_____________________________________________________________________________
Датчики системы управления двигателя
F14D4/F14D3 Шевроле Лачетти выдают ЭБУ информацию о параметрах
работы двигателя и автомобиля, на
основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок
открытия топливных форсунок, момент и порядок искрообразования.
Рис.10. Место установки датчика положения коленчатого вала двигателя
F14D4/F14D3 Шевроле Лачетти
1 — поддон картера; 2 — блок цилиндров; 3 — гнездо датчика; 4 —
задающий диск датчика
Датчик положения коленчатого вала Шевроле Лачетти расположен на
передней стенке блока цилиндров под масляным фильтром.
Датчик выдает контроллеру информацию о частоте вращения и угловом
положении коленчатого вала. Датчик — индуктивного типа, реагирует на
прохождение вблизи своего сердечника зубьев задающего диска,
прикрепленного к щеке коленчатого вала 4-го цилиндра.
Зубья расположены на диске с интервалом 6°. Для определения
положения коленчатого вала два зуба из 60 срезаны, образуя широкий
паз.
При прохождении этого паза мимо датчика коленвала Шевроле Лачетти в
нем генерируется так называемый «опорный» импульс синхронизации.
Установочный зазор между сердечником датчика и вершинами зубьев
составляет примерно 1,3 мм.
При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в
магнитопроводе датчика — в его обмотке наводятся импульсы напряжения
переменного тока. По количеству и частоте этих импульсов ЭБУ
рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и
катушками
зажигания.
Рис.11. Взаимное положение датчика фаз и шкива распределительного
вала выпускных клапанов F14D4/F14D3 Шевроле Лачетти
1 — шкив распределительного вала; 2 — выступ; 3 — датчик; 4 —
пластина крепления датчика
Датчик фаз (положения распределительного вала) Шевроле Лачетти
прикреплен к правому торцу головки блока цилиндров рядом со шкивом
распределительного вала выпускных клапанов.
Сигнал датчика фаз ЭБУ Chevrolet Lacetti использует для согласования
процессов впрыска топлива в соответствии с порядком работы
цилиндров.
Датчик реагирует на прохождение выступа, выполненного на торце шкива
распределительного вала для определения положения поршня первого
цилиндра во время рабочего такта.
В зависимости от углового положения вала датчик выдает на блок
управления прямоугольные импульсы напряжения разного уровня.
На основании выходных сигналов датчиков положения коленчатого и
распределительного валов блок управления устанавливает угол
опережения
зажигания и цилиндр, в который следует подать топливо. При выходе из
строя датчика фаз блока управления переходит в режим нефазированного
впрыска топлива.
Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в резьбовое
отверстие задней стенки головки блока цилиндров Шевроле Лачетти,
между
каналами подвода воздуха 1-го и 2-го цилиндров. Стержень датчика
омывается охлаждающей жидкостью, циркулирующей через рубашку
охлаждения
головки блока цилиндров.
Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным
температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при
повышении
температуры.
Блок управления ЭБУ F14D4/F14D3 Шевроле Лачетти подает на датчик
через резистор стабилизированное напряжение +5,0 В и по падению
напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости,
значения которой используются для корректировки подачи топлива и
угла
опережения зажигания.
Рис.12. Расположение блока регулятора холостого хода и датчика
положения дроссельной заслонки на дроссельном узле F14D4/F14D3
Шевроле
Лачетти
1 — крышка блока; 2 — дроссельный узел; 3 — электрический разъем
Датчик положения дроссельной заслонки установлен на оси дроссельной
заслонки и представляет собой резистор потенциометрического типа. На
один конец его резестивного элемента от ЭБУ подается
стабилизированное напряжение +5,0 В, а другой соединен с «массой»
электронного блока.
С
третьего вывода потенциометра (ползунка), который соединен с осью
дроссельной заслонки, снимается сигнал для блока управления.
Периодически измеряя выходное напряжение сигнала датчика, блок
управления двигателем Шевроле Лачетти определяет текущее положение
дроссельной заслонки для расчета угла опережения зажигания и
длительности импульсов впрыска топлива, а также для управления
регулятором
холостого хода.
Датчик положения дроссельной заслонки и регулятор
холостого хода объединены в один блок, закрепленный на дроссельном
узле.
Рис.13. Элементы блока регулятора холостого хода и датчика положения
дроссельной заслонки F14D4/F14D3 Шевроле Лачетти
1 — электродвигатель с редуктором регулятора холостого хода; 2 —
датчик положения дроссельной заслонки
При выходе из строя датчика необходимо заменить целиком дроссельный
узел в сборе с блоком регулятора холостого хода и датчиком положения
дроссельной заслонки.
Датчик абсолютного давления (разрежения) воздуха во впускном
трубопроводе Шевроле Лачетти прикреплен к корпусу впускного
трубопровода и
соединен трубкой с его ресивером.
Датчик оценивает изменения давления воздуха во впускном
трубопроводе, которые зависят от нагрузки на двигатель и частоты
вращения его коленчатого вала, и преобразовывает их в выходные
сигналы напряжения.
По этим сигналам ЭБУ определяет количество
воздуха,
поступившего в двигатель, и рассчитывает требуемое количество
топлива.
Для подачи большего количества топлива при большом угле открытия
дроссельной заслонки (разрежение во впускном трубопроводе
незначительное)
блок управления Chevrolet Lacetti увеличивает время работы топливных
форсунок.
При уменьшении угла открытия дроссельной заслонки разрежение во
впускном трубопроводе увеличивается, и ЭБУ, обрабатывая сигнал,
сокращает
время работы форсунок.
Датчик абсолютного давления воздуха во
впускном трубопроводе позволяет ЭБУ вносить коррективы в работу
двигателя приизменении атмосферного давления в зависимости от высоты над уровнем
моря.
Датчик температуры воздуха на впуске в двигатель ввернут в резьбовое
отверстие ресивера впускного трубопровода. Датчик представляет собой
терморезистор (с такими же электрическими характеристиками, как у
датчика температуры охлаждающей жидкости), который изменяет свое
сопротивление в зависимости от температуры воздуха.
Блок управления Шевроле Лачетти через резистор подает на датчик
стабилизированное напряжение +5,0 и измеряет изменение в уровне
сигнала для
определения температуры впускного воздуха. Уровень сигнала высокий,
когда воздух в трубопроводе холодный, и низкий, когда воздух
горячий.
Информацию, полученную от датчика, ЭБУ учитывает при расчете расхода
воздуха для коррекции подачи топлива и угла опережения зажигания.
Датчик детонации прикреплен к задней стенке блока цилиндров в зоне
3-го цилиндра.
Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал
переменного напряжения, амплитуда и частота которого соответствуют
параметрам вибраций стенки блока цилиндров двигателя.
При
возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты
возрастает. При
этом для подавления детонации ЭБУ корректирует угол опережения
зажигания в сторону более позднего.
В системе управления двигателем F14D4/F14D3 Шевроле Лачетти
применяются два датчика концентрации кислорода — управляющий и
диагностический. Управляющий датчик концентрации кислорода
установлен в выпускном коллекторе.
Датчик представляет собой гальванический источник тока, выходное
напряжение которого зависит от концентрации кислорода в окружающей
датчик
среде.
По сигналу от датчика о наличии кислорода в отработавших газах ЭБУ
корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав рабочей
смеси был оптимальным для эффективной работы каталитического
нейтрализатора отработавших газов.
Кислород, содержащийся в отработавших газах, после вступления в
химическую реакцию с электродами кислородного датчика Chevrolet
Lacetti
создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся
приблизительно от 0,1 В до 0,9 В.
Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие
кислорода), а высокий уровень — богатой (кислород отсутствует).
Когда датчик находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, т.
к. его внутреннее сопротивление в этом состоянии очень высокое. Для
нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь
температуру не ниже 300 °C.
С целью быстрого прогрева датчика после пуска двигателя в датчик
встроен нагревательный элемент, которым управляет ЭБУ.
По мере
прогрева
сопротивление датчика падает, и он начинает генерировать выходной
сигнал. Тогда ЭБУ начинает учитывать сигнал датчика концентрации
кислорода
для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура.
Датчик концентрации кислорода быть «отравлен» в результате
применения этилированного бензина или использования при сборке
двигателя
F14D4/F14D3 Шевроле Лачетти герметиков, содержащих в большом
количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью.
Испарения
силикона могут попасть через систему вентиляции картера в камеру
сгорания двигателя.
Присутствие соединений свинца или кремния в отработавших газах может
привести к выходу датчика из строя. В случае выхода из строя датчика
или
его цепей блока управления управляет топливоподачей по разомкнутому
контуру.
Диагностический датчик концентрации кислорода Шевроле Лачетти
установлен после каталитического нейтрализатора в промежуточной
трубе
системы выпуска отработавших газов. Главной функцией датчика
является оценка эффективности работы каталитического нейтрализатора
отработавших газов.
Сигнал, генерируемый датчиком, указывает на наличие кислорода в
отработавших газах после каталитического нейтрализатора. Если
каталитический
нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика
будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.
Принцип работы диагностического датчика такой же, как и у
управляющего датчика концентрации кислорода.
Датчик скорости автомобиля Chevrolet
Lacetti установлен на картере сцепления коробки передач сверху,
рядом с механизмом переключения передач. Шестерня привода датчика
находится в
зацеплении с шестерней, установленной на коробке дифференциала.
Датчик выдает на блок управления прямоугольные импульсы напряжения с
частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес.
Количество импульсов датчика пропорционально пути, пройденному
автомобилем. ЭБУ определяет скорость автомобиля по частоте
импульсов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Chevrolet Aveo
_____________________________________________________________________________
Chevrolet Captiva
Chevrolet Cruze
Chevrolet Lacetti
Chevrolet Lanos
Chevrolet Niva
Сервисное обслуживание АКПП Шевроле Лачетти
Датчики системы управления двигателем Шевроле Лачетти
Обзор двигателя F14D4/F14D3 автомобиля Шевроле Лачетти
Компоненты электрооборудования автомобиля Шевроле Лачетти
Компоненты кузова Шевроле Лачетти
Устройство и техобслуживание коробки передач Шевроле Лачетти
Сервисное обслуживание передней подвески Шевроле Лачетти
Техническое устройство задней подвески Шевроле Лачетти
Сборочные детали привода передних колес Шевроле Лачетти
Работы по ремонту и техобслуживанию двигателя Шевроле Лачетти
Операции по ремонту и сервису КПП Шевроле Лачетти
Техническое обслуживание механизма рулевой рейки Шевроле Лачетти
Техобслуживание и ремонт тормозной системы Шевроле Лачетти
Детали рулевого управления Шевроле Лачетти
Обслуживание деталей системы охлаждения Шевроле Лачетти
Обзор системы управления двигателем Шевроле Лачетти
Техническое обслуживание сцепления Шевроле Лачетти
Компоненты топливной системы автомобиля Шевроле Лачетти
Устройство и детали тормозной системы Шевроле Лачетти
Операции по замене ремня ГРМ Шевроле Лачетти
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис