Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________

Устройство и обслуживание системы охлаждения Лада Гранта

Система охлаждения двигателя Лада Гранта жидкостная (с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости), герметичная, с расширительным бачком.

Систему заполняют охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

Конструкция системы охлаждения всех двигателей, устанавливаемых на автомобили, принципиально одинакова и описана на примере автомобиля с двигателем ВАЗ-21116.

Расположение элементов системы охлаждения показано на рис. 18. Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем ГРМ.

В водяном насосе Лада Гранта установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Водяной насос ремонту не подлежит, при отказе (течь охлаждающей жидкости или повреждение подшипников) водяной насос на автомобиле заменяют в сборе.

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя на автомобиле. В термостате установлены основной и дополнительный (перепускной) клапаны.

При температуре охлаждающей жидкости до (85±2) °С термостат полностью закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При температуре (85±2) °С термостат Лада Гранта начинает открываться, а при 102 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор.

Электровентилятор 9 (рис. 19) с пластмассовой крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора.

Для повышения эффективности работы вентилятор охлаждения радиатора Лада Гранта установлен в кожухе 7 и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух вентилятора охлаждения радиатора в свою очередь прикреплен к радиатору 3 в четырех точках.

Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика 5 (см. рис. 18), расположенного в гнезде термостата 4.

Радиатор 3 (см. рис. 19) трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. В нижней части правого бачка находится пробка 6.

В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя Лада Гранта, а также патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.

Расширительный бачок 12 служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы.

На стенки расширительного бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 1 с двумя клапанами внутри (впускным и выпускным), собранными в едином блоке.

Выпускной клапан открывается при давлении 110 кПа (1,1 кгс/см.кв.), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.

При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см.кв.) и пропускает воздух в расширительный бачок.

Исправность клапанов крышки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны.

Негерметичность выпускного клапана крышки расширительного бачка приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии - к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

На автомобиле Лада Гранта в систему охлаждения с помощью шлангов включен и радиатор отопителя салона.



Рис. 18. Расположение основных элементов системы охлаждения Лада Гранта

1 - водяной насос (расположен под крышкой привода газораспределительного механизма); 2 - радиатор системы охлаждения (расположен под верхней поперечиной рамки радиатора); 3 - электровентилятор радиатора (расположен под верхней поперечиной рамки радиатора); 4 - термостат; 5 - датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ; 6 - расширительный бачок



Рис. 19. Радиатор Лада Гранта с электровентилятором и расширительный бачок

1 - пробка расширительного бачка; 2 - пароотводящий шланг; 3 - радиатор; 4 - подушка опоры радиатора; 5 - уплотнительное кольцо пробки сливного отверстия; 6 - пробка сливного отверстия; 7 - кожух электровентилятора; 8 - гайка; 9 - электровентилятор; 10 - разъем проводов электровентилятора; 11 - болт; 12 - расширительный бачок

Замена термостата Лада Гранта

Необходимость в снятии термостата и его замене может возникнуть при нестабильном температурном режиме двигателя: перегреве или недостаточном прогреве. В этом случае полностью сливать охлаждающую жидкость не требуется.

Для снятия термостата Лада Гранта выполните следующее:

- Снимите пробку с расширительного бачка. Отверните пробку сливного отверстия внизу правого бачка радиатора и слейте из него охлаждающую жидкость. Заверните пробку сливного отверстия.

- Отожмите фиксатор разъема проводов ДТОЖ (датчика температуры охлаждающей жидкости) и отсоедините разъем с проводами от датчика ДТОЖ.

- Ослабьте затяжку хомута крепления заднего шланга к крышке термостата и снимите шланг с патрубка крышки термостата.

- Аналогично отсоедините передний шланг от патрубка корпуса термостата.

- Отверните гайку крепления провода «массы» к верхней шпильке крепления корпуса термостата и снимите со шпильки гайку, шайбу и наконечник провода.

- Отверните две гайки крепления корпуса термостата Лада Гранта, снимите установленные под гайками шайбы и снимите корпус термостата со шпилек.

- Уплотнительную прокладку корпуса термостата заменяйте новой при каждой разборке соединения.

- Выверните три болта крепления крышки термостата и снимите крышку.

- Преодолевая усилие пружины, отожмите вниз фиксирующую пластину термостата, затем, повернув ее в любом направлении, выведите из зацепления с пазами и снимите фиксирующую пластину термостата.

- Выньте из корпуса пружину и термостат.

- Перед установкой нового термостата Лада Гранта проверьте его, опустив в воду, подогретую до температуры 78-80 °C. Нагревайте воду, постоянно перемешивая, до температуры (87±2) °С.

- При температуре (87±2) °C шток термостата должен начать выдвигаться из силового элемента. Если этого не происходит, замените термостат.

- Установите термостат в корпус в порядке, обратном снятию, а крышку - на корпус.

- Установите термостат на двигатель в порядке, обратном снятию.

Заполните систему охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью. Заверните пробку расширительного бачка, заведите двигатель, проверьте отсутствие течи охлаждающей жидкости через соединения шлангов термостата и прогрейте двигатель на холостом ходу до рабочей температуры, чтобы удалить из системы воздушные пробки. Для снятия термостата на автомобиле

Замена радиатора системы охлаждения Лада Гранта

Радиатор Лада Гранта подлежит замене при обнаружении течи охлаждающей жидкости.

- Слейте охлаждающую жидкость.

- Снимите электровентилятор радиатора и хомут крепления шланга к расширительному бачку.

- Сожмите усики хомута крепления шланга к расширительному бачку, сдвиньте хомут по шлангу, шланг к расширительному бачку и снимите шланг к расширительному бачку со штуцера радиатора.

- Сожмите усики хомута крепления верхнего патрубка к радиатору, сдвиньте хомут по патрубку и снимите верхний патрубок с радиатора.

- Аналогично отсоедините от радиатора Лада Гранта нижний патрубок.

- Отверните две гайки крепления радиатора к верхней поперечине рамки радиатора снимите гайки и установленные под гайками шайбы.

- Наклоните радиатор к двигателю и снимите радиатор.

- Снимите с радиатора две подушки нижнего крепления, если они остались на установочных штифтах радиатора, или извлеките их из отверстий в нижней поперечине рамки радиатора, если они остались на кузове.

- Замените порванные или потерявшие упругость подушки радиатора.

- Извлеките из кронштейнов радиатора резинометаллические втулки.

- Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите.

- Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите его патрубки и опустите в емкость с водой, подведя к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см.кв.). Не менее 30 с из радиатора не должны появляться пузырьки воздуха.

- Установите радиатор в порядке, обратном снятию, предварительно надев на штифты радиатора подушки нижнего крепления и вставив в кронштейны втулки верхнего крепления.

- Установите лектровентилятор и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

- Залейте охлаждающую жидкость.

_________________________________________________________________________

Лада Гранта, Калина

ВАЗ-2110

Лада Калина

ВАЗ-2110

Лада Гранта

Обзор двигателя ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта

Сервисное обслуживание ГРМ и распредвала автомобиля Лада Гранта

Компоненты топливной системы автомобилей Лада Гранта ВАЗ-2190

Разборка и сборка двигателя Лада Гранта

Устройство и обслуживание системы охлаждения Лада Гранта

Регулировки и сервис сцепления автомобиля Лада Гранта

Техническое обслуживание МКПП автомобиля Лада Гранта

Приводы передних колес автомобилей Лада Гранта

Техническое устройство АКПП Jatco JF414E автомобилей Лада Гранта

Детали передней подвески автомобилей Лада Гранта

Конструкция задней подвески Лада Гранта

Компоненты рулевого управления Лада Гранта

Рабочее устройство тормозов автомобиля Лада Гранта

Детали гидропривода рабочей тормозной системы Лада Гранта

Компоненты кузова автомобиля Лада Гранта

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис