_____________________________________________________________________________
Устройство раздаточной коробки (раздатки)
УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
На автомобиле установлена раздаточная коробка
(рис.1), ведущим валом которой является ведомый вал коробки передач. На
его шлицевом конце подвижно посажена шестерня 2.
Рис.1. Раздаточная коробка (раздатка) УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514
1 — ведущий вал; 2— ведущая шестерня; 3, 14—вилки переключения; 4 —
шестерня вала привода заднего моста; 5 и 6 — шестерни спидометра; 7 —
крышка картера; 8 — маслоотражатель; 9 — крышка подшипника; 10 —
распорное кольцо; 11 и 36 — сальники; 12 и 37 —фланцы; 13 — крышка; 15 —
рычаг включения переднего моста; 16 — рычаг переключения передач; 17 —
пластинчатые пружины; 18 — палец; 19—кронштейн; 20 и 22— рычаги
штоков; 21 и 23 — штоки переключения; 24 — крышка механизма
переключения; 25— шарик фиксатора; 26 — пружина фиксатора; 27 —
заглушки; 28 и 29
— штоки вилок; 30 — стопорная пластина; 31 — шестерня включения
переднего моста; 32 и 35 — крышки подшипников; 33—вал привода переднего
моста; 34 — пробка; 38 —заглушка; 39 — шестерня промежуточного вала; 40
— стакан подшипника; 41 — пластина
В положении, показанном на рисунке, шестерня 2 соединена с шестерней 4
вала привода заднего моста и дает прямую — высшую передачу —
раздаточной коробки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514.
Если шестерню 2
передвинуть влево до соединения с шестерней 39, то образуется понижающая
передача.
Шестерня 31 включения переднего моста показана в положении «включено».
Если эту шестерню перевести в левое положение, то она разъединится с
шестерней вала 33 привода переднего моста, но останется включенной с
шестерней 4 вала привода заднего моста.
Это необходимо для того, чтобы промежуточный вал вращался при движении
автомобиля и, разбрызгивая смазку из ванны картера, смазывал
подшипники и другие подвижные детали.
Все подшипники, кроме переднего у
промежуточного вала, шариковые— радиальные.
На валах шариковые подшипники закрепляются гайками, а роликовый имеет
внутреннее кольцо, запрессованное на вал. Осевое фиксирование валов
осуществляется через задние подшипники, которые имеют упорные кольца и
поджимаются крышками 9 и 32.
Передние шариковые подшипники в корпусе не фиксируются. Роликовый
подшипник в корпус запрессован. Уплотнение выходных валов раздатки УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 достигается резиновыми сальниками, запрессованными
в крышки.
Все соединения крышек с картером и разъема картера уплотняются
паронитовыми прокладками.
Картер раздаточной коробки УАЗ-469, УАЗ-31512,
31514
— чугунный, имеет разъем в плоскости, перпендикулярной осям валов, и
делится на две части — картер и крышку.
Два трубчатых штифта определяют взаимное положение частей при
механической обработке и при последующих разборках.
Поэтому крышка и
картер не
взаимозаменяемы от разных комплектов и могут использоваться и
выбраковываться только совместно. В верхней части картера имеется люк
для
установки механизма отбора мощности, закрытый крышкой 13.
Центрирование раздаточной коробки на коробке передач происходит
по двухрядному радиально-упорному подшипнику через промежуточный
стальной стакан 40.
Между коробкам устанавливается пластина 41 и прокладки. Эта пластина
имеет по краям площадки и отверстия для соединения с подушками подвески
агрегата.
Рис.2. Механизм рычагов переключения раздатки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
а — положение деталей при выключенном переднем мосте и включенном
заднем; б — положение деталей при включенном переднем мосте и
понижающей передаче; 1 — рычаг вилки включения переднего моста; 2 —
стопорный штифт; 3 — шток включения переднего моста; 4 — рычаг вилки
переключения передач; 5 — замочный шарик; 6—корпус; 7 — шток
переключения передач
Механизм переключения раздатки состоит из
вилок 3 и 14, входящих соответственно в пазы шестерен 2 и 31. Вилки
могут
перемещаться вдоль штоков 28 и 29.
