Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

_____________________________________________________________________

Техническое обслуживание системы охлаждения Лада Калина

Рис.4. Система охлаждения Лада Калина

1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 9 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 10 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 11 — радиатор двигателя; 12 — пробка сливного отверстия радиатора; 13 — электровентилятор радиатора; 14 — насос охлаждающей жидкости; 15 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 16 — шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла

Система охлаждения двигателя автомобиля Лада Калина— жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.

В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этиленгликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения.

Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок, охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.

Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный в блоке цилиндров. Привод насоса осуществляется зубчатым ремнем привода ГРМ.

Система охлаждения Лада Калина состоит из двух так называемых кругов циркуляции. Малый круг не включает в себя радиатор двигателя, и жидкость омывает только блок цилиндров и головку блока цилиндров, а также протекает через канал дроссельного узла и радиатор отопителя.

Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости.

При движении по большому кругу охлаждающая жидкость проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат. В нем установлены два клапана — основной и перепускной (дополнительный).

Основной клапан управляет циркуляцией жидкости по большому кругу, а перепускной — по малому. Клапаны связаны между собой: когда один открывается, второй закрывается, и наоборот.

Па холодном двигателе перепускной (дополнительный) клапан термостата открыт, и жидкость циркулирует только по малому кругу.

При температуре около 87 °С основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной — закрываться, и некоторое время жидкость циркулирует по малому и большому кругам одновременно.

При температуре 102 °С основной клапан термостата открыт полностью, а перепускной закрыт, и весь поток жидкости проходит через радиатор двигателя. При недостаточно интенсивном воздушном потоке охлаждение радиатора производится электровентилятором.

Он установлен за радиатором двигателя Лада Калина и включается по сигналу электронного блока управления двигателем. В цепь питания электродвигателя вентилятора встроен дополнительный резистор.

Шатун и его крышку сначала изготовляют как единую (неразъемную) деталь. После выполнения отверстий в верхней и нижней головках шатуна, специальным методом «раскалывают» нижнюю головку. Эта технология позволяет получить идеальное соединение крышки с шатуном.

Для компенсации теплового расширения жидкости в системе охлаждения установлен расширительный бачок.

В пробке бачка размещены впускной и выпускной предохранительные клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при ее остывании.

Техническое обслуживание термостата Лада Калина

Работы по замене термостата Лада Калина:

- Сливаем охлаждающую жидкость.

- Снимаем воздушный фильтр.

- Крестовой отверткой ослабляем хомуты крепления двух шлангов к патрубкам термостата.

- Отсоединяем шланги от патрубков термостата.

- Шестигранным ключом на 5 мм отворачиваем три стяжных болта корпуса термостата.

- Разъединяем корпус термостата и снимаем резиновое уплотнительное кольцо. Поврежденное уплотнительное кольцо заменяем.

- Надавив, поворачиваем упорную пластину пружины термостата и извлекаем исполнительный механизм термостата из снятой части корпуса.

- Проверить работоспособность термостата можно, опустив его в емкость с водой, разогретой до температуры, близкой к температуре кипения. Клапан должен открыться.

- Собираем и устанавливаем термостат в обратной последовательности.

Работы по снятию и установке термостата Лада Калина:

- Для снятия термостата в сборе, отсоединяем два шланга от патрубков крышки термостата.

- Аналогично отсоединяем еще три шланга от патрубков термостата.

- Отсоединяем колодку проводов отдатчика температуры охлаждающей жидкости.

- Отворачиваем гайку крепления «массового» провода.

- Отворачиваем две гайки крепления термостата Лада Калина к головке блока цилиндров.

- Снимаем термостат со шпилек и удаляем уплотнительную прокладку.

- При необходимости отворачиваем датчик температуры охлаждающей жидкости.

- Устанавливаем термостат в обратной последовательности, заменив уплотнительную прокладку новой.

- Заполняем систему охлаждения жидкостью.

- Убеждаемся в отсутствии подтекания жидкости в местах соединений шлангов с термостатом.

- При необходимости подтягиваем хомуты крепления шлангов.

Радиатор системы охлаждения Лада Калина

Операции по снятию радиатора Лада Калина:

- Сливаем охлаждающую жидкость.

- Снимаем электровентилятор.

- Пассатижами расшплинтовываем хомут и отсоединяем пароотводящий шланг радиатора.

- Крестовой отверткой ослабляем затяжку хомутов крепления верхнего и нижнего шлангов радиатора, снимаем шланги с патрубков радиатора.

- Ленточный хомут замените более надёжным (например, винтовым).

- Отворачиваем две гайки крепления радиатора охлаждения Лада Калина.

- Аккуратно извлекаем радиатор из моторного отсека.

- При необходимости снимаем с радиатора две резиновые опоры и выворачиваем пробку сливного отверстия с прокладкой.

Операции по установке радиатора Лада Калина:

Если радиатор был в эксплуатации, то перед установкой очистите его снаружи от грязи. Промойте его внутреннюю полость с моющим средством для системы охлаждения, а снаружи струей воды.

- При замене радиатора переставляем на новый радиатор резиновые опоры и пробку сливного отверстия с прокладкой (если на новом радиаторе они отсутствуют).

- Устанавливаем радиатор на место в последовательности, обратной снятию.

- Устанавливаем электровентилятор и соединяем колодки жгутов проводов.

- Заполняем систему охлаждения двигателя Лада Калина жидкостью.

- Убеждаемся в отсутствии подтекания охлаждающей жидкости в местах соединений.

- При необходимости подтягиваем хомуты крепления шлангов.

Проверка технического состояния системы охлаждения Лада Калина

При эксплуатации автомобиля оценивать состояние системы охлаждения можно по указателю температуры охлаждающей жидкости и уровню жидкости в расширительном бачке. Понижение уровня охлаждающей жидкости, как правило, вызвано нарушением герметичности системы.

На часть автомобилей Лада Калина установлен датчик уровня охлаждающей жидкости. При понижении уровня до отметки MIN загорается соответствующая контрольная лампа в блоке индикации бортовой системы контроля.

Уровень охлаждающей жидкости следует проверять на холодном двигателе. Некоторое повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости при нагреве и охлаждении двигателя неисправностью не является. Это связано с тепловым изменением объема жидкости.

Проверяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который должен находиться на 25 — 30 мм выше метки M1N, выполненной на корпусе расширительного бачка. Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже, доливаем в бачок охлаждающую жидкость.

Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения.

Проверяем отсутствие подтеканий жидкости из сливных отверстий радиатора и блока цилиндров двигателя Лада Калина, мест установки датчиков температуры, соединений резиновых шлангов системы охлаждения и их целостность.

Подтекание охлаждающей жидкости из-под шлангов можно попытаться устранить подтягиванием хомутов крепления шлангов. При этом не перетяните хомуты, т. к. они могут порезать шланги.

Проверяем целостность корпуса расширительного бачка, радиатора двигателя и отопителя. Убеждаемся в герметичности корпуса термостата и соединения насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров.

Проверяем отсутствие подтекания жидкости из дренажного отверстия насоса (находится в нижней части насоса), свидетельствующее об износе его сальника.

Для проверки термостата запускаем холодный двигатель. Температуру охлаждающей жидкости контролируем по указателю на щитке приборов, а циркуляцию жидкости по малому и большому кругу — на ощупь, по изменению температуры шлангов и патрубков системы охлаждения.

Если система охлаждения Лада Калина исправна, то при температуре охлаждающей жидкости меньше 90 С, основной клапан термостата должен быть закрыт, а охлаждающая жидкость циркулировать по малому кругу.

В результате этого нижний шланг радиатора и сам радиатор будет заметно холоднее корпуса термостата, по которому циркулирует горячая охлаждающая жидкость.

При достижении температуры охлаждающей жидкости около 90 С основной клапан термостата будет открываться и постепенно нарастающий поток горячей жидкости начнет поступать в радиатор. При этом сначала радиатор, а затем его нижний шланг начнут нагреваться.

При достижении температуры 102 С основной клапан термостата полностью откроется и весь поток жидкости будет циркулировать через радиатор. В этом случае радиатор станет горячим в верхней зоне и немного холоднее в нижней.

Оставляем двигатель работать до срабатывания электровентилятора радиатора двигателя.

При повышении температуры охлаждающей жидкости до значения, когда стрелка указателя температуры подойдет к границе красной зоны, электровентилятор должен включиться, а после понижения температуры — автоматически выключиться.

Если электровентилятор вовремя не включился, жидкость закипела, необходимо проверить исправность электродвигателя вентилятора или исправность системы управления двигателем.

_________________________________________________________________________

Лада Гранта, Калина

ВАЗ-2110

ВАЗ-2110

Лада Гранта

Лада Калина

Двигатель ВАЗ-21114 автомобиля Лада Калина

Обслуживание ремня привода ГРМ автомобиля Лада Калина

Обслуживание распредвалов и головки блока цилиндров двигателя Лада Калина

Ремонт поршневой группы автомобиля Лада Калина

Техническое обслуживание системы охлаждения Лада Калина

Компоненты топливной системы автомобиля Лада Калина

Ремонт сцепления автомобиля Лада Калина

Детали и сервис КПП автомобиля Лада Калина

Элементы привода передних колес автомобилей Лада Калина

Конструкция коробки автомат Jatco JF414E автомобилей Лада Калина

Компоненты передней подвески автомобилей Лада Калина

Техобслуживание задней подвески Лада Калина

Система рулевого управления Лада Калина

Конструкция системы тормозов автомобиля Лада Калина

Гидропривод рабочей тормозной системы Лада Калина

Сборочные элементы кузова автомобиля Лада Калина

_______________________

Автосигнализации

АКПП

Двигатели

Ремонт и сервис