Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________________

Обзор автоматической коробки передач (вариатор) CVT 01J multitronic Ауди

Название multitronic CVT 01J получила бесступенчатая автоматическая коробка передач автомобилей Audi. Бесступенчатые автоматические коробки также называют коробками передач CVT.

Автоматическая коробка передач вариатор CVT 01J multitronic Ауди А4, Ауди А6, А8 с функцией tiptronic делает автомобиль максимально динамичным, но в то же время экономичным и в высшей степени комфортным.

CVT— это английская аббревиатура Continuously Variable Transmission, что в переводе значит трансмиссия с плавно изменяемым передаточным отношением или - вариатор.

Усовершенствованная Audi концепция CVT базируется на давно известном принципе клиноременных передач, позволяющих бесступенчато изменять передаточное отношение АКПП с помощью так называемого вариатора.

Коробка передач (КПП) нужна для преобразования крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Такое преобразование необходимо, чтобы адаптировать крутящий момент на колесах автомобиля к изменяющимся условиям движения.

Сейчас практическое применение в основном находят коробки передач со ступенчатым изменением передаточных чисел: механические, автоматизированные и автоматические.

При использовании таких коробок передач неизбежен компромисс между динамикой автомобиля, расходом топлива и комфортом для водителя и пассажиров.

Как известно, ДВС развивает крутящий момент не ступенчато, а плавно. Поэтому для достижения оптимального КПД трансмиссии наиболее предпочтительным является плавное изменение передаточного отношения.

Все реализованные до сих пор концепции CVT работают по принципу вариатора. Из-за неспособности передавать большой крутящий момент они применяются только на малых транспортных средствах и автомобилях нижнего среднего класса с маломощными двигателями.

Тесты независимых организаций показали, что оборудованные этими АКПП автомобили демонстрируют посредственные тягово-динамические показатели.

При разработке бесступенчатой автоматической коробки передач концерн Audi отдал предпочтение наиболее прогрессивной на сегодняшний день схеме трансмиссии с вариатором.

Цель Audi заключалась в том, чтобы создать бесступенчатую АКПП для автомобилей верхнего среднего класса, которые бы благодаря ей отличались не только стремительным разгоном и малым расходом топлива, но и убедительными динамикой и комфортом.

Основным компонентом автоматической коробки передач CVT 01J multitronic Ауди А4, Ауди А6, А8 является ее вариатор. С его помощью передаточное отношение плавно изменяется от наибольшего значения до наименьшего.

Благодаря вариатору всегда возможна реализация оптимального передаточного отношения.

Благодаря этому двигатель для достижения требуемых наилучших показателей (например, мощности или экономичности) всегда работает в оптимальном режиме.

Вариатор автоматической коробки передач CVT 01J multitronic Ауди А4, Ауди А6, А8 состоит из двух шкивов, ведущего (шкив 1) и ведомого (шкив 2), и натянутой между ними специальной цепи.

Каждый из шкивов представляет собой пару дисков с коническими рабочими поверхностями. Цепь служит для передачи крутящего момента.

Шкив 1 соединен с коленвалом двигателя через промежуточную передачу. От него крутящий момент двигателя передается цепью на шкив 2 и далее на главную передачу.

Благодаря тому, что один диск каждого из шкивов подвижный, меняется радиус установки цепи на шкиве и передаточное отношение плавно изменяется.


Шкивы должны синхронно сдвигаться/раздвигаться так, чтобы цепь оставалась постоянно натянутой и это усилие было достаточным для того, чтобы она не проскальзывала.

В автоматическом режиме возможна реализация любого передаточного отношения в пределах диапазона регулирования.

Число оборотов двигателя определяется желанием водителя (положение педали акселератора и скорость ее нажатия) и величиной сопротивления движению. Изменение передаточного отношения происходит абсолютно плавно и без разрыва потока мощности.

В режиме tiptronic АКПП вариатор CVT 01J multitronic Ауди А4, Ауди А6, А8 располагает 6-ю фиксированными передаточными числами для выбора передач вручную. Это позволяет водителю полностью контролировать управление динамикой движения автомобиля.

Такой контроль целесообразен, например, при движении под уклон: переключившись на низшую «передачу», водитель может эффективно тормозить двигателем.

Максимальная скорость достигается на 5-й передаче. Шестая передача является экономичной, ее еще называют «овердрайв».

При наличии соответствующего дополнительного оборудования управлять коробкой передач вариатор CVT 01J multitronic Ауди А4, Ауди А6, А8в режиме tiptronic можно клавишами на рулевом колесе, то есть с максимальным комфортом.

Зависимость между оборотами двигателя и скоростью движения автомобиля при изменении передаточного отношения АКПП multitronic 01J на Audi A6 с 2,8 литровым двигателем V6 мощностью 142 кВт.

Бесступенчатая регулировка передаточного отношения позволяет постоянно поддерживать мощность двигателя на максимально возможном уровне (не уходить вниз с кривой внешней характеристики).

При этом разгон осуществляется без разрыва потока мощности. Результат — оптимальная характеристика разгона. При стремлении к экономии малое передаточное отношение позволяет значительно снизить число оборотов двигателя.

Например, при 130 км/ч обороты двигателя составляют не 3200 об/мин, как у 6-ступенчатой механической КПП, а примерно 2450 об/мин. Соответственно, уменьшается и расход топлива.

Благодаря бесступенчатому изменению передаточного отношения, двигатель для достижения требуемых наилучших показателей (например, мощности или экономичности) всегда работает в оптимальном режиме.

Конструкция коробки передач вариатор CVT 01J multitronic автомобилей Ауди А4, Ауди А6, А8

В зависимости от двигателя его крутящий момент передается на коробку передач через маховик с демпфером крутильных колебаний или через двухмассовый маховик.

Роль сцепления при трогании с места выполняют две «мокрые» (то есть заполненные маслом) многодисковые фрикционные муфты: фрикцион переднего хода и фрикцион заднего хода.



Направление вращения для движения задним ходом изменяется с помощью планетарного механизма.

Через промежуточную передачу крутящий момент двигателя передается на вариатор, а оттуда — на главную передачу автоматической коробки передач CVT 01J multitronic Ауди А4, Ауди А6, А8.

Здесь следует отметить одну новейшую разработку: крутящий момент передает приводная цепь.

Электрогидравлический блок управления (БУ) объединен в единый узел с блоком управления коробки передач. Этот узел находится в картере АКПП.

В режиме tiptronic АКПП вариатор CVT 01J multitronic Ауди А4, Ауди А6, А8 располагает 6 фиксированными передаточными числами для выбора передач вручную.

Технические характеристики автоматической коробки передач вариатор CVT 01J multitronic автомобилей Ауди А4, Ауди А6, А8

Обозначение: multitronic 01J

Заводское обозначение: VL 30

Буквенное обозначение: DZN

Максимальный передаваемый крутящий момент - до 310 Нм

Диапазон передаточных отношений вариатора - 2,40 6 0,40

Диапазон передаточных чисел (частное максимального и минимального передаточных отношений) - 6

Передаточное число промежуточной передачи: 51/46 = 1,109

Передаточное число главной передачи: 43/9 = 4,778

Рабочее давление масляного насоса - 60 бар

Производительность масляного насоса - 10 л/мин при 1000 об/мин

Масса (без маховика) - 88 кг

Длина - 610 мм

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общее устройство АКПП

_____________________________________________________________________________

CVT вариатор Ауди

Коробка автомат Toyota

_____________________________________________________________________________

АКПП Mazda/Mitsubishi

Коробка автомат ZF

Двигатели Mitsubishi

Двигатели Toyota

Двигатели ЗМЗ

АКПП Aisin Warner

Обслуживание АКПП Aisin Warner 55-50SN/AF33

Регулировки АКПП AW50-40LE, AW50-42LE Aisin Warner

Компоненты АКПП Aisin Warner AW60-40LE, AW60-41SN

CVT вариатор Ауди

Коробка передач CVT 01J вариатор Ауди

Гидросистема коробки-автомат CVT 01J Ауди

Автоматическая коробка передач CVT 01J multitronic Ауди

Электронный блок управления АКПП мультитроник Ауди

Работа вариатора CVT 01J Multitronic Audi

Коробка автомат Toyota

АКПП Toyota Aisin U140E/U240E

Основные узлы АКПП Тойота U241E/U250E

Коробка-автомат Toyota Aisin U241E/U250E

АКПП Mazda/Mitsubishi

Обслуживание АКПП Мазда FN4A-EL/F4A-EL, FNR5

Диагностика АКПП Митсубиси A4AF3 / A4BF3

Коробка автомат ZF

АКПП Ауди ZF 6HP19/ZF 6HP21 (09L)

Компоненты коробки-автомат Ауди ZF 6HP19/ZF 6HP21

Обслуживание АКПП ZF 4HP20 / ZF 4HP16

Параметры коробки-автомат ZF 5HP19/5HP18

Детали АКПП ZF 5HP19/5HP18 Ауди-Фольксваген

АКПП ZF 6HP26 Ауди (6HP28/6HP32)

Гидроблок мехатроник коробки автомат ZF 6HP26

Гидротрансформатор АКПП ZF 6HP26/6HP28

Планетарная передача АКПП Audi ZF 6HP26

Компоненты переключения передач Audi ZF 6HP26/6HP28

Общее устройство АКПП

Обзор гидроаккумуляторов и преобразователей применяемых в АКПП

Конструктивные особенности и параметры автоматических коробок передач

Рабочие функции исполнительных устройств АКПП

Основные схемы планетарной коробки-автомат

Модификации клапанов и регуляторов АКПП

Конструкция и элементы коробки автомат

Компоненты редукторов автоматических коробок переключения передач

Методы устранения неисправностей АКПП без демонтажа с двигателя

Рекомендации по замене масла в АКПП

_______________________

Автосигнализации

Ремонт и сервис