Положение вилок определяется шариковыми фиксаторами, находящимися в теле
вилок. Штоки 28 и 29 застопорены в картере пластиной 30.
Крышка 24
механизма переключения раздаточной коробки имеет подвижные штоки 21 и
23, на которые изнутри надеты рычаги 20 и 22, входящие в пазы вилок
переключения.
Внешние концы штоков через пальцы соединены с вильчатыми головками
рычагов 15 и 16, поворачивающихся на оси.
Для предотвращения включения
понижающей передачи, прежде чем будет включен передний мост, между
штоками размещен шарик диаметром 11 мм (рис.2)
Ремонт раздатки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Разборка раздаточной коробки УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514
После разъединения раздатки с коробкой передач необходимо:
- снять пластину 41 (см. рис.1), прокладку, упорное кольцо
промежуточного вала, крышку 24 механизма переключения со штоками и
прокладками, крышку
13 люка отбора мощности и прокладку, барабан стояночного тормоза, фланцы
12 и 37, стояночный тормоз, отвернув болты крепления щита тормоза,
крышки 32 и 35 и прокладки;
- разъединить картер так, чтобы все детали раздаточной коробки остались
с крышкой картера.
В картере раздатки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 при этом останутся: стакан
двухрядного подшипника, заглушка и роликовый подшипник промежуточного
вала, шпильки и трубчатые штифты.
Снимать и вывертывать эти детали следует только при необходимости их
замены; снять стопорную пластину штоков и выбить штоки медным молотком в
направлении стопорной пластины.
При этом следует придерживать вилки, чтобы не изогнуть их и не потерять
шарики и пружины фиксаторов; снять стопор штуцера ведомой шестерни
привода спидометра и вынуть шестерню из корпуса, снять упорные кольца
задних подшипников и вынуть валы, начиная с промежуточного вала;
отвернуть гайки крепления подшипников и спрессовать подшипники с помощью
съемников.
Снять с валов шестерни, маслоотражатель и распорное кольцо, выпрессовать
сальники из крышек, отвернуть болты и снять кронштейн рычагов
переключения;
Вынуть заглушки в верхней части крышки и выбить штифты крепления
внутренних рычагов переключения в сторону отверстий, вынуть из крышки
штоки
и снять рычаги, через отверстие штока вынуть замочный шарик, при
необходимости вынуть резиновые кольца из штоковых отверстий.
После разборки детали промыть, протереть, а в необходимом случае продуть
сжатым воздухом. Детали внимательно осмотреть для определения
возможности их дальнейшего использования, ремонта или замены.
Картер и крышка раздатки не должны иметь
трещин, изломов, сколов, повреждающих привалочные поверхности и
нарушающих герметичность.
Проверить целость крепежных ушков, резьбы в отверстиях. Поверхности
установки подшипников не должны иметь забоин, заусенцев и износа.
Неисправимо поврежденный картер следует заменить. При этом необходимо
заменить и крышку картера.
Шестерни раздаточной коробки УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512 не должны иметь выкрашивания рабочей поверхности зуба,
излома зубьев, сколов на торцах и вершине.
Допускаются небольшое смятие и заусенцы на закруглении торцов зубьев от
включения передачи. Не допускается смятие торца наружных шлицев
ведущей шестерни с образованием заусенцев, мешающих включению. Заусенцы
зачистить.
На посадочных поверхностях шлицев подвижных шестерен не должно быть
задиров и иных повреждений, мешающих переключению шестерен.
Валы раздатки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 не должны иметь задиров,
заусенцев, забоин на поверхностях шлицев и на посадочных поверхностях
подшипников. Резьба на валах должна быть целой и полной.
Фланцы валов привода переднего и заднего мостов не должны иметь забоин,
погнутостей щек и других повреждений поверхностей для присоединения
карданных валов. Проверить ширину впадины шлицев и величину диаметра
шейки в месте работы сальника.
Подшипники, промытые и тщательно продутые воздухом, при вращении не
должны издавать стучащего звука. Ход их должен быть ровный без заеданий.
Внешним осмотром убедиться в отсутствии трещин, сколов колец, в целости
беговых дорожек и сепараторов.
Подшипники не должны иметь ощутимого радиального люфта. Сальники должны
быть эластичными без трещин и затвердения рабочих кромок. Не
должны иметь разрывов тела и отслоения от арматуры. Полоска износа вдоль
рабочей кромки не должна быть более 2 мм.
Вилки переключения раздатки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 не должны иметь
трещин и погнутостей лапок. Износ тела лапок не должен превышать
величины выступания лапки над полотном вилки.
Штоки верхней крышки
механизма переключения должны иметь надежно приклепанные пальцы. Рычаги
переключения и их ось должны иметь нужный зазор.
Отжимные пружины рычагов не должны иметь трещин и остаточных деформаций.
Упорное кольцо заднего подшипника вала привода заднего моста не
должно иметь торцового износа. Все поврежденные прокладки необходимо
заменить.
Карданные валы автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Карданная передача УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 (рис.3) состоит из двух
карданных валов, передающих крутящий момент от раздаточной коробки к
переднему и заднему ведущим мостам.
Рис.3. Карданные валы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1 — переходное кольцо; 2 — передний карданный вал; 3 — задний карданный
вал; 4 — пресс-масленка; 5 — фланец; 6— заглушка скользящей вилки; 7
— балансировочные пластины; 8 — скользящая вилка; 9 —стальные разрезные
кольца; 10 — обойма; 11 — войлочное кольцо; 12 — резиновое кольцо; 13
— игольчатый подшипник; 14— стопорное кольцо; 15 — обойма сальника; 16 —
грязеотражатель; 17 — крестовина; 18 — сальник крестовины; а —
положение стопорного кольца; б — стрелки-метки; в — отверстие в
заглушке; г — керновка обоймы
Карданные валы УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 — открытого типа, с шарнирами
на игольчатых подшипниках, имеют одинаковые по устройству крестовины,
фланцы, скользящие и неподвижные вилки и отличаются только длиной и
конструкцией валов.
Задний карданный вал выполнен из тонкостенной электросварной трубы, в
которую запрессованы и приварены с одной стороны неподвижная вилка, а с
другой — шлицевый конец для подвижной вилки.
Длина трубы переднего карданного вала составляет всего 49 мм, а остальная часть вала выполнена сплошной.
Подвижными
вилками карданные валы устанавливаются в сторону раздаточной коробки.
Ремонт карданов автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
В случаях полной или частичной разборки карданной передачи УАЗ-469,
УАЗ-31512, 31514 рекомендуется проверить состояние и рабочие размеры
деталей для определения степени их износа. Шипы крестовины кардана не
должны иметь продольных вмятин.
Износ шейки под сальник не должен превышать 0,1 мм. При повреждении
отдельных игл или потере хотя бы одной из них следует заменить весь
подшипник.
Если у сальников разрушена пружинка, повреждена или затвердела рабочая
кромка, то их следует заменить.
При разборке и сборке карданов не
следует пользоваться молотком, так как иглодержатели могут
выпрессоваться из подшипников и иглы рассыпаться.
Перед разборкой карданного вала необходимо
пометить взаимное расположение деталей так, чтобы при сборке они стали
на
свои первоначальные места.
При ремонте без балансировки кардана УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
допускается замена только деталей сальникового уплотнения скользящей
вилки и
крестовины с подшипниками и сальниками в сборе.
Разборка карданного вала УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится в
следующей последовательности:
- выправить обойму сальникового уплотнения скользящей вилки в местах ее
кернения, отвернуть обойму, сдвинуть уплотнение в сторону трубы и снять
скользящую вилку 8 (см. рис.3), кольца 9, 11 и 12 и обойму 10 снять
стопорные кольца 14 с подшипников крестовины.
- Стопорные кольца снимать отверткой. Если кольцо проворачивается, то
подложить вторую отвертку, чтобы в нее упирался конец кольца;
выпрессовать
игольчатые подшипники 13 и разъединить вилки кардана.
- Подшипники выпрессовать в тисках или на ручном прессе при
помощи оправки 1 и кольца 2. Масленка крестовины при выпрессовке
подшипников, чтобы избежать ее поломки, должна быть обращена в сторону
оправки.
Сборка
кардана автомобилей УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514
Перед сборкой карданов все детали необходимо
промыть. Шлицы и сальники смазать, а войлочное кольцо сальникового
уплотнения пропитать трансмиссионным маслом.
Налить трансмиссионное масло до середины игл в каждый игольчатый
подшипник и провернуть иглы в масле. Если применяются новые подшипники,
то
их следует промыть от консервационной смазки.
Сборку карданного вала УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 выполнять в следующей
последовательности:
- надеть на шлицевый конец карданного вала обойму 10 (см. рис.3),
войлочное кольцо 11, резиновое кольцо 12 и стальные кольца 9; совместить
метки-стрелки на скользящей вилке и карданном вале и собрать шлицевое
соединение.
- Вилки карданов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 должны находиться в одной
плоскости. Отклонение не более 5°; навернуть обойму сальника до отказа и
закернить в двух противоположных местах.
- Надеть на шипы крестовины сальники 18, с пружинками в сборе до упора в
грязеотражатели 16. Проследить, чтобы не завернулась рабочая
поверхность сальника и чтобы по наружному диаметру сальника со стороны,
обращенной к подшипнику, имелась фаска.
- Если фаска отсутствует, острую кромку сальника следует притупить;
установить крестовины и вилки шарниров кардана так, чтобы пресс-масленки
шлицевого соединения и крестовины, расположенной у моста, находились в
одной плоскости и по одну сторону от оси вала, а масленка крестовины
скользящей вилки была повернута на 90° по часовой стрелке, если смотреть
со стороны фланца, расположенного у раздаточной коробки (см. рис.3, вид
А);
- ввести крестовину во фланец шарнира, вставить в отверстия ушко в
подшипники, надевая их на шипы крестовины, сжать подшипники в тисках или
на
ручном прессе, пока один из них не запрессуется полностью, и вставить
стопорное кольцо в канавку полностью запресованного подшипника;
приставить
кольцо к ушку фланца 1 со стороны подшипника со стопорным кольцом 3 и,
нажав на недопрессованный подшипник, переместить его с крестовиной 2 и
вторым подшипником настолько, чтобы стопорное кольцо дошло до
внутреннего торца ушка.
- Вставить второе стопорное кольцо и развернуть оба кольца концами
внутрь вилок; ввести фланец с крестовиной в проушину сопряженной вилки,
соблюдая правильное положение масленки (см. рис.3, вид А),
- таким же образом запрессовать вторую пару подшипников и вставить
стопорные кольца; собрать второй шарнир карданного вала и проверить
легкость
вращения подшипников. При тугом вращении слегка ударить медным молотком
в основании ушка вилки против тугого подшипника.
Рис.4. Проверка биения карданного вала УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1—центр приспособления; 2 — технологический фланец; 3 — карданный вал; 4
— индикатор
У собранного карданного вала скользящая вилка
должна перемещаться по шлицам от усилия одной руки при отсутствии
ощутимой угловой «игры». Биение вала проверять в центрах (рис.4) на
технологических фланцах (рис.5).
Рис.5. фланец для проверки биения кардана УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
При этом в любой точке кардана оно не должно
превышать 0,6 мм. В шарнирах не должно быть ощутимой угловой и осевой
«игры».
Угол качания вилок в каждую сторону должен быть не менее 24°.
Допустимый дисбаланс кардана — 20 гс/см.
Динамическая балансировка карданного вала производится на специальном
станке.
Балансируются оба конца вала порознь.
Динамическую
неуравновешенность устраняют приваркой пластинок карданного вала
различной массы в зависимости от величины неуравновешенности на каждом
конце.
Приварка осуществляется на точечной машине по четыре точки на каждой
пластине.
Допускается приварка не более четырех пластинок на каждом конце.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
Автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514
Блок цилиндров и ГРМ УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Коробка передач УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рама и кузов УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512
Раздатка и карданы УАЗ-31514, 469
Рулевое управление УАЗ-469, УАЗ-31512
Система охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Система зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512
Топливная система УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512
Тормозная система УАЗ-469, УАЗ-31512
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис