_____________________________________________________________________________
Автомобиль УАЗ-3962, УАЗ-3741 имеет рабочую и
стояночную тормозные системы.
Рабочая тормозная система УАЗ-3962, УАЗ-3741 с барабанными тормозными
механизмами на всех колесах, с двумя раздельными ветвями гидропривода от
двухкамерного главного цилиндра: одной - к тормозным механизмам передних
колес, другой - к тормозным механизмам задних колес.
Стояночная тормозная система с барабанным тормозным механизмом,
расположенным за раздаточной коробкой и действующим на задний карданный
вал, имеет ручной механический привод.
Рабочая тормозная тормозов - На всех колесах
автомобилей установлены колодочные тормозные механизмы. Передние
тормозные механизмы конструктивно отличаются от задних.
Передние тормозные механизмы автомобилей с мостами с бортовыми
передачами отличаются щитами, имеющими другую выштамповку, комплектацией
тормозных цилиндров и соединительными трубками цилиндров, а также
рабочим положением цилиндров. Задние тормозные механизмы этих
автомобилей
отличаются только щитами.
Техническое обслуживание тормозной системы УАЗ-3741, УАЗ-3962
Постоянно следите за исправностью рабочей системы тормоза УАЗ-3962,
УАЗ-3741, своевременно производите ее регулировку и устраняйте возникшие
неисправности.
Систематически проверяйте уровень жидкости в бачках главного тормозного
цилиндра и в случае необходимости доводите его до нормы. Уровень должен
быть на 15-20 мм ниже верхних кромок наливных отверстий.
Следите за герметичностью соединений трубопроводов гидропривода.
Проверяйте состояние трубопроводов, надежность крепления трубок на раме
и
заднем мосту.
При осмотрах убедитесь в отсутствии повреждений трубок и
гибких шлангов. Трубки и шланги, имеющие повреждения, замените новыми.
При сезонном обслуживании проверяйте работоспособность регулятора
давления. Очищайте регулятор от грязи и проверяйте надежность его
крепления.
Внешним осмотром убедитесь, что регулятор и детали его привода не имеют
повреждений, отсутствуют подтекания тормозной жидкости и зазоры в
соединении стойки с упругим рычагом и кронштейном на заднем мосту.
Привод регулятора давления автомобилей УАЗ-3741, УАЗ-3962 включает
следующие компоненты: регулятор давления; кронштейн (основание); рычаг
привода; регулировочный болт; упругий рычаг; болты; втулка; стойка
рычага; втулка распорная; клемма; кронштейн стойки; ось рычага.
При нажатии на тормозную педаль поршень 1 (см. рис.17) регулятора
давления должен выдвинуться из корпуса на 1,7-2,3 мм. Отсутствие хода
поршня, а
также его недостаточный или чрезмерный ход свидетельствуют о
неисправности регулятора или его привода.
Рис.17. Регулятор давления тормозной системы УАЗ-3962, УАЗ-3741
1-поршень; 2-уплотнительное кольцо поршня; 3,6-опорная шайба пружины
поршня; 4-пружина поршня; 5-корпус; 7-уплотнитель головки поршня;
8-втулка
корпуса; 9-опорная шайба втулки толкателя; 10-втулка толкателя;
11-кольцо уплотнительное толкателя; 12-опорная тарелка; 13-пружина
втулки толкателя;
14-пробка; 15-прокладка пробки; 16-перепускной клапан; 17-заглушка;
18-втулка поршня; 19-стопорное кольцо; 20-защитный чехол
Обращайте внимание при осмотрах гидропривода на расположение
пластмассовой (контрольной) заглушки 17 и отсутствие подтекания из-под
нее
тормозной жидкости. В нормальном состоянии заглушка должна быть утоплена
в отверстие корпуса регулятора до упора.
Выступание заглушки из
отверстия и подтекание тормозной жидкости означают потерю герметичности
уплотнительных колец 11 и, как следствие, работоспособности регулятора.
По мере необходимости проверяйте надежность крепления вакуумного
усилителя, промывайте или производите замену воздушного фильтра
усилителя.
Периодически снимайте тормозные барабаны УАЗ-3962, УАЗ-3741 и очищайте
детали тормозных механизмов от грязи. В летнее время и при езде по
грязным дорогам чистку проводите чаще.
При снятии тормозного барабана убедитесь в отсутствии течи из колесных
тормозных цилиндров, а также в надежности крепления колесных цилиндров к
щитам.
Обратите внимание на состояние защитных колпаков колесных
цилиндров, степень износа фрикционных накладок, а также состояние
тормозного
барабана. В случае "замасливания" поверхностей накладок зачистите их
шлиф овальной шкуркой.
При снятых ступицах подтяните болты крепления тормозных щитов.
Регулярно промывайте гидропривод и заливайте в него свежую тормозную
жидкость. Для тщательной промывки гидропривода разберите главный и
колесные тормозные цилиндры, регулятор давления, а трубопроводы продуйте
сжатым воздухом.
При разборках тормозных цилиндров соблюдайте чистоту. Резиновые и
металлические детали цилиндров промывайте в чистой тормозной жидкости.
Не
допускайте применение керосина или бензина, так как это вызовет
набухание резиновых деталей и выход тормозной системы из строя. Вовремя
сборки
рабочие детали тормозных цилиндров рекомендуется смазать тормозной
жидкостью.
Регулировка зазоров между колодками и тормозными барабанами УАЗ-3962,
УАЗ-3741
Регулировку свободного хода педали на автомобилях УАЗ-3962, УАЗ-3741
производите путем изменения длины вертикальной тяги 9 (см. рис.18) с
помощью вилок 7, предварительно отвернув контргайки 8.
Рис.18. Привод рабочей тормозной системы УАЗ-3962, УАЗ-3741
1,20-кронштейны; 2-выключатель сигнала торможения; 3-гайки;
4-буфер-упор; 5-педаль; 6-промежуточная вилка; 7-вилка; 8-контргайка;
9-тяга; 10-чехол;
11-промежуточный рычаг; 12-оттяжная пружина; 13-выключатель сигнальной
лампы аварийного состояния тормозной системы; 14-сигнальное устройство;
15-корпус главного тормозного цилиндра; 16-бачки; 17,19-гайки;
18-вакуумный усилитель; 21-вилка толкателя
Свободный ход педали проверяйте при неработающем двигателе. Свободный
ход педали составляет 5-14 мм, считая по ее площадке.
Снятие и установка тормозных колодок УАЗ-3962, УАЗ-3741
Снятие и установку тормозных колодок УАЗ-3962, УАЗ-3741 производите в
следующем порядке:
- Поднимите домкратом автомобиль и снимите колесо, тормозные колодки
которого необходимо снять.
- Снимите тормозной барабан со ступицы. Для этого отверните три винта
крепления барабана к ступице. Если барабан снимается с трудом, то
заверните
съемные болты в специальных резьбовые отверстия, имеющиеся в диске, и,
равномерно заворачивая их, снимите барабан.
- Снимите стяжную пружину тормозных колодок УАЗ-3962, УАЗ-3741 с помощью
специальных щипцов.
- Снимите верхние чашки отжимных пружин, пружины, нижние чашки и выньте
стержни.
- Отверните гайки опорных пальцев, выньте опорные пальцы, эксцентрики и
снимите тормозные колодки.
- Установку колодок с новыми накладками и сборку механизмов тормоза
производите в обратном порядке.
Тормозные барабаны обработаны вместе со ступицами, поэтому после снятия
устанавливайте их на те же ступицы.
Перестановка тормозных барабанов с
одной ступицы на другую приведет к увеличению биения рабочих
поверхностей барабана относительно тормозных накладок.
При установке барабана на место, прежде чем завернуть винты, следует
гайками крепления колес плотно прижать тормозной барабан к ступице и
только
после этою завернуть винты. Это необходимо для более плотного прижатия
тормозного барабана к ступице колеса.
Снятие и разборка главного тормозного цилиндра УАЗ-3962, УАЗ-3741
Снятие и разборку главного тормозного цилиндра УАЗ-3962, УАЗ-3741
производите в следующем порядке:
- Отсоедините трубопроводы, ведущие от главного тормозного цилиндра к
сигнальному устройству.
- Отсоедините сигнальное устройство от главного тормозного цилиндра.
- Отсоедините главный тормозной цилиндр УАЗ-3962, УАЗ-3741 от вакуумного
усилителя.
- Отверните упорный болт.
- Снимите стопорное кольцо и выньте упорную шайбу.
- Выньте поршень первичной камеры в сборе.
- Отверните пробку, выньте вкладыш пробки, возвратную пружину и поршень
вторичной камеры в сборе.
- Бачки не рекомендуется снимать без надобности. В случае необходимости
их снятия отверните пробки бачков, снимите сетки и отверните штуцеры
крепления корпусов бачков.
Поршень в сборе вынимайте только в сторону фланца, а поршень в сборе - в
сторону противоположного торца. Поршни вынимайте осторожно, чтобы не
повредить уплотнительные манжеты и кольца.
Если поршни не вынимаются свободно из цилиндра, сначала слегка
подтолкните поршень поршнем, а затем осторожно вытолкните поршень
нажатием
(через освободившуюся полость) отверткой или другим предметом на
держатель пружины или винт держателя пружины.
Сборку и установку главного тормозного цилиндра УАЗ-3962, УАЗ-3741
производите в обратном порядке. При этом собранные поршни устанавливайте
в
цилиндр осторожно и только со стороны соответствующих им торцев
цилиндра.
Во избежание повреждения уплотнительных манжет и колец не
проталкивайте поршни через всю полость цилиндра.
При сборке поршня заверните винт до упора в поршень. Упорный болт
завертывайте в картер только после установки собранного поршня, шайбы и
стопорного кольца.
Стояночная тормозная система УАЗ-3962, УАЗ-3741
Стояночный тормозной механизм автомобилей УАЗ-3962, УАЗ-3741 барабанного
типа (рис.19) установлен на раздаточной коробке и действует на задний
карданный вал автомобиля.
Рис. 19. Стояночный тормоз (ручник) УАЗ-3962, УАЗ-3741
1-регулировочная вилка; 2-контргайка; 3-тяга привода; 4-разжимной
сухарь; 5-заглушка; 6-рычаг привода; 7-регулировочный винт; 8-опора
колодки; 9-
толкатель разжимного механизма; 10-корпус шариков; 11-корпус разжимного
механизма; 12-тормозной барабан; 13,18-колодки; 14-стяжная пружина
колодок; 15-колпак; 16-шарик разжимного механизма; 17-болт; 19-тормозной
щит; 20-корпус регулировочного механизма; 21-стержень; 22-пружина; 23-чашка пружины, а-вид с тормозным барабаном; б-вид без тормозного
барабана
Техническое обслуживание стояночной тормозной системы УАЗ-3962, УАЗ-3741
Периодически снимайте тормозной барабан и проверяйте состояние его
рабочей поверхности и степень износа тормозных фрикционных накладок.
Колодки очищайте от грязи, при "замасливании" поверхностей накладок
зачистите их шлифовальной шкуркой.
Разжимной механизм ручника УАЗ-3962, УАЗ-3741 периодически
разбирайте, очищайте от грязи и закладывайте свежую смазку, при этом
смазка не должна попадать на барабан и фрикционные накладки.
Обращайте внимание на правильность зацепления собачки и сектора рычага
стояночной тормозной системы и состояние их зубов.
Регулировку производите, когда рабочий ход рычага привода становится
более половины его максимального хода и недостаточен для полного
торможения.
Увеличение хода рычага может происходить по двум причинам:
из-за больших зазоров между колодками и тормозным барабаном - в этом
случае отрегулируйте зазор, или из-за излишнего свободного хода в
приводе - в этом случае отрегулируйте длину тяга.
Регулировку зазоров между колодками и тормозным барабаном
ручного тормоза УАЗ-3962,
УАЗ-3741 производите в следующем порядке:
- Установите рычаг включения понижающей передачи в раздаточной коробке в
нейтральное положение и включите передний мост.
- Переместите рычаг привода в крайнее переднее положение.
- Поднимите домкратом одно заднее колесо автомобиля.
- Заверните регулировочный винт так, чтобы тормозной барабан не
проворачивался от усилия руки.
- Отверните регулировочный винт на 4-6 щелчков (0,3-0,5 оборота), чтобы
барабан вращался свободно без задевания за колодки.
Длину тяги привода ручного тормоза УАЗ-3962, УАЗ-3741 регулируйте в
следующем порядке:
- Поставьте рычаг привода в крайнее переднее положение.
- Отверните контргайку 2 регулировочного винта 1, расшплинтуйте и выньте
палец, соединяющий вилку 1 и рычаг 6 привода.
- Вращая регулировочную вилку, выберите все зазоры в приводе, чтобы
рычаг привода касался корпуса шариков разжимного механизма.
- Отверните регулировочную вилку на 1,5-2 оборота, совместите отверстиям
вилке и рычаге, вставьте палец, зашплинтуйте его и затяните контргайку.
При правильной регулировке стояночной тормозной системы автомобиль
должен затормаживаться при установке собачки рычага в третью или
четвертую
впадину сектора, считая от задней части.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
Системы двигателя УАЗ-3962, 3741
Карданная передача и подвеска УАЗ-3741, 3962
Передний мост УАЗ-3962, УАЗ-3741
Ремонт раздаточной коробки УАЗ-3741, 3962
Рулевое управление УАЗ-3962, 3741
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис