотровое отверстие в плавающей скобе суппорта немного
раздвигаем тормозные колодки так, чтобы они отошли от тормозного
диска на
максимально возможное расстояние.
- Шлицевой отверткой отгибаем угол стопорной пластины болта нижнего
направляющего пальца.
- Вынимаем тормозной шланг из кронштейна стойки.
- Удерживая от вращения направляющий палец рожковым ключом на 17 мм,
ключом на 13 мм выворачиваем его болт.
- Поднимаем подвижную скобу вверх, поворачивая ее на верхнем
направляющем пальце.
- Снимаем передние тормозные колодки Лада Гранта/Калина.
- Небольшой металлической щеткой очищаем от грязи и ржавчины
посадочные места колодок.
- Убеждаемся в отсутствии подтекания тормозной жидкости из-под
манжеты тормозного цилиндра.
- Устанавливаем на место новые тормозные колодки.
- Опускаем подвижную скобу вниз до совмещения отверстия в корпусе с
отверстием в направляющем пальце (опуская скобу, следите за тем,
чтобы
пружинные усики колодок не встали враспор и не погнулись).
- Заворачиваем и затягиваем болт направляющего пальца.
- Фиксируем болт от отворачивания углом стопорной пластины.
- Устанавливаем тормозной шланг в кронштейн стойки подвески.
- Аналогичным образом меняем передние тормозные колодки Лада
Калина/Гранта ВАЗ-2190 другого колеса.
- Несколько раз нажимаем педаль тормоза для самоустановки зазоров
между колодками и тормозными дисками.
- Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного
цилиндра и при необходимости доводим его до нормы.
- Если уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра
находится выше отметки МАХ, резиновой грушей отбираем часть жидкости
из бачка.
После замены передних тормозных колодок в первые 100-200 км пробега
эффективность торможения будет снижена.
Замена переднего рабочего тормозного цилиндра Лада Гранта/Калина
- Снимаем суппорт.
- Закрепляем суппорт в тисках и отворачиваем болты направляющих
пальцев.
- Выворачиваем два болта крепления корпуса цилиндра к подвижной
скобе.
- Снимаем рабочий тормозной цилиндр.
- Устанавливаем новый цилиндр в обратной последовательности.
- После установки суппорта в сборе на автомобиль и подсоединения к
нему шланга, удаляем воздух из гидропривода тормозной системы.
- Убеждаемся в отсутствии утечек жидкости из нового тормозного
цилиндра, штуцера прокачки и соединения цилиндра с тормозным
шлангом.
Замена заднего тормозного барабана Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
Задний тормозной механизм барабанного типа. При нажатии педали
тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра поступает в рабочие
тормозные
цилиндры.
Под действием давления тормозной жидкости, поршни рабочих тормозных
цилиндров выходят из них и прижимают тормозные колодки к рабочей
поверхности тормозного барабана. После отпускания педали тормоза под
воздействием стяжных пружин тормозные колодки утапливают поршни в
цилиндр и отходят от тормозного барабана.
В задних рабочих тормозных цилиндрах Лада Гранта/Калина установлено
устройство автоматической регулировки зазора между тормозными
колодками и
барабаном, ограничивающее утапливание поршней в цилиндр.
Благодаря этому поддерживается оптимальный зазор между колодками и
барабаном. Задние тормозные механизмы (за исключением рабочего
цилиндра)
являются также частью стояночной тормозной системы.
- Полностью опускаем рычаг стояночного тормоза.
- Ослабляем натяжение тросов стояночного тормоза Лада Калина/Гранта
ВАЗ-2190.
- Отворачиваем два направляющих штифта.
- Тщательно очищаем от грязи и коррозии цилиндрическую посадочную
поверхность тормозного барабана на ступице.
- Обрабатываем посадочное место барабана на ступице проникающей
смазкой.
- Для облегчения снятия барабана обстукиваем его молотком с
резиновым бойком по боковой поверхности
- Съемником или, ввернув в два резьбовых отверстия барабана болты М8
(длина резьбовой части 60-70 мм) и равномерно заворачивая их,
спрессовываем барабан со ступицы.
- Во избежание выпадения поршней из рабочего тормозного цилиндра, не
нажимайте педаль тормоза при снятом тормозном барабане.
- Проверяем тормозной барабан Лада Гранта/Калина на отсутствие
трещин, сильного износа или наличия глубоких рисок на рабочей
поверхности
барабана. При необходимости заменяем тормозной барабан.
- Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана
201,5 мм.
- Двумя монтажными лопатками, упираясь концами лопаток в буртик
опорного щита тормозного механизма, сдвигаем колодки во встречном
направлении.
- Устанавливаем барабан в обратной последовательности.
- Для самоустановки зазора между тормозными колодками и тормозным
барабаном несколько раз нажимаем педаль тормоза.
- Регулируем стояночный тормоз.
Замена задних тормозных колодок Лада Гранта/Калина
Задние тормозные колодки подлежат замене, если толщина накладки
какой-либо из колодок менее 1,5 мм, а также при отслоении накладки
от основания
колодки.
Задние тормозные колодки Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 меняются только
комплектом, то есть обязательно на обоих колесах.
- Двумя монтажными лопатками максимально сводим колодки
- Шлицевой отверткой выводим конец верхней стяжной пружины из
отверстия тормозной колодки, установленной спереди.
- Отсоединяем прижимную пружину от колодки.
- Опускаем колодку и снимаем вместе с нижней стяжной пружиной.
- Снимаем верхнюю стяжную пружину.
- Снимаем распорную планку.
- Отсоединяем от другой задней тормозной колодки Лада Гранта/Калина
прижимную пружину.
- Снимаем колодку, выводя крюк распорного рычага из зацепления с
наконечником троса стояночного тормоза.
- Плоскогубцами расшплинтовываем осевой палец рычага. Снимаем с
колодки шайбу, распорный рычаг и осевой палец.-
- Очищаем от грязи и коррозии детали тормозного механизма.
- Убеждаемся в отсутствии утечек тормозной жидкости из рабочего
цилиндра (негерметичный цилиндр заменяем).
- Устанавливаем снятые при разборке детали в обратной
последовательности. Верхнюю стяжную пружину натягиваем плоскогубцами
или шлицевой
отверткой.
- Аналогичным образом заменяем колодки заднего правого тормозного
механизма.
- Для самоустановки зазора между тормозными колодками и барабанами
после полной сборки тормозного механизма несколько раз нажимаем
педаль
тормоза.
Замена заднего рабочего тормозного цилиндра Лада Калина/Гранта
ВАЗ-2190
Заменяем цилиндр при подтекании тормозной жидкости и при «закисании»
поршня (поршней) в цилиндре, в результате чего один или оба поршня
перестают перемещаться в цилиндре.
- Снимаем тормозной барабан.
- Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора.
- Снимаем со штуцера прокачки рабочего тормозного цилиндра защитный
резиновый колпачок и специальным или накидным ключом на 8 мм
выворачиваем штуцер
- Обрабатываем штуцер тормозной трубки проникающей смазкой.
- Ослабляем затяжку штуцера тормозной трубки.
- Окончательно выворачиваем штуцер рожковым ключом на 10 мм.
- Выворачиваем два болта крепления рабочего тормозного цилиндра Лада
Гранта/Калина.
- Чтобы из трубки не вытекала тормозная жидкость, надеваем на нее
резиновый колпачок штуцера прокачки.
- Снимаем цилиндр со щита.
- Очищаем детали тормозного механизма от грязи и ржавчины,
обезжириваем рабочую поверхность барабана, незначительное
замасливание накладок
тормозных колодок устраняем при помощи наждачной бумаги.
- Устанавливаем новый цилиндр в обратной последовательности.
- Устанавливаем тормозной барабан.
- Прокачиваем тормозную систему и убеждаемся в герметичности
соединения тормозной трубки с рабочим цилиндром.
Стояночная тормозная система Лада Гранта/Калина
Стояночная тормозная система Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
предназначена для предотвращения самопроизвольного движения
автомобиля во время
стоянки.
Рычаг привода ручного тормоза двумя тросами связан с тормозными
механизмами задних колес. При поднятии рычага в верхнее положение
рычаги,
установленные на задних колодках, поворачиваются и начинают давить
на распорные планки.
При этом колодки задних тормозных механизмов раздвигаются и
фиксируют барабан от проворачивания.
Рис.35. Стояночная тормозная система Лада Гранта/Калина
1 — рычаг стояночного тормоза; 2 — тяга рычага; 3 — трос привода
тормозного механизма правого заднего колеса; 4 — шайба; 5 —
регулировочная гайка;
6 — контргайка; 7 — трос привода тормозного механизма левого заднего
колеса; 8 — распорная планка; 9 - рычаг; 10 - уравнитель тросов; 11
— резиновый
чехол; 12 — ось тяги
Регулировка ручного тормоза Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
Ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2—4 щелчка. В
процессе эксплуатации автомобиля допускается увеличение хода рычага
до восьми
щелчков.
- Если ход рычага составляет шесть и более щелчков, отрегулируйте
привод стояночного тормоза.
- Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора вверх, определяя
величину его хода. Если он составляет менее 2 щелчков, необходимо
удлинить
привод, а если более 6 — укоротить.
- Полностью опускаем рычаг ручного тормоза Лада Гранта/Калина.
- Снимаем подушки с кронштейнов дополнительного глушителя. Торцовым
ключом отворачиваем четыре гайки крепления защитного экрана.
- Оттянув дополнительный глушитель от днища автомобиля, подкладываем
под трубу глушителя деревянный брусок. Извлекаем защитный экран.
- Удерживая рожковым ключом на 13 мм регулировочную гайку от
проворачивания, накидным ключом на 13 мм ослабляем затяжку
контргайки.
- При отворачивании регулировочной гайки привод удлиняется, при
заворачивании укорачивается.
- Периодически в процессе регулировки проверяем ход рычага.
- Если длины резьбовой части тяги не хватает для регулировки хода
рычага, необходимо заменить тросы привода, а при сильном износе
накладок и
тормозные колодки.
- Отрегулировав ход рычага ручного тормоза Лада Гранта/Калина,
вывешиваем заднюю часть автомобиля. Проверяем легкость вращения
задних колес и
надежность их фиксации стояночным тормозом.
- Если тормозные колодки не мешают вращению колес, фиксируем
регулировочную гайку контргайкой. Устанавливаем защитный экран на
место.
- Проверяем работоспособность стояночной тормозной системы: на
подъеме с уклоном в 23 % она должна надежно удерживать автомобиль в
неподвижном состоянии.
- При необходимости проверяем состояние деталей привода стояночного
тормоза, состояние задних тормозных колодок и тормозных барабанов.
Неисправные и изношенные детали заменяем. После чего повторяем
регулировку.
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110
Обзор двигателя ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта
Сервисное обслуживание ГРМ и распредвала автомобиля Лада Гранта
Компоненты топливной системы автомобилей Лада Гранта ВАЗ-2190
Разборка и сборка двигателя Лада Гранта
Устройство и обслуживание системы охлаждения Лада Гранта
Регулировки и сервис сцепления автомобиля Лада Гранта
Техническое обслуживание МКПП автомобиля Лада Гранта
Приводы передних колес автомобилей Лада Гранта
Техническое устройство АКПП Jatco JF414E автомобилей Лада Гранта
Детали передней подвески автомобилей Лада Гранта
Конструкция задней подвески Лада Гранта
Компоненты рулевого управления Лада Гранта
Рабочее устройство тормозов автомобиля Лада Гранта
Детали гидропривода рабочей тормозной системы Лада Гранта
Компоненты кузова автомобиля Лада Гранта
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис