Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________________

Привод ГРМ и клапаны автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Замена ремня привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102



Рис.20. Схема привода распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

1 – зубчатый шкив коленвала; 2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 – натяжной ролик; 4 – задняя защитная крышка; 5 – зубчатый шкив распредвала; 6 – зубчатый ремень; А – установочный выступ на задней защитной крышке; В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка на крышке масляного насоса; D – метка на шкиве коленвала.

Работы по замене ремня автомобилей ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Снимаем ремень привода генератора.

- Отворачиваем болты передней крышки ГРМ ВАЗ-21102, ВАЗ-2110: два сбоку и один в центре.

- Снимаем крышку ГРМ. Снимаем правое колесо и пластиковый щиток моторного отсека.

- Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления, убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.

- Так расположена риска на маховике двигателя при снятой коробке передач и головке блока цилиндров.

- Фиксируем коленчатый вал ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 от проворачивания, вставив через отверстие в картере сцепления отвертку между зубьями маховика.

- Отворачиваем болт крепления шкива привода генератора.

- Снимаем шкив привода генератора. Ослабляем гайку крепления натяжного ролика.

- Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен.

- Снимаем ремень ГРМ ВАЗ-21102, ВАЗ-2110. При замене натяжного ролика отворачиваем гайку его крепления и снимаем ролик со шпильки.

- Под роликом установлена дистанционная шайба.

- Устанавливаем ремень привода ГРМ в обратной последовательности.

- Надеваем ремень на шкив коленчатого вала. Затем, натягивая заднюю ветвь, надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик.

- Надеваем ремень на шкив распредвала.

- Вставив отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.

- Заворачиваем на место болт крепления шкива привода генератора и проворачиваем за болт коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.

- Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- При снятом шкиве привода генератора положение коленчатого вала удобно контролировать по совмещению меток на зубчатом шкиве коленчатого вала и крышке масляного насоса.

- Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.

- Для регулирования натяжения ремня ГРМ ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.

- При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).

- Чрезмерное натяжение ремня снижает срок его службы, а также подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика.

Регулировка тепловых зазоров клапанов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Замер и регулировку зазоров клапанов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 проводим на холодном двигателе.

- Выводим наконечник троса привода дроссельной заслонки из кронштейна.

- Ослабляем хомуты крепления двух отводящих шлангов вентиляции картерных газов и снимаем шланги со штуцеров клапанной крышки.

- Ослабляем хомут крепления подводящего шланга вентиляции картерных газов и снимаем шланг.

- Отворачиваем две гайки крепления клапанной крышки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Снимаем клапанную крышку.

- В отверстиях клапанной крышки установлены резиновые уплотнительные втулки.

- Снимаем прокладку клапанной крышки.

- Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 следующий:

- Поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распредвала и задней крышке ремня привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Затем поворачиваем коленчатый вал еще на 40–50° (2,5–3 зуба на шкиве распредвала).

- В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.

- Зазор между кулачками распределительного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм – для выпускных. - Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм.

- Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.

- Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).

- Нажимая вниз на рычаг приспособления, утапливаем клыком толкатель клапана ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и устанавливаем между краем толкателя и распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении.

- Поднимаем рычаг приспособления в верхнее положение.

- Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу.

- При отсутствии приспособления для регулировки клапанов ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 можно воспользоваться двумя отвертками.

- Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз.

- Вставив ребро другой отвертки (с жалом шириной не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель.

- Вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.

- Зазор клапана ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 регулируем подбором толщины регулировочных шайб. Для этого микрометром замеряем толщину шайбы.

- Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле: Н = В+(А–С), мм, где А – замеренный зазор; В – толщина снятой шайбы; С – номинальный зазор; Н – толщина новой шайбы.

- Толщина шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.

- Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.

- Еще раз проверяем зазор клапана ВАЗ-2110, ВАЗ-21102. При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.

- Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, регулируем зазоры остальных клапанов.

Снятие распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Снимаем клапанную крышку головки цилиндров.

- Отворачиваем две гайки и один болт крепления заглушки.

- Снимаем заглушку и ее уплотнительное кольцо.

- На двигателе ВАЗ-2110 снимаем корпус вспомогательных агрегатов.

- Снимаем зубчатый шкив распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Отворачиваем верхнюю гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

- Отворачиваем десять гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала.

- Снимаем со шпилек передний и задний корпусы подшипников распределительного вала.

- Немного отведя от головки блока цилиндров заднюю крышку ремня привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, снимаем распределительный вал.

- Снимаем сальник распределительного вала.

- Устанавливаем распределительный вал в следующей последовательности.

- Очищаем сопрягаемые поверхности головки цилиндров и корпусов подшипников от старого герметика и масла.

- Смазываем моторным маслом опорные шейки и кулачки распредвала ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.

- Укладываем вал в опоры головки цилиндров таким образом, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх.

- На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников в зоне крайних опор, наносим тонкий слой силиконового герметика.

- Устанавливаем корпуса подшипников двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и затягиваем гайки их крепления в два приема.

- Предварительно затягиваем гайки в последовательности, указанной на рис. 21, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке цилиндров.

- При этом необходимо следить за тем, чтобы установленные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда.

- Окончательно затягиваем гайки моментом 21,6 Нм (2,2 кг/см) в той же последовательности.

- После затяжки гаек тщательно удаляем остатки герметика, выдавленного из зазоров. Проверяем зазоры в клапанном механизме. Запрессовываем новый сальник распределительного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.



Рис. 21. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Замена сальника распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Снимаем ремень ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Отворачиваем болт зубчатого шкива распределительного вала.

- Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве головку с удлинителем и надеваем на гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

- Поддеваем отверткой шкив распределительного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и снимаем его.

- Чтобы не потерять шпонку шкива, извлекаем ее из паза распределительного вала.

- Поддеваем отверткой сальник и извлекаем его.

Головка блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Головку блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 снимаем в случае замены прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также при полной разборке двигателя. Работаем на подъемнике или смотровой канаве.

- Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора, сливаем охлаждающую жидкость из двигателя.

- Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.

- Снимаем карбюратор (ВАЗ-2110), впускной и выпускной коллекторы (головку можно демонтировать и не снимая коллекторов).

- Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания, разъемы датчиков указателя давления масла и температуры охлаждающей жидкости.

- На двигателе ВАЗ-2110 снимаем распределитель зажигания и корпус вспомогательных агрегатов с топливным насосом.

- Снимаем ремень ГРМ, натяжной ролик с дистанционной шайбой, зубчатый шкив распределительного вала.

- Отворачиваем гайку крепления задней крышки привода ГРМ к головке блока цилиндров ВАЗ-21102, ВАЗ-2110. Снимаем крышку головки блока цилиндров.

- Все вышеперечисленные операции описаны в соответствующих разделах.

- Ослабляем хомуты и снимаем все шланги с выпускного патрубка головки блока цилиндров.

- Отворачиваем десять болтов крепления головки блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102. Вынимаем болты с шайбами.

- Снимаем головку блока цилиндров и ее прокладку.

- При разборке клапанного механизма подкладываем под тарелку рассухариваемого клапана упор (деревянный брусок).

- Рассухариваем клапан и вынимаем его из направляющей втулки головки блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Отворачиваем две гайки крепления выпускного патрубка. Снимаем патрубок и его прокладку.

- Сборку и установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности. Смазываем моторным маслом стержни клапанов и направляющих втулок.

- Перед установкой очищаем поверхности блока цилиндров и головки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 от остатков старой прокладки, грязи и масла.

- Удаляем из резьбовых крепежных отверстий блока масло и охлаждающую жидкость.

- Новую прокладку головки и саму головку цилиндров устанавливаем по двум центрирующим втулкам.

- Устанавливаем болты крепления и затягиваем их в четыре приема.

- Болты крепления головки блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 135,5 мм.

- Если длина больше, заменяем болт новым.



Рис.22. Порядок затягивания болтов головки блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Замена поршневой группы ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Конструкция моторного отсека автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 позволяет извлечь шатунно-поршневую группу без каких-либо сложных работ по вывешиванию двигателя.

- Снимаем головку блока цилиндров в сборе с коллекторами.

- Снимаем поддон картера и маслоприемник.

- Отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и снимаем крышку.

- Упираясь деревянной ручкой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем его вверх – до выхода поршня из цилиндра и вынимаем поршень с шатуном.

- Сборку проводим в обратной последовательности.

Замена сальников коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Замена переднего сальника коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 производится следующим образом:

- Снимаем ремень привода ГРМ.

- Поддеваем двумя отвертками зубчатый шкив коленвала ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 и снимаем его с носка коленчатого вала.

- Поддеваем отверткой сальник и извлекаем его из крышки масляного насоса.

- Смазываем рабочую кромку нового сальника моторным маслом и запрессовываем подходящим отрезком трубы.

- Сборку проводим в обратной последовательности.

Замена заднего сальника коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 производится следующим образом:

- Работу выполняем на подъемнике или смотровой канаве.

- Снимаем коробку передач и сцепление.

- Для наглядности все операции выполнены на демонтированном двигателе.

- Отворачиваем шесть болтов крепления маховика.

- Помечаем положение маховика относительно коленчатого вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Снимаем маховик.

- Поддеваем отверткой сальник и извлекаем его из держателя.

- Используя старый сальник коленвала ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 как оправку, запрессовываем новый сальник.

- Маховик устанавливаем по меткам.

- Смазываем резьбовую часть болтов герметиком.

Замена масляного насоса ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Работу проводим на подъемнике или смотровой канаве.

- Снимаем зубчатый шкив коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Снимаем маслоприемник.

- Снимаем датчик положения коленчатого вала.

- Отворачиваем шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.

- Поддеваем отверткой масляный насос ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и снимаем его.

- Снимаем прокладку масляного насоса.

- Зажимаем маслонасос в тиски и отворачиваем пробку редукционного клапана.

- Пробка уплотняется алюминиевым кольцом.

- Извлекаем пружину и поршень редукционного клапана.

- Отворачиваем шесть винтов крепления корпуса насоса к крышке.

- Снимаем корпус масляного насоса ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.

- Вынимаем ведомую и ведущую шестерни.

- Промываем детали масляного насоса и проверяем их техническое состояние – диаметр гнезда под ведомую шестерню, ширину сегмента на корпусе, осевые зазоры шестерен.

- Собираем насос в обратной последовательности, предварительно смазав моторным маслом шестерни, корпус в зоне шестерен и поршень редукционного клапана.

- Шестерни устанавливаем фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса насоса.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лада Гранта, Калина

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВАЗ-2110

Лада Калина

Лада Гранта

ВАЗ-2110

 

Двигатель ВАЗ-2110

Привод ГРМ и клапаны ВАЗ-2110

Система охлаждения ВАЗ-2110

Топливная система ВАЗ-2110

Карбюратор ВАЗ-2110

Система зажигания ВАЗ-2110

Сцепление ВАЗ-2110

Коробка передач ВАЗ-2110

Ремонт КПП ВАЗ-2110

Передняя подвеска ВАЗ-2110

Детали передней подвески и привод колес ВАЗ-2110

Задняя подвеска ВАЗ-2110

Рулевое управление ВАЗ-2110

Тормозная система ВАЗ-2110

Электрооборудование ВАЗ-2110

Приборы салона ВАЗ-2110

Кузов ВАЗ-2110

Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110

 

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис