_____________________________________________________________________________
Блок цилиндров ЗМЗ-406
Блок цилиндров двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
отливается из серого чугуна и составляет одно целое с цилиндрами и с
верхней частью картера.
Между цилиндрами имеются протоки для охлаждающей жидкости. На верхней
плоскости блока цилиндров двигателя расположены десять резьбовых
отверстий М14х 1,5 для крепления головки цилиндров.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников
коленчатого вала. Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого
чугуна; каждая крышка крепится к блоку двумя болтами М12х 1,25.
Торцы третьей крышки обрабатываются совместно с блоком для установки
полушайб упорного подшипника.
Крышки подшипников растачиваются в
сборе с блоком цилиндров мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места.
Для облегчения установки на всех крышках, кроме третьей, выбиты их
порядковые номера.
К переднему торцу блока на паронитовых прокладках (левой и правой)
крепится отлитая из алюминиевого сплава крышка цепи с резиновой манжетой
для уплотнения носка коленчатого вала.
К заднему торцу блока цилиндров двигателя ЗМЗ-406 крепятся:
- шестью болтами М6 крышка с резиновой манжетой для уплотнения заднего
конца коленчатого вала;
- шестью болтами М10 и двумя установочными штифтами отлитый из
алюминиевого сплава колоколобразный картер сцепления.
Кроме того, для обеспечения дополнительной жесткости крепления картера
сцепления нижняя его часть соединена с блоком цилиндров с
помощью Г-образного усилителя, отлитого из алюминиевого сплава.
Горизонтальная плоскость усилителя четырьмя болтами М10 крепится к
нижней плоскости блока цилиндров, а вертикальная плоскость - двумя
болтами к картеру сцепления.
Точная установка и жесткость крепления картера сцепления необходимы для
правильной работы коробки передач.
Технология обработки картера сцепления обеспечивает его
взаимозаменяемость.
Головка блока цилиндров двигателя ЗМЗ-406
Головка блока цилиндров мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 отлита из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров.
Впускные и выпускные каналы выполнены раздельно для каждого из
шестнадцати клапанов и расположены: впускные - с правой, выпускные - с
левой
стороны головки.
Гнезда для клапанов двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
расположены в два ряда относительно продольной оси двигателя.
Каждый цилиндр имеет два впускных и два выпускных клапана. Стержни
клапанов имеют наклон к продольной вертикальной плоскости головки
цилиндров ЗМЗ-406 : впускные - 17°, выпускные - 18°.
Седла и направляющие втулки всех клапанов вставные. Седла изготовлены из
жаропрочного чугуна, направляющие втулки - из серого чугуна.
Благодаря большому натягу при посадке седла в гнездо и направляющей
втулки в отверстие головки блока цилиндров мотора ЗМЗ-406, обеспечивается их надежная и прочная
посадка.
На заводе, перед сборкой, головка нагревается до температуры 160-175° С,
а седла и направляющие втулки охлаждаются в двуокиси азота ("сухом
льду") до температуры примерно минус 40-45° С.
При этом седло и втулка свободно или с легким усилием вставляются в
гнездо или отверстие головки. Дополнительно металл головки вокруг седел
обжимается с помощью оправки.
Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются в сборе с головкой.
Отверстия под свечи зажигания находятся в центре камер сгорания.
Головка блока цилиндров двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 крепится к блоку десятью болтами М14х1,5. Под головки
болтов поставлены плоские стальные термоупрочненные шайбы.
Между головкой и блоком в сборе с крышкой цепи устанавливается прокладка
из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом и
покрытого графитом.
Окна в прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала
окантованы жестью. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм.
В верхней части головки блока цилиндров расположены два ряда опор под шейки
распределительных валов - впускного и выпускного, в каждом ряду по пять
опор.
Опоры образованы головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками.
Передняя крышка является общей для передних опор впускного и
выпускного распределительных валов, крепится к головке четырьмя,
остальные крышки - двумя болтами М8.
Правильное положение передней крышки обеспечивается двумя установочными
штифтами-втулками, запрессованными в головку цилиндров.
Крышки опор растачиваются в сборе с головкой блока цилиндров двс ЗМЗ-406
автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 и поэтому при ремонте их
надо устанавливать на свои места. Для облегчения установки на всех
крышках, кроме передней, выбиты номера.
Номера выбиты клеймом в центре круглых бобышек, отлитых на верхней
поверхности крышек. Бобышки смещены относительно оси крышек: на
крышках опор впускного распределительного вала - вправо, на крышках опор
выпускного распределительного вала - влево, наблюдая со стороны
картера сцепления.
Номера "1", "2", "3", "4" относятся к крышкам опор впускного
распредвала, а номера "5", "6", "7", "8" - к крышкам опор выпускного
распредвала. Счет
начинается от передней крышки.
Правильное положение головки цилиндров мотора ЗМЗ-406 автомобилей
ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 на блоке обеспечивается двумя установочными
штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой
свече составляет 57±0,75 см3.
Разница между объемами камер сгорания одной головки не должна превышать
1 см3
При эксплуатации производить подтяжку головки цилиндров двс ЗМЗ-406 не
требуется.
Применение в приводе клапанов гидравлических толкателей исключает
необходимость регулировки зазора между клапанами и толкателями, а
применение в цепном приводе распредвалов гидравлических натяжителей
исключает необходимость регулирования натяжения цепей.
Во время работы двигателя, особенно изношенного, кольца которого пропускают много
масла, на
стенках камер сгорания и днищах поршней откладывается слой нагара.
Нагар ухудшает теплоотдачу через стенки в охлаждающую жидкость, в
результате чего возникают местные перегревы, явления детонации и
калильного зажигания; в результате мощность двигателя уменьшается, а
расход топлива возрастает.
При появлении таких признаков следует снять головку блока мотора ЗМЗ-406
автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 и очистить камеры сгорания и
днища поршней от нагара.
Перед очисткой следует нагар смочить керосином. Это предотвращает
распыление нагара и предупреждает попадание ядовитой пыли в дыхательные
пути.
Нагар также образуется при длительной работе на малых нагрузках
исправного неизношенного двигателя. В этом случае нагар выгорает при
длительном движении с большой скоростью.
Шатунно-поршневая группа двигателя ЗМЗ-406
Поршни двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 отлиты
из высококремнистого алюминиевого сплава и термически обработаны.
Головка поршня цилиндрическая.
Днище поршня плоское
с четырьмя цековками под клапаны, которые предотвращают касание
(удары) о днище поршня тарелок клапанов при нарушении фаз
газораспределения, вызванном, например, обрывом цепи привода
распределительных
валов.
На цилиндрической поверхности поршней проточены три канавки: в двух
верхних установлены компрессионные кольца, а в нижней - маслосъемное.
В верхней части юбки поршня выполнены по два отверстия с обеих сторон с выходом в канавку под
маслосъемное кольцо, которые служат для отвода масла, скапливающегося
под маслосъемным кольцом.
Юбка поршня овальная в поперечном сечении и бочкообразная в продольном.
Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси
поршневого пальца.
Величина овальности поршня двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 составляет 0,514-0,554 мм. Наибольший диаметр юбки поршня в
продольном сечении располагается ниже оси поршневого пальца на 8 мм.
Диаметр юбки в продольном сечении плавно уменьшается и в направлении к
днищу, и в противоположном направлении.
Максимальное уменьшение диаметра на кромке фаски под нижней канавкой
составляет 0,047-0,056 мм. На нижней кромке направляющей части юбки
максимальное уменьшение диаметра составляет 0,009-0,018 мм.
В тело поршня между нижней
канавкой и отверстием под поршневой палец залита стальная
терморегулирующая вставка, служащая для уменьшения деформации поршня при
нагревании до рабочей температуры и уменьшении первоначальных
монтажных зазоров при сборке.
Поршни мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
устанавливаются в цилиндры той же размерной группы с зазором 0,024-0,048
мм.
Для обеспечения требуемого зазора поршни и цилиндры блоков разделены (по
диаметру) на пять групп, обозначенных соответствующей буквой (А, Б,
В, Г, Д), которая выбивается на днище поршня и наносится краской на
наружной поверхности в верхней части блока, с левой стороны.
Для улучшения приработки рабочая поверхность поршней имеет специальный
микрорельеф.
Чтобы поршни работали правильно, они должны быть установлены в цилиндры
в строго определенном положении.
Для этого на боковой стенке у одной из бобышек под поршневой палец
имеется отлитая надпись "ПЕРЕД". В соответствии с этой надписью поршень
указанной стороной должен быть обращен к передней части двигателя.
Поршневые кольца двигателей ЗМЗ-406
Компрессионные поршневые кольца двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 отлиты из чугуна.
Верхнее кольцо 1 (рис. 1) имеет
бочкообразную рабочую поверхность для улучшения приработки, которая
покрыта слоем пористого хрома; рабочая поверхность нижнего кольца 2
покрыта слоем олова толщиной 0,006 - 0,012 мм или имеет фосфатное
покрытие всей поверхности толщиной 0,002 - 0,006 мм.
На внутренней поверхности нижнего кольца имеется выточка.
Это кольцо должно быть установлено на поршень выточкой вверх, к днищу
поршня. Нарушение этого условия вызывает резкое возрастание расхода
масла и дымление двигателя.
Рис. 3.Поршневые кольца ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
1 - верхнее компрессионное кольцо; 2 - нижнее компрессионное кольцо; 3 -
кольцевой диск; 4 - расширитель
Маслосъемное поршневое кольцо сборное, трехэлементное, состоит
из двух стальных кольцевых дисков 3 и одного двухфункционального
расширителя 4, выполняющего функции радиального и осевого расширителей.
Рабочая поверхность кольцевых дисков покрыта слоем хрома.
Поршневые пальцы ЗМЗ-406
Поршневые пальцы плавающего типа (они не закреплены ни в поршне, ни в
шатуне),
изготовлены из низколегированной хромоникелевой стали, наружная
поверхность пальца подвергнута углеродонасыщению на глубину 1-1,5 мм и
закалена нагревом ТВЧ.
Наружный диаметр поршневого пальца двс ЗМЗ-406 - 22 мм.
Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами,
установленными в канавках бобышек поршня. Стопорные кольца изготовлены
из
круглой пружинной проволоки диаметром 1,6 мм.
Чтобы предупредить стук пальцев, их подбирают к поршням с минимальным
зазором, допустимым по условиям смазки.
Шатуны ЗМЗ-406
Шатуны двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 -
стальные, кованые со стержнем двутаврового сечения. В поршневую головку
шатуна запрессована тонкостенная втулка из оловянистой бронзы.
Кривошипная головка шатуна разъемная.
Крышка кривошипной головки крепится к шатуну двумя болтами со
шлифованной посадочной частью. Болты крепления крышек и гайки
шатунных болтов изготовлены из легированной стали и термически
обработаны.
Гайки шатунных болтов имеют самостопорящуюся резьбу и поэтому
дополнительно не стопорятся.
Крышки шатунов мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
нельзя переставлять с одного шатуна на другой. Для предотвращения
возможной ошибки на шатуне и на крышке (на бобышке под болт) выбиты
порядковые номера цилиндров.
Они должны быть расположены с одной стороны. Кроме того, пазы для
фиксирующих выступов вкладышей в шатуне и крышке также должны
находиться с одной стороны.
Для охлаждения днища поршня маслом, в шатуне выполнены отверстия: в
стержне - диаметром 5 мм, в верхней головке - 3,5 мм.
Для обеспечения динамической уравновешенности двигателя суммарная масса
поршня, поршневого пальца, колец и шатуна, устанавливаемых в
двигатель, может иметь разницу по цилиндрам не более 10 г, что
обеспечивается подбором деталей соответствующей массы.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее устройство АКПП
_____________________________________________________________________________
CVT вариатор Ауди
Коробка автомат Toyota
_____________________________________________________________________________
АКПП Mazda/Mitsubishi
Коробка автомат ZF
Двигатели Mitsubishi
Двигатели Toyota
Двигатели ЗМЗ
ГРМ и головки блока двигателя 4G18/4G15
Блок цилиндров и коленвал двс 4G15/4G18
Характеристика двигателя 4G15/4G18
Системы питания и охлаждения двигателя 4G18/4G15
Блок цилиндров и головка 3S-FE/3S-GE
Техническое обслуживание ГРМ 3S-FE, 3S-GE
Коленвал двигателей 3S-FE, 3S-GE
Технические характеристики двигателя 3S-FE, 3S-GE
Система охлаждения двс 3S-FE и 3S-GE
Параметры двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
Головка и блок цилиндров двигателя 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Дроссельная заслонка 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Вентилятор системы охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
Форсунки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Замена водяного насоса 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Поршневая группа и коленвал двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Диагностика двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
Замена компонентов блока цилиндра 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Система охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Система смазки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Топливная система двигателей 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
Система зажигания 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Термостат и радиатор двс 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
Бензонасос 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Ремень ГРМ двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Снятие головки блока цилиндров двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Регулировки клапанов 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Демонтаж головки блока цилиндров двигателей 4A-GE
Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-GE
Детали двигателей 1AZ-FE / 2AZ-FE
Блок управления и датчики 1AZ-FE и 2AZ-FE
Компоненты рабочих систем двигателя 1AZ-FE, 2AZ-FE
Система управления двигателем 1AZ-FE и 2AZ-FE
Характеристики двигателя ЗМЗ-402
Шатунно-поршневая группа и коленвал ЗМЗ-402
Устройство системы смазки ЗМЗ-402
Детали систем охлаждения и питания ЗМЗ-402
Блока цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-405
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-405
Коленчатый вал и привод ГРМ ЗМЗ-405
Устройство системы охлаждения ЗМЗ-405
Регулировки деталей топливной системы ЗМЗ-405
Блок цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-406
Электронная система управления двигателем ЗМЗ-406
Основные компоненты двигателя ЗМЗ-406
Электрическая система управления ЗМЗ-406
Коленвал и маховик двигателя ЗМЗ-406
Сборочные детали системы охлаждения ЗМЗ-406
Основные механизмы системы смазки ЗМЗ-406
Компоненты топливной системы ЗМЗ-406
Конструкция карбюратора К-151 двигателя ЗМЗ-402
_______________________
Автосигнализации
Ремонт и сервис