_____________________________________________________________________________
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409
(УАЗ-Патриот 3163, УАЗ-Хантер)
Система охлаждения ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот 3163, УАЗ-Хантер -
жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Система состоит из водяной рубашки блока цилиндров и водяной рубашки
головки цилиндров двигателя, водяного насоса 6, термостата 3, сливного
краника 7, датчика указателя температуры охлаждающей жидкости 4, датчик
сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости, установленного
в верхний бачок радиатора.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот,
УАЗ-Хантер
1 – двигатель; 2 – патрубок дросселя; 3 – термостат; 4 – датчик
указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 – датчик температурного
состояния двигателя; 6 – водяной насос; 7 – сливной краник блока
цилиндров
Наиболее выгодный температурный режим охлаждающей жидкости лежит в
пределах 80...90° С.
Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически и жалюзи, управляемых водителем.
Поддержание термостатом правильного температурного режима в системе
охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя ЗМЗ-409
и экономичность его работы.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов
автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер имеется указатель температуры,
датчик которого ввернут в корпус термостата.
Кроме того, на щитке
приборов автомобиля имеется сигнализатор аварийной температуры,
загорающийся красным светом при повышении температуры жидкости свыше 104
°С.
Датчик сигнализатора аварийной температуры ввернут в верхний бачок
радиатора. При загорании сигнализатора следует немедленно остановить
двигатель и устранить причину перегрева охлаждающей жидкости.
Водяной насос (помпа) ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер
центробежного типа. Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости
самоподжимным сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого
расположены манжета и уплотняющая шайба.
Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а
вытекает наружучерез контрольное отверстие 6, которое периодически надо
прочищать.
Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 2, который завернут до упора и закернен.
Подшипник заполняется смазкой при сборке и в процессе
эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5
напрессованы на валик подшипника.
Водяной насос (помпа) ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот,
УАЗ-Хантер
1 – ступица; 2 - фиксатор; 3 корпус; 4 - сальник; 5 -крыльчатка; 6
-контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости; 7 - подшипник
Привод насоса ЗМЗ-409 (и генератора) осуществляется поликлиновым ремнем
6РК 1220.
Разборка и сборка водяного насоса ЗМЗ-409 (УАЗ-3163)
Разборка насоса производится в следующем порядке:
- съемником снять крыльчатку;
- съемником снять ступицу;
- вывернуть фиксатор подшипника;
- выпрессовать из корпуса подшипник в сборе с валиком;
- выпрессовать из корпуса сальник.
Сборка помпы ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)
производится в следующем порядке:
- с помощью оправки установить сальник, не допуская перекоса, в корпус
насоса;
- запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо
под фиксатор совпало с отверстием в корпусе насоса;
- завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило
самоотворачивание фиксатора;
- напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер
106,0 ± 0,2 мм;
- напрессовать крыльчатку на валик подшипника, обеспечив зазор между
крыльчаткой и корпусом 0,9...1,3 мм.
При напрессовке ступицы и крыльчатки необходимо разгружать корпус,
фиксатор и подшипник насоса от усилий запрессовки, т.е. упор при
напрессовке должен осуществляться на торец валика.
Перед сборкой очистить и промыть детали насоса, удалить отложения с
крыльчатки, корпуса и крышки.
Проверить величину осевого перемещения наружной обоймы подшипника относительно валика, которая не должна превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс.
Подшипник насоса заполнен смазкой
на заводе-изготовителе и при ремонте насоса смазки не требует.
Система питания двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)
Система питания топливом ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)
осуществляется посредством впрыска топлива во впускную трубу
электромагнитными форсунками, управляемыми микропроцессором.
Система питания состоит из топливного бака 5, топливопроводов 4,
6 и 9, электробензонасоса 8, топливных фильтров 7 и 10, топливопровода
двигателя 1, отлитого из алюминиевого сплава, с регулятором давления
топлива 3 и электромагнитными форсунками 2.
Схема системы питания двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-3163)
1 - топливопровод двигателя; 2 - электромагнитные форсунки; 3 -
регулятор давления топлива; 4 - топливопровод отвода топлива в бак; 5 -
топливный бак; 6 - топливопровод низкого давления; 7 - топливный фильтр
грубой очистки; 8 - электробензонасос; 9 - топливопровод вы-сокого
давления; 10 - фильтр тонкой очистки топлива; 11 - топливопровод
высокого давления
Система впуска воздуха и выпуска отработавших газов ЗМЗ-409
(УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)
Впускная система двигателя состоит из
впускной трубы и ресивера, отлитых из алюминиевого сплава.
Геометрические параметры системы позволяют реализовать газодинамический
наддув двигателя.
На режиме холостого хода и малых нагрузках воздух в двигатель поступает через отдельную систему непосредственно к впускным клапанам.
Выпускной коллектор ЗМЗ-409 отлит из чугуна. Для улучшения очистки цилиндров двигателя от отработавших газов патрубки от каждого цилиндра соединены между собой 1 и 4, 2 и 3 .
Это уменьшает
влияние работы одного цилиндра на другой и позволяет реализовать эффект
настроенного выпуска отработавших газов.
Система вентиляции картера ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер)
Система вентиляции картера - закрытая, принудительная,
действующая за счет разрежения во впускной системе. Маслоотражатель
размещен в крышке клапанов.
Схема вентиляции картера двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот,
УАЗ-Хантер)
1 - крышка клапанов; 2 - маслоотражатель; 3 - трубка маслоотражательная;
4 - продольный канал системы холостого хода; 5 - ресивер с впускной
трубой; 6 - шланг малой ветви вентиляции; 7 - шланг основной ветви
вентиляции.
При работе двигателя на холостом ходу
газы из картера отсасываются через малую ветвь в канал системы подачи
воздуха на холостом ходу, откуда попадают во впускные каналы головки
цилиндров.
На остальных режимах вентиляция осуществляется через дроссель
ресивера и впускную трубу.
При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не
допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной горловине.
Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами и загрязнение окружающей среды.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
Обзор автомобиля УАЗ-Патриот (УАЗ-3163)
Коробка передач УАЗ-3163 Патриот
Раздаточная коробка УАЗ-Патриот
Рулевое управление УАЗ-3163 Патриот
Тормозная система УАЗ-3163 Патриот
Передний мост Спайсер автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер
Характеристики двигателя ЗМЗ-409
Устройство деталей ГРМ ЗМЗ-409
Системы питания и охлаждения ЗМЗ-409
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис