_____________________________________________________________________________
Система смазки двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512,
31514 комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Давление масла
в системе смазки при движении автомобиля со скоростью 50 км/ч должно
быть в пределах 2—4 кгс/см2.
Оно может повыситься при холодном, непрогретом двигателе до 4,5—5
кгс/см2 и понизиться в жаркую летнюю погоду до 1,5 кгс/см2. На малых
оборотах
холостого хода (600 об/мин) давление масла должно быть не ниже 0,8
кгс/см2.
Для контроля за давлением масла на двигателе
установлен датчик, который срабатывает при давлении в системе 0,4—0,8
кгс/см2.
В кабине на щитке приборов установлена сигнальная лампочка
аварийного давления масла, горение которой на рабочих режимах указывает
на
неисправность датчика или системы смазки автомобиля.
Рис.1. Схема системы смазки УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151
1— масляный насос; 2 — пробка сливного отверстия картера; 3—
маслоприемник; 4 — редукционный клапан; 5 — отверстие для смазки
распределительных шестерен; 6 — масляный радиатор; 7—кран масляного
радиатора; 8— датчик указателя давления масла; 4 — датчик контрольной
лампы аварийного давления масла; 10 — полнопоточный масляный фильтр
двигателя
В системе смазки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.1) имеются два клапана:
редукционный (в крышке масляного насоса) и перепускной (в масляном
фильтре). Оба клапана отрегулированы на заводе и в эксплуатации
регулировки не требуют.
Для охлаждения масла в системе смазки предусмотрен масляный радиатор.
Включать его (открывая кран) необходимо при температуре воздуха выше
20° С.
Однако независимо от температуры воздуха при движении в тяжелых условиях
с большой нагрузкой и высокой частотой вращения коленчатого вала
двигателя также необходимо включать масляный радиатор.
Масляный картер - стальной штампованный.
Плоскость разъема масляного картера с блоком уплотнена пробковыми
прокладками.
Прокладки передней и задней частей масляного картера перед
установкой их в желобки картера обильно увлажняются для исключения их
поломки.
Масляный насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.2)—шестеренчатого типа,
размещен внутри масляного картера и крепится к крышке четвертого
коренного подшипника.
Между корпусом 5 и пластиной 9 насоса установлена
паронитовая прокладка 8 толщиной 0,3—0,4 мм.
Установка при ремонте насоса более толстой прокладки недопустима, так
как это уменьшит производительность насоса и создаваемое им давление.
Рис.2. Масляный насос УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514
1 — направляющая втулка; 2— редукционный клапан; 3 — пружина клапана; 4
— валик; 5 — корпус; 6 — ведущая шестерня; 7 — ведомая шестерня; 8 —
прокладка; 9 — пластина; 10 — крышка масляного насоса; 11 — корпус
маслоприемника; 12 — сетки; 13—пружина
Ремонт масляного насоса УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
При большом износе деталей масляного насоса
снижается давление в системе смазки и появляется шум.
Так как давление
масла в системе смазки зависит от состояния редукционного клапана, то
перед разборкой насоса проверяют упругость пружины редукционного
клапана.
Упругость пружины считается достаточной, если для сжатия ее до длины 40
мм необходимо приложить усилие 4,35—4,85 кгс.
Ремонт масляных насосов
обычно заключается в шлифовании торцов крышек, замене шестерен и
прокладок.
При разборке насоса предварительно высверливают расклепанную головку
штифта крепления втулки на его валике, выбивают штифт, снимают втулку и
крышку насоса, а затем вынимают валик насоса вместе с ведущей шестерней
из корпуса насоса со стороны его крышки.
В запасные части ведущая шестерня масляного насоса УАЗ-469, УАЗ-31512,
31514 поступает в сборе с валиком, что в значительной степени облегчает
ремонт масляного насоса.
В случае разборки ведущей шестерни и валика
штифт высверливают сверлом диаметром 3 мм.
При использовании этих деталей или одной из них отверстие под штифт в
валике и шестерне увеличивают до размера 3,5 +0,055 мм. Соответственно
торце его до размера по ширине 4,15 мм и более заменяют новым.
В случае замены валика насоса новым на него напрессовывают ведущую
шестерню, выдерживая размер от торца валика с прорезью до верхнего торца
ведущей шестерни 63+0,12 мм.
Отверстие под штифт в шестерне и валике масляного насоса диаметром 3 +0,055 мм и глубиной 19±0,5 мм сверлят
после
напрессовки шестерни на валик. Штифт должен иметь диаметр 3 -0,04 мм и
длину 18 мм.
Ведущую и ведомую шестерни с износом зубьев заменяют новыми.
Установленные в корпус масляного насоса ведущая и ведомая шестерни
должны
легко вращаться от руки при вращении их за ведущий валик.
Если на внутренней плоскости крышки имеется значительная (более 0,05 мм)
выработка от торцов шестерен, ее шлифуют «как чисто». Между крышкой и
корпусом насоса устанавливают паронитовую прокладку толщиной 0,3—0,4 мм.
При сборке насоса УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 соблюдать следующую
последовательность. Напрессовать на ведущий валик втулку, выдержав
размер
между торцом ведущего валика и торцом втулки 8 мм.
При этом зазор между
корпусом насоса и другим торцом втулки должен быть не менее 0,5 мм.
Высверлить в ведущем валике и во втулке отверстие диаметром 4 +0,03 мм,
выдерживая размер 20±0,025 мм от торца втулки.
Раззенковать отверстие с
обеих сторон на глубину 0,5 мм под углом 90°, запрессовать в него штифт
диаметром 4 мм и длиной 19 мм и расклепать его с двух сторон.
При установке масляного насоса УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 рекомендуется
пользоваться оправкой. Насос центрируется по хвостовику оправки
диаметром 13 мм и в этом положении закрепляется.
Маслоприемник — неподвижный, крепится к крышке
масляного насоса (см. рис.2).
В нижней части маслоприемника
установлена предохранительная сетка 12, не пропускающая относительно
крупные механические частицы в насос. Сетка имеет большую поверхность,
что обеспечивает пробег автомобиля без ее очистки до 80—100 тыс. км.
Привод масляного насоса УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 (рис.3) осуществляется
от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня
4 выполнена за одно целое с распределительным валом.
Ведомая шестерня 12 стальная, закреплена штифтом на валике 8 привода.
Верхний конец валика привода имеет смещенный на 0,8 мм в одну сторону
паз, в который входит хвостовик распределителя зажигания.
Рис.3. Привод масляного насоса и распределителя зажигания УАЗ-469,
УАЗ-31512, 31514
1 — валик масляного насоса; 2 — втулка; 3 — промежуточный валик; 4—
ведущая шестерня; 5 — распределитель; 6—корпус привода; 7 — упорная
втулка; 8 — валик привода; 9 — прокладка; 10 — блок цилиндров; 11 —
упорная шайба; 12 — ведомая шестерня; 13 — штифт
Если по каким-либо причинам с двигателя был снят привод масляного насоса
и распределителя зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, то для
обеспечения правильного положения распределителя установку привода на
блок необходимо производить в следующем порядке.
Вывернуть свечу первого цилиндра и, закрыв пальцем отверстие свечи,
пусковой рукояткой поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока воздух
не
начнет выходить из-под пальца. Это произойдет в начале такта сжатия.
Убедившись, что сжатие началось, осторожно повернуть коленчатый вал до
совпадения отверстия на ободке шкива коленчатого вала со штифтом на
крышке распределительных шестерен.
Повернуть валик привода масляного насоса,
чтобы прорезь на его торце для шипа распределителя была расположена так,
как указано на рис., а валик масляного насоса при помощи отвертки
повернуть в положение, указанное на рис.3, III.
Осторожно, остерегаясь задевать шестерней за стенки блока, вставить
привод в блок. После установки привода на место, его валик должен занять
положение, указанное на рис.3.
Между валиком привода и валиком насоса УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 имеется
промежуточный валик 3, соединенный с ними шарнирно. Это обеспечивает
некоторую свободу в установке насоса.
Но для уменьшения износов в приводе и для обеспечения безупречной его
работы насос устанавливают по возможности соосно с отверстием для
привода.
Для этого рекомендуется оправка. Масляный насос центрируют по
хвостовику оправки и в этом положении закрепляют.
Редукционный клапан - Для того, чтобы обеспечить необходимое давление
масла в магистрали при работе двигателя УАЗ-469 на любом режиме, а также
компенсировать увеличивающийся при износе двигателя расход масла через
подшипники, масляный насос имеет избыточную производительность.
Для предотвращения же повышения давления масла в системе выше требуемого
в крышек масляного насоса установлен редукционный клапан
(см. рис.2).
При повышении давления в системе смазки выше допустимого
масло отжимает клапан 2 и избыточное масло сбрасывается во всасывающий
канал насоса.
Масляный фильтр УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — неразборный, полнопоточный
(рис.4). В неразборном корпусе фильтра размещены основной и
дополнительный фильтрующие элементы, перепускной клапан 2 и обратный
клапан 8.
При засорении фильтрующего элемента при большой вязкости масла (в
холодное время года, в момент пуска двигателя) перепускной клапан, сжав
пружину 3, пропускает масло в масляную магистраль. Клапан рассчитан на
перепад давлений 0,6—0,75 кгс/см2.
Рис.4. Масляный фильтр УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151
1 — корпус фильтра; 2 — перепускной клапан; 3— пружина перепускного
клапана; 4—фильтрующий элемент; 5 — уплотнительная прокладка; б —
впускные отверстия; 7—выпускное отверстие; 8 — обратный клапан
Обратный клапан 8 не дает вытекать маслу из фильтра после остановки
двигателя, предотвращая тем самым кратковременное «масляное голодание»
двигателя при его очередном пуске.
Открывается обратный клапан при
давлении 0,03—0,07 кгс/см2.
Масляный радиатор установлен перед жалюзи
радиатора и крепится к боковинам жалюзи.
Забор масла в радиатор осуществляется из масляного фильтра.
Положение ручки крана вдоль шланга
соответствует открытому положению крана, а поперек — закрытому.
Рис.5 – Схема вентиляции картера УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Вентиляция картера двигателя (рис.5)—открытая, действует за счет
разрежения около нижнего конца вытяжной трубы 2, создающегося во время
движения автомобиля.
Воздух из атмосферы поступает через фильтр 1 вентиляции картера в крышку
коромысел, а из ее полости по отверстиям для штанг в картер двигателя.
Из картера воздух отсасывается вместе с парами бензина и отработавшими
газами через вытяжную трубу 2.
Уровень масла в картере двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 должен
поддерживаться между метками «П» и «О» маслоизмерительного стержня.
Замерять уровень масла необходимо через 2—3 мин после остановки
прогретого двигателя.
Масло в картере двигателя необходимо заменять согласно карте смазки при
прогретом двигателе.
Смену масляного фильтра производить через 6—8
тыс. км пробега одновременно со сменой масла в двигателе.
Уход за системой вентиляции картера сводится к
проверке плотности соединений и очистке крышки коробки толкателей и
вытяжной трубки от смолистых отложений при проведении ТО-2.
При обнаружении повышенного расхода масла необходимо проверить
исправность системы вентиляции картера.
Фильтр вентиляции картера
следует
промывать в керосине или бензине и просушивать, затем окунуть его в
масло (для двигателя) и дать маслу стечь.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
Автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514
Блок цилиндров и ГРМ УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Коробка передач УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рама и кузов УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512
Раздатка и карданы УАЗ-31514, 469
Рулевое управление УАЗ-469, УАЗ-31512
Система охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Система зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512
Топливная система УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512
Тормозная система УАЗ-469, УАЗ-31512
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис