_____________________________________________________________________________
Двигатели Тойота 4A-FE, 5A-FE и 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) - 4-х
цилиндровые, рядные, с четырьмя клапанами на каждый цилиндр (два -
впускных и два - выпускных), с двумя распределительными валами верхнего
расположения.
Двигатели Toyota 4A-GE (АЕ101, АЕ111) автомобилей Тойота Королла, Тойота
Селика, Тойота Карина отличаются установкой пяти клапанов на каждый
цилиндр (три впускных два выпускных).
В их конструкции и компоновке много общего, поэтому их описание
проводится параллельно с указанием конструктивных особенностей каждого
типа двигателя.
Двигатели Toyota 4A-FE автомобилей Тойота Карина Е, Тойота Королла,
Тойота Корона для моделей АЕ101 и АТ190 выполняются в трех вариантах,
которые отличаются друг от друга в основном конструкцией впускной и
выпускной систем:
- Серийный вариант с 3-х компонентным каталитическим нейтрализатором
отработавших газов.
- Серийный вариант без 3-х компонентного каталитического нейтрализатора
отработавших газов (этот вариант также применяется на моделях АЕ92,
АЕ95, АТ171 и АТ180).
- Вариант двигателя с системой сгорания обедненных смесей; этот вариант
двигателя может также иметь впускную систему с изменяемой геометрией
или с дополнительным дросселированием перед впускными клапанами.
Двигатель Тойота 5A-FE автомобилей Toyota Corona, Toyota Carib (модель
АЕ110 с нейтрализатором) аналогичен 4A-FE (для моделей АЕ101
и АТ190), но отличается от него размерами цилиндро-поршневой группы.
Двигатель Toyota 7A-FE автомобилей Тойота Спринтер, Тойота Калдина
(модели АЕ93, АЕ102, АЕ103 и АТ200) имеет небольшие конструктивные
отличия
от 4A-FE (для моделей АЕ101 и АТ190), которые будут указаны по ходу
изложения.
Двигатель Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota
Carina (модели АЕ92, АЕ101, АЕ111, AW11 и АТ160) также имеет ряд
конструктивных отличий.
Двигатели имеют нумерацию цилиндров, начинающуюся со стороны,
противоположной отбору мощности.
Коленчатый вал - полноопорный с 5-ю
коренными подшипниками.
Вкладыши подшипников выполнены на основе сплава алюминия и установлены в
расточках картера двигателя и крышек коренных подшипников.
Сверления, выполненные в коленчатом валу, служат для подачи масла к
шатунным подшипникам, стержням шатунов, поршням и другим деталям.
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
Головка блока цилиндров, отлитая из алюминиевого сплава, имеет
поперечные и расположенные с противоположных сторон впускные и выпускные
патрубки, скомпонованные с шатровыми камерами сгорания.
В двигателе Тойота используется традиционная конструкция впускного
коллектора с 4-мя отдельными патрубками, которые объединяются в один
канал
под фланцем крепления карбюратора.
Впускной коллектор имеет жидкостный
подогрев, который улучшает приемистость двигателя, особенно в процессе
его прогрева.
Впускной коллектор двигателей Toyota 4А-FE, 5A-FE автомобилей Тойота
Карина Е, Тойота Королла, Тойота Корона, Тойота Спринтер, Тойота Кариб
имеет 4 независимых патрубка одинаковой длины, которые с одной стороны
объединяются общей впускной воздушной камерой (резонатором), а с другой
- стыкуются с впускными каналами головки блока цилиндров.
Впускной коллектор двигателя Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla,
Toyota Celica, Toyota Carina имеет 8 таких патрубков, каждый из которых
подходит к своему впускному клапану.
Сочетание длины впускных патрубков
с фазами газораспределения двигателя позволяет использовать явление
инерционного наддува для повышения крутящего момента на низких и средних
частотах вращения двигателя.
Выпускные и впускные клапаны сопрягаются с пружинами, имеющими
неравномерный шаг навивки.
Распределительный вал выпускных клапанов двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE,
7A-FE автомобилей Тойота Карина Е, Тойота Королла, Тойота Корона,
Тойота Спринтер, Тойота Кариб приводится во вращение от коленчатого вала
с помощью плоскозубчатого ремня, а распределительный вал впускных
клапанов приводится во вращение от распределительного вала выпускных
клапанов с помощью шестеренной передачи.
В двигателе Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика,
Тойота Карина оба распределительных вала (впускных и выпускных клапанов)
приводятся во вращение от одного и того же плоскозубчатого ремня.
Распределительные валы имеют 5 опор, расположенных между толкателями
клапанов каждого цилиндра; одна из этих опор расположена на переднем
конце головки блока цилиндров.
Смазка опор и кулачков распределительных валов, а также приводных
шестерен (для двигателей 4A-FE, 5A-FE) осуществляется потоком масла,
поступающим по масляному каналу, просверленному в центре
распределительного вала.
Регулировка зазора в клапанах осуществляется с помощью регулировочных
шайб, расположенных между кулачками и толкателями клапанов (у
двадцати клапанных двигателей 4А-GE регулировочные проставки расположены
между толкателем и стержнем клапана).
Пластиковый защитный кожух ремня привода распределительного вала состоит
из 3-х частей.
Сервисное отверстие для регулировки натяжения ремня
привода распределительного вала расположено в кожухе №1 (двигатели
4A-FE, 5A-FE и 7A-FE) или в кожухе №2 (двигатель 4A-GE).
Поршни изготовлены из высокотемпературного алюминиевого сплава. В днищах
поршней выполнены углубления для предотвращения встречи поршня с
клапанами в ВМТ.
Поршневые пальцы двигателей Тойота 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE -
"закрепленного" типа; они установлены с натягом в поршневой головке
шатуна, но имеют
скользящую посадку в бобышках поршня.
Поршневые пальцы двигателя Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла,
Тойота Селика, Тойота Карина - "плавающего" типа; они имеют скользящую
посадку как в поршневой головке шатуна, так и в бобышках поршня.
От
осевого смещения такие поршневые пальцы зафиксированы стопорными
кольцами, установленными в бобышках поршня.
Верхнее компрессионное кольцо изготовлено из нержавеющей стали
(двигатели 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE) или из стали (двигатель 4А-GE
автомобилей
Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина), а 2-е компрессионное
кольцо - из чугуна.
Маслосъемное кольцо изготовлено из сплава обычной стали и нержавеющей
стали.
Наружный диаметр каждого кольца несколько больше диаметра
поршня, а упругость колец позволяет им плотно охватывать стенки
цилиндра, когда кольца установлены в канавках поршня.
Компрессионные кольца препятствуют прорыву газов из цилиндра в картер
двигателя, а маслосъемное кольцо удаляет избыток масла со стенок
цилиндра, препятствуя его проникновению в камеру сгорания.
Блок цилиндров отлит из чугуна. Он имеет 4 цилиндра.
Верхняя часть блока
цилиндров накрывается головкой цилиндров, а нижняя часть блока образует
картер двигателя, в котором устанавливается коленчатый вал.
Блок цилиндров имеет рубашку жидкостного охлаждения, по которой
охлаждающая жидкость нагнетается к наружным стенкам цилиндров для их
охлаждения.
Головка блока цилиндров также имеет рубашку охлаждения, по которой
охлаждающая жидкость в первую очередь направляется для охлаждения стенок
камер сгорания и направляющих стержней выпускных клапанов.
Масляный поддон крепится к нижней части блока цилиндров. Он изготовлен
из штампованной листовой стали и служит резервуаром для масла (у
двигателя Toyota 7A-FE поддон состоит из двух частей: верхней литой и
нижней штампованной).
На двигатели Тойота 4A-GE и 7A-FE устанавливается маслоуспокоитель.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее устройство АКПП
_____________________________________________________________________________
CVT вариатор Ауди
Коробка автомат Toyota
_____________________________________________________________________________
АКПП Mazda/Mitsubishi
Коробка автомат ZF
Двигатели Mitsubishi
Двигатели Toyota
Двигатели ЗМЗ
ГРМ и головки блока двигателя 4G18/4G15
Блок цилиндров и коленвал двс 4G15/4G18
Характеристика двигателя 4G15/4G18
Системы питания и охлаждения двигателя 4G18/4G15
Блок цилиндров и головка 3S-FE/3S-GE
Техническое обслуживание ГРМ 3S-FE, 3S-GE
Коленвал двигателей 3S-FE, 3S-GE
Технические характеристики двигателя 3S-FE, 3S-GE
Система охлаждения двс 3S-FE и 3S-GE
Параметры двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
Головка и блок цилиндров двигателя 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Дроссельная заслонка 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Вентилятор системы охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
Форсунки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Замена водяного насоса 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Поршневая группа и коленвал двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Диагностика двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
Замена компонентов блока цилиндра 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Система охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Система смазки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Топливная система двигателей 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
Система зажигания 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Термостат и радиатор двс 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
Бензонасос 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Ремень ГРМ двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Снятие головки блока цилиндров двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Регулировки клапанов 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Демонтаж головки блока цилиндров двигателей 4A-GE
Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-GE
Детали двигателей 1AZ-FE / 2AZ-FE
Блок управления и датчики 1AZ-FE и 2AZ-FE
Компоненты рабочих систем двигателя 1AZ-FE, 2AZ-FE
Система управления двигателем 1AZ-FE и 2AZ-FE
Характеристики двигателя ЗМЗ-402
Шатунно-поршневая группа и коленвал ЗМЗ-402
Устройство системы смазки ЗМЗ-402
Детали систем охлаждения и питания ЗМЗ-402
Блока цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-405
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-405
Коленчатый вал и привод ГРМ ЗМЗ-405
Устройство системы охлаждения ЗМЗ-405
Регулировки деталей топливной системы ЗМЗ-405
Блок цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-406
Электронная система управления двигателем ЗМЗ-406
Основные компоненты двигателя ЗМЗ-406
Электрическая система управления ЗМЗ-406
Коленвал и маховик двигателя ЗМЗ-406
Сборочные детали системы охлаждения ЗМЗ-406
Основные механизмы системы смазки ЗМЗ-406
Компоненты топливной системы ЗМЗ-406
Конструкция карбюратора К-151 двигателя ЗМЗ-402
_______________________
Автосигнализации
Ремонт и сервис