_____________________________________________________________________________
Распределительные валы двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер отлиты из чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочей поверхности введено отбеливание кулачков.
Распредвалы вращаются в подшипниках, образованных головкой
цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Эти крышки обрабатываются в
сборе с головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы.
Привод распредвалов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер -
цепной, двухступенчатый.
Включает в себя: звездочку 1 коленчатого вала,
ведомую 5 и ведущую 6 звездочки промежуточного вала, ведомые звездочки
12 и 14 распределительных валов, две цепи (72 и 92 звена) 4 и 9,
гидронатяжители с усиленной пружиной 2 и 8, рычаги натяжного устройства
3 и 7 и успокоители цепей 13, 16 и 17.
Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями,
размещенными: один – на передней крышке блока цилиндров (крышке цепи),
другой – на головке цилиндров.
При ремонте двигателя ЗМЗ-409 автомобилей
УАЗ-3163
гидронатяжитель необходимо разобрать, промыть его детали и собрать.
Гидронатяжитель ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
1 - клапан в сборе; 2 - кольцо запорное; 3 - плунжер; 4 - корпус; 5-
пружина; 6 - кольцо стопорное.
Сборка гидронатяжителя двигателя УАЗ-3163 производится в следующем порядке:
- на закрепленную вертикально оправку установить
корпус 4 гидронатяжителя;
- в корпус гидронатяжителя вставить плунжер 3 до упора стопорного кольца
6 на плунжере в оправку;
- в плунжер вставить пружину 5. На пружину установить клапан
гидронатяжителя 1 и, сжимая пружину, завернуть его в корпус, при этом
стопорное кольцо на плунжере должно находиться в проточке корпуса и
препятствовать перемещению плунжера в корпусе.
Не допускается на собранном гидронатяжителе нажатие на выступающий из
корпуса носик плунжера во избежание выхода плунжера из зацепления с
корпусом под действием сжатой пружины.
Не допускается при сборке
зажимать корпус гидронатяжителя во избежание нарушения геометрии
плунжерной пары.
Привод распределительных валов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот,
УАЗ Хантер
1 – звездочка коленчатого вала; 2 – гидронатяжитель нижний; 3 – рычаг
натяжного устройства нижней цепи; 4 – цепь нижняя; 5 –звездочка
промежуточного вала ведомая; 6 – звездочка промежуточного вала ведущая;
7 – рычаг натяжного устройства верхней цепи; 8 – гидронатяжитель
верхний; 9 – цепь верхняя; 10 – установочная метка на звездочке; 11 –
установочные штифты; 12 – звездочка распределительного вала впускных
клапанов; 13 –успокоитель цепи верхний; 14 – звездочка
распределительного вала выпускных клапанов; 15 – верхняя плоскость
головки цилиндров; 16 – успокоитель цепи средний; 17 – успокоитель цепи
нижний; М1 и М2 – установочные метки на блоке
Клапаны - изготовлены из жаропрочной стали и имеют возможность в
процессе работы проворачиваться.
Клапаны взаимозаменяемы с аналогичными клапанами двигателя ВАЗ.
Привод клапанов от распределительных валов двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) непосредственный через цилиндрические гидротолкатели 7, для которых выполнены направляющие отверстия в головке цилиндров.
Применение гидравлических толкателей
исключает необходимость регулировки зазоров.
Привод клапанов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
1 - клапан впускной; 2 - головка цилиндров; 3 - тарелка пружины клапана;
4 - колпачок маслоотражательный; 5 - пружина клапана наружная; 6 - вал
распределительный выпускных клапанов; 7 - гидротолкатель; 8 - сухарь
клапана; 9 - клапан выпускной; 10 - пружина клапана внутренняя; 11 -
шайба опорная пружины клапана; 12 - вал распределительный впускных
клапанов.
Пружины клапанов - двойные. Пружины и детали их крепления
взаимозаменяемы с аналогичными деталями двигателя ВАЗ.
Гидротолкатели
ЗМЗ-409 выполнены в виде цилиндрического
стакана с плунжерной парой и подводом масла от магистрали в головке
цилиндров.
Вал промежуточный - предназначен для установки на нем звездочек 3 и 4
привода распределительных валов, а также винтовой шестерни 9 привода
масляного насоса.
Промежуточный вал ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
1 - болт; 2 - пластина стопорная; 3 - звездочка ведущая; 4 - звездочка
ведомая; 5 - втулка передняя вала; 6 - вал промежуточный; 7 -труба
промежуточного вала; 8 - гайка; 9 - шестерня привода масляного насоса
ведущая; 10 - втулка задняя вала; 11 - блок; 12 - фланец промежуточного
вала; 13 - штифт; 14 - шестерня привода масляного насоса ведомая.
Головка блока цилиндров и клапанный механизм ЗМЗ-409
При наличии пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и
разрушения перемычек между гнездами головку бракуют.
Резьбовые
отверстия, имеющие износ или срывы резьбы более двух ниток,
ремонтируются нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера,
постановкой резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы
нормального размера или установкой резьбовых спиральных вставок,
последний способ ремонта наиболее эффективный и малотрудоемкий.
При сборке головки цилиндров очистить
камеры сгорания и газовые каналы головки цилиндров от нагара и
отложений, протереть и продуть сжатым воздухом.
Если двигатель работал
на этилированном бензине, то надо предварительно смочить нагар
керосином. Это предотвращает распыление нагара при его удалении и
предупреждает попадание ядовитой пыли в дыхательные пути.
Притереть клапаны, используя притирочную пасту, составленную из одной
части микропорошка М-20 и двух частей масла. Перед началом притирки
следует проверить, нет ли коробления тарелки клапана и прогорания
клапана и седла.
При наличии этих дефектов восстановить герметичность
клапана одной притиркой невозможно и следует сначала прошлифовать седло,
а поврежденный клапан заменить новым.
Если зазор между клапаном ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) и втулкой
превышает 0,20 мм, то герметичность также не может быть восстановлена. В
этом случае клапан и втулку следует заменить новыми.
Клапаны в запасные
части выпускаются стандартного размера, а направляющие втулки - с
внутренним диаметром стандартного размера и наружным диаметром трех
ремонтных размеров.
Выпрессовывание изношенной направляющей втулки производится с помощью
оправки. Перед выпрессовыванием направляющих втулок необходимо
определить ремонтопригодность головки цилиндров.
Головка цилиндров ЗМЗ-409 является
ремонтопригодной, если после перешлифовки седла расстояние от оси
распределительного вала до торца стержня клапана, прижатого к рабочей
фаске седла, будет составлять не менее 35,5 мм.
Если данное условие не
выполнимо – головка цилиндров ремонту не подлежит.
При замене направляющих втулок, перед сборкой их надо охладить в
двуокиси углерода (сухом льду) до –40…–45 °С, а головку цилиндров
нагреть до температуры +160…+175 °С.
Втулки при сборке должны
вставляться в гнезда головки свободно или с легким усилием.
Втулки первого ремонтного размера двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ
Хантер) запрессовываются в головку без дополнительной обработки
отверстий в головке под втулки, втулки второго и третьего ремонтного
размера - с предварительной расточкой (разверткой) отверстий до Ø 14,2
-023,005.
После запрессовки втулок фаски седел прошлифовать, центрируя по
отверстию во втулке. При шлифовке следует выдерживать размеры и
обеспечить концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке
в пределах 0,025 мм. общих показаний индикатора (биение рабочей фаски
седла относительно отверстия втулки 0,05 мм).
После шлифования фаски необходимо уменьшить ширину седел клапанов фрезерованием: у седла впускного клапана - 2 ± 0,4 мм; у седла выпускного клапана - 2 ± 0,3 мм.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
Обзор автомобиля УАЗ-Патриот (УАЗ-3163)
Коробка передач УАЗ-3163 Патриот
Раздаточная коробка УАЗ-Патриот
Рулевое управление УАЗ-3163 Патриот
Тормозная система УАЗ-3163 Патриот
Передний мост Спайсер автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ-Хантер
Характеристики двигателя ЗМЗ-409
Устройство деталей ГРМ ЗМЗ-409
Системы питания и охлаждения ЗМЗ-409
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